Добавить свою статью
26 Марта 2015
Как побороть коррупцию в вузах

unnamed   Слово «коррупция» переводится с английского языка как «портить, развращать, разлагать», что достаточно точно отражает смысл этого уродливого социального явления. Отсюда становится абсолютно понятным, почему необходима борьба с ней.

Коррупция в вузах – это явление, когда руководитель или сотрудник вуза использует свои должностные полномочия с целью собственного обогащения помимо заработной платы.

Руководитель или преподаватель, используя свою власть, продает оценку студенту за деньги, подарки, сексуальные услуги и т.д.
И вот здесь сухое определение обретает страшный смысл: продается оценка, а значит под видом знаний, умений, навыков, продается и человеческое достоинство. Такой выпускник – будущий учитель или руководитель школы, вуза будет калечить детей, врач, купивший диплом, будет калечить пациентов. Каждый из нас может продолжить этот ряд. Унизительно и оскорбительно то, что такая коррупция, по разным источникам в интернете, присуща развивающимся странам.

Вот еще примеры коррупции:

Руководитель или сотрудник вуза захотел новую дорогую мебель в свой кабинет и далее покупает ее на деньги, которые оплатили за учебу студенты, их родители или получает ее за какую-нибудь нечестную услугу в качестве подарка.

Этот же руководитель или сотрудник в период строительства или ремонта вуза или школы или при покупке необходимого оборудования для заведения при выборе фирмы получает откат.

Коррумпированные руководители и сотрудники нанимают друзей или родственников, не имеющих нужной квалификации, на должности преподавателя, администраторов и сотрудников.

До боли знакомая картина. Но что же делать?

1. Как это ни звучит банально, начать надо с полного искоренения взяток в учебном заведении. Все академическое сообщество вуза должно понимать, что любое проявление коррупции снижает ценность дипломов, присуждаемых образовательным учреждением. Ведь любой случай коррупции, всегда так или иначе, рано или поздно, становится известным. Так, недавний опрос студентов в Кыргызской Республике показал, что 88, 73 % студентов дают взятки своим преподавателям. Это уже массовое явление, и в такой ситуации сложно изменять взгляды людей и формировать положительный образ вуза, к тому же даже один-единственный негативный случай способен уничтожить плоды многолетних усилий.

2. Необходимо сделать все, чтобы вузом руководил специалист, который честен в первую очередь сам. Политическая воля руководства вуза должна проявляться в неукоснительном соблюдении принципа академической честности и формировании понимания абсолютно всеми, что работники, допускающие нечестность в любом ее виде, будут уволены или соответственно наказаны. Я уверена, что принцип академической честности должен находиться в центре системы ценностей любого учебного заведения, и он не ограничивается только лишь запретом на взятки.

3. В вузах должны функционировать демократически избранные комитеты и среди них финансовый, в который входят руководители, преподаватели и персонал. Они контролируют бюджет университета. Когда-то я практиковала это в АУЦА, теперь в МУЦА. Это создает атмосферу транспарентности и доверия в учебном заведении к руководству.

4. Для эффективного руководства необходимо иметь прямые и надежные каналы связи со всеми подразделениями, сотрудниками и студентами, чтобы принимать наиболее верные решения на основе реальных фактов и мнений.

5. Руководители и сотрудники вуза должны убедить всех, и в том числе самих себя, что они действительно понимают, какова ситуация в их вузе и что на самом деле хотят ее улучшить. Кроме того, необходимо внедрять идею неотвратимости наказания любого сотрудника за намеренное нарушение принципа академической честности. Все должны быть оповещены об этом.

6. Самый действенный путь борьбы с коррупцией – достойная заработная плата сотрудников и преподавателей вуза. Руководство хотя бы должно убедить людей, что оно делает все возможное, чтобы оплата их труда действительно была адекватной. Из своего опыта знаю, что честное распределение поступивших за учебу денег, позволяет сделать зарплату вуза конкурентоспособной. Если преподаватели вынуждены брать у студентов взятки только для того, чтобы прокормить своих детей, коррупцию не искоренить никогда. И дело не только в необходимости выделения дополнительных финансовых средств на увеличение зарплаты преподавателей и сотрудников. Мне кажется, что во многих наших вузах настолько прочно укоренилась система подкупа и сопутствующих ей уродливых проявлений, когда многие студенты практически не учатся, а покупают свои оценки, что даже самые значительные финансовые вливания, вряд ли, могут что-либо изменить в лучшую сторону.

