Добавить свою статью
12 Февраля 2018
Стратегия 2040: Устойчивое развитие и 10 постулатов социологии
Как выпускник философского факультета МГУ и как социолог, которому посчастливилось проводить конкретные социологические исследования на предприятиях г. Москвы, и имеющий за плечами 30 лет преподавания философии и социологи хочу еще раз окинуть взором пройденный социологической наукой более чем полувековой путь. Речь идет об отечественной социологии не как о придворной служанке власти, а о независимой научной дисциплине, стоящей на страже национальных интересов кыргызского общества, кыргызского народа, социально и национально ориентированного правового государства.Сегодня нередко приходится слышать, что академическая социальная наука в период «перестройки» и реформирования якобы устранилась от решения тех проблем, которые стояли перед страной. Научная деятельность ведущих социологов страны, а также института социологического профиля Национальной академии наук полностью опровергает это утверждение.

Отечественная социология как наука показала свою способность реально оценить происходящие трансформации, дать им соответствующую оценку, осудить метод проб и ошибок, метод экспериментов над людьми. Она дала научно обоснованные предложения по корректировке курса реформ. Если бы долгожданный диалог между социологами и властью состоялся, то результаты реформирования акаевского, бакиевского и нынешнего времени были бы качественно иными, отвечающими национальным интересам страны, и социальная цена реформ была бы несравненно меньшей.

Контент-анализ социальной и социально-политической ситуации в годы трансформации в Кыргызстане позволил мне сделать принципиально новые концептуальные и теоретические выводы. В классических концепциях уровень и качество жизни долгое время считались прямым следствием роста материального благосостояния. В экономической науке на протяжении более 50 лет качество жизни оценивалось в материальном выражении: в деньгах и стоимости разного рода благ, связанных с ростом внутреннего валового продукта. Такой экономико-центристский подход к социальной реальности сохраняется и сегодня, когда, например, в качестве стратегического приоритета ставится задача удвоения ВВП.

Социологическая наука, не только отечественная, но и мировая, давно сделала иной вывод: в современных условиях оценка прогресса развития общества только на основе объективных данных, в том числе размера внутреннего валового продукта, некорректна. Удовлетворенность жизнью, качество жизни, уровень развития человеческого потенциала - многофакторны и не связаны прямой зависимостью с ВВП. Научно-технический, экономический прогресс не сопровождается автоматически прогрессом социальным, социально-политическим, духовным. Напротив, высокий уровень материально-технического благосостояния в обществе может сопровождаться моральными и нравственными потерями, ростом бездуховности, нарастанием социальных девиаций, рисков и угроз. Эти угрозы непосредственно связаны с социальным поведением людей, преследующих свои интересы и цели. Поэтому на передний план должна выдвигаться не только задача роста ВВП, а проблема человека и его социальной деятельности в условиях современной реальности, а следовательно, и проблема измерения социальной деятельности человека.

Как ее измерять? Отечественной и мировой социальной наукой и практикой создан и постоянно совершенствуется измерительный инструмент: система социальных показателей и индикаторов, позволяющих конкретно анализировать характер, содержание и направленность социальной деятельности людей, ее мотивацию, ценностные ориентации и социальные установки человека. Экономико-центристкий подход к социальной реальности продолжает доминировать в современном отечественном научном мышлении. В последнее десятилетие в отечественной и международной практике для анализа социально – экономической ситуации и оценки вероятности развития событий рахработны: индекс благополучия, индекс удовлетворенности жизнью.
Объективные экономические показатели, оценивающие развитие общества, были дополнены социальными индикаторами, агрегированными в индексы, реально оценивающие уровень прогресса как отдельной страны, так и группы стран международного сообщества. Широко известен вошедший в практику международных сравнений Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП), с которым работает Организация Объединенных Наций.

Отечественные социологи на основе обобщения международной практики могут разработать показатели эффективности государственного управления. С 1996 года рассчитываются индивидуальные и агрегированные индикаторы качества государственного управления. Введение системы социальных показателей эффективности государственного управления создаст механизм, позволяющий поставить и в правовом аспекте вопрос об ответственности властных структур за последствