Заявления Алмазбека Атамбаева в Брюсселе вызвали большой резонанс в обществе. По сути, президент Кыргызстана повторил то же самое, что говорил и ранее. Но интерес заявления вызвали тем, что Атамбаев высказал свою позицию высоким чинам Евросоюза по актуальным вопросам, которые волнуют народ. Прежде всего, всех кыргызстанцев интересует вопрос о том, кто будет следующим президентом, как пройдут выборы осенью 2017 года? Особенно обсуждаемым является вопрос преемника. Эта тема настолько злободневна, что политики, которые претендуют на пост президента, заговорили о консолидированной борьбе с якобы преемником Атамбаева. И это несмотря на то, что президент, наверное, уже устал повторять, что не собирается кого-то выдвигать в качестве преемника.
Этот же вопрос интересует и руководство Евросоюза. Эта тема стала одной из ключевых во время встречи Атамбаева с председателем Европейского совета Дональдом Туском. «Надеюсь, что хоть вы знаете, кто станет следующим президентом и вашим преемником», — сказал Дональд Туск.
Алмазбек Атамбаев ответил, что не знает. «Выборы состоятся в третье воскресенье ноября этого года. Но я не знаю, кто станет новым президентом», - заявил Атамбаев.
Почему же этот вопрос настолько актуален? Вероятнее всего, актуальность этой темы продиктована мышлением нынешней политэлиты в Кыргызстане, плоды которого потом транслируются в офисы зарубежных посольств. Политические силы и политики, которые сложились при прежних режимах, не могут мыслить иначе. Они не могут представить себе, что Атамбаев просто уйдет и спокойно передаст свой пост избранному президенту. Это не вписывается в правила игры, по которым двигаются нынешние политики. Им трудно представить, что в стране возможна мирная передача власти. Эти господа давно уже одели шоры и не видят процессов, которые произошли в стране и происходят сейчас. А ведь в стране произошли тектонические сдвиги в общественном мышлении, которые изменили и народ. Граждане уже не приемлют старые, отжившие политические стереотипы, которые сводились только к тому, что дорвавшись во власть, определенная группа пыталась всеми силами удержать за собой на долгий срок управление государством.
Всем уже понятно, что старая парадигма в политике сводилось к одному стремлению конвертировать служебные полномочия, административные и политические ресурсы в финансовые. Поэтому и политики больше занимались популизмом, откровенным обманом, они прекрасно понимали, что потом все будет забыто, а силы будут брошены на осваивание госказны в корыстных целях, на распределение государственного пирога.
Самый поучительный пример – ситуация после апрельской революции, не успев похоронить павших от рук бакиевских палачей, некоторые члены Временного правительства начали борьбу за доступ к финансовым ресурсам, не только страны, но и сбежавших приспешников Бакиева. А некоторые, в то время, когда гибли люди на площади, ринулись захватывать имущество Бакиевых и их приближенных, то есть заниматься откровенным мародерством.
Смогут ли такие политики повести страну к созиданию? Смогут ли они перешагнуть через свои личные амбиций и корысть? Скорее всего нет. И дело даже не в том, что «горбатого могила исправит», а в том, что эти политики страшно завирусованы пороками и болезнями, которые почти 20 лет порождали монстров в виде Акаева и Бакиева. И о них, наверное, говорит Дракон, убившему его Ланцелоту, в знаменитой пьесе Шварца: «Меня утешает, что я оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души».
Атамбаев прекрасно знает этих политиков и понимает, насколько они опасны для страны, о чем он заявил во время визита в Евросоюз. «Мы молимся, чтобы элита Кыргызстана быстрее очистилась. Я думаю забрать многих из завистливых политиков с собой в конце года», - заявил Атамбаев.
Это встревожило тех, кого имел ввиду Атамбаев. Они бросились переворачивать и перетолковывать слова президента. Одним словом, запаниковали. «Все мы запутались в своей собственной паутине», говорит Бургомистр в пьесе Шварца, тяжело вздыхая. Так и наши политики запутались в своей паутине, но несмотря на это пытаются затянуть и других. Как это удачно сказано в знаменитой пьесе: «Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города».