7. Мой многолетний опыт убедил меня, что преподаватели и студенты, как правило, предпочитают здоровую, не подверженную коррупции, среду. Я уверена, большинству из них не нужны унижения и неуважение, связанные со взятками. Это не только противоречит профессиональной этике, но, по сути, делает их ворами, вынужденными скрывать свои противоправные действия.

Для борьбы с коррупцией или хотя бы снижения ее уровня, на мой взгляд, можно применять следующие приемы:

Получение максимально полной информации обо всем, что происходит в вузе. Руководители должны организовывать встречи со студентами по возможности в виде неформальных бесед, в ходе которых побуждать студентов обсуждать все, что происходит с ними и особенно проблемы, возникающие на их пути получения образования. Например, в период моего руководства в АУК, а потом АУЦА, ланчи со всеми студентами и сотрудниками проводились каждый семестр. Группы в 15-20 студентов во время обеда рассказывали о своих проблемах, включая учебные и бытовые, и мы вместе обсуждали пути их решения. К концу семестра мы рассматривали, как были решены эти проблемы и подводили итог, насколько были удовлетворены потребности студентов. Эта же практика применяется и в Международном университете в Центральной Азии, она дает возможность отслеживать наиболее острые проблемы и своевременно их решать, а также, что немаловажно, выявлять все случаи нарушения академической дисциплины и коррупции.

Проведение письменных экзаменов вместо устных, что предоставляет возможность студентам максимально полно демонстрировать свои образовательные результаты и помогает при необходимости доказать это всем, а не только ограниченному числу присутствующих экзаменаторов. В настоящее время практика проведения устных экзаменов открывает путь необъективности и целому ряду злоупотреблений.

Повторное изучение курса (не пересдача экзамена), если студент не сдал экзамен или тест на положительную оценку. В вузах как правило, решающим должно являться выполнение сложного перечня критериев для удовлетворительного прохождения того или иного предмета. При этом, результаты всех экзаменов, даже не сданных, обязательно фиксируются в академической справке или вкладыше диплома. Таким образом, обеспечивается реальная картина образовательных результатов студента или выпускника.

Тщательное отслеживание процесса проведения экзаменов (например, преподаватель не должен сидеть и читать газету), с целью исключения случаев списывания. Игнорирование преподавателями данной процедуры провоцирует студентов на всякого рода нарушения и снижает качество диплома.

Проверка экзаменационных, курсовых и дипломных работ и рефератов студентов на предмет плагиата (использование чьих-то идей и мнений без указания ссылок на источник) – одного из самых явных проявлений академической нечестности.

Мониторинг образовательных результатов студентов (ведомостей) и выявление необычно высоких или низких баллов. Например, в нашей практике мы столкнулись с тем, что у студента в результатах по английскому языку обнаружился балл, который был намного выше, чем он обычно проявлял на занятиях. Мы провели расследование, и выявив причину, уволили лицо, ответственное за это. Анализировать ситуации, когда студент имеет одни только высокие или одни только низкие оценки, также может помочь выявить те или иные нарушения.

Эта тщательно выстроенная и прошедшая испытание временем система оценивания работает! Мы пришли к ней потому, что очень хотели, чтобы созданные нами университеты (и АУЦА, и МУЦА) стали по-настоящему эффективными высшими учебными заведениями, готовящими профессионалов, так как мы всегда помним, что помимо академической составляющей, важна также этическая.

А главное, в стране необходимо, наконец, ввести институт аккредитации. Так, по информации КирТАГ, министр образования Эльвира Сариева 10 марта этого года заявила, что в Кыргызстане закроют непрофильные для вузов и непопулярные для абитуриентов факультеты. Намерение министра перейти от количества к качеству и сам факт, что Министерство образования и науки задумалось над необходимостью что-то менять, говорит о многом, и я очень надеюсь, что будут какие-то позитивные результаты. Однако трудно согласиться с тем, что одно лишь закрытие юридических лиц при высших учебных заведениях поможет выполнить это благое намерение: необходима независимая система аккредитации как постоянно действующий механизм регулирования государственной политики в образовании.

Я думаю, начинать нужно с создания специального органа (такого, как ЦООМО) по аккредитации вузов, состоящего из независимых от государственных органов местных и иностранных специалистов, которые будут оценивать деятельность университетов. На мой взгляд, министерству ни в коем случае нельзя это делать самим.

Также важен процесс самооценивания вузов. Если они не будут подходить под заранее совместно принятые стандарты, то только тогда может быть приостановлена деятельность вуза или он может быть закрыт. Аккредитация – один из наиболее эффективных механизмов мониторинга качества высшего образования, как государственных, так и частных вузов, и если она заработает, то не нужны будут такие радикальные меры, как насильственное сокращение количества вузов.

При этом, я абсолютно согласна с Э. Сариевой в том, что необходимо прекратить практику снижения порогового балла ОРТ при зачислении в государственные вузы, что действительно будет способствовать повышению качества набора и обучения в вузах.

Честность не может выжить в атмосфе­ре, в которой нечестность не только терпится, но даже поощряется. Точно так же, как закон Грэшема "плохие деньги вытесняют хорошие деньги", действует в экономике, утверждение о том, что нечестность вытесняет честность, имеет силу и в академической среде. Даже лучшие и интеллектуально независимые сту­денты могут быть дезориентированными и страдать, испытывая разочарование в демора­лизованном окружении в случае, когда в про­цессе обучения они видят, что наград и вся­ческих благ возможно достичь путем обмана легче, чем честным трудом. Это же относится и к исследовательской практике. Если плагиат принимается как должное, если поощряется рабская приверженность ортодоксии, тогда интеллектуальный прогресс замедляется и даже сходит на нет. Таким образом, академи­ческая открытость, академическая свобода и академическая честность имеют принципи­ально важное значение для любого открытого и демократического университета.

Поэтому никакие изменения или улучшения невозможны без искоренения коррупции, так как борьба с ней является необходимым условием движения вперед: ее проявления угрожают самому понятию «образование», искажая саму его цель и сущность, ведь образование – это прежде всего формирование таких ключевых компетенций, как гражданственность, принципиальность, честность.

На мой взгляд, проводя реформы в высшем образовании, надо обратить внимание на всю систему образования нашей страны, начав с дошкольного образования ведь образование – это, образно говоря, домик, в котором средне-профессиональная и высшая школа являются только крышей, а фундамент – это дошкольное образование и начальная школа. Кстати, мы об этом говорили еще в 2002 году, и это закреплено в Концепции развития образования. Там же упоминается необходимость введения демократического управления вузами: совет попечителей, состоящий из уважаемых людей, филантропов, предпринимателей, которые участвуют в определении стратегии вузов.

Я глубоко убеждена, что образование - один из главных спасательных кругов, который поможет вытянуть страну из кризиса. Мы сейчас просто обязаны, используя мировой опыт, внедрять лучшие достижения в области образования и прежде всего принципы академической свободы, академической честности и критического (аналитического) мышления.

К. Шаршекеева, провост Международного университета в Центральной Азии

Вы также можете опубликовать на сайте АКИpress свою авторскую статью, мнение или комментарий по ссылке.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

02-10-2015
Дилетантизм и профессионализм: за кем победа в Кыргызстане?
3468

02-09-2015
Кто виноват или Учителя как пожизненные «мальчики для битья»
6785

18-08-2015
Реформы образования и здравоохранения сегодня и сейчас!
6597

15-08-2015
Об интеллигенции, неинтеллигенции и «интеллектуальной» импотенции
10740

29-05-2015
Общереспубликанское тестирование сегодня
6617

16-04-2015
Частное и государственное образование
8098

03-04-2015
Может ли Кыргызстан стать крупным экспортером образовательных услуг?
6625

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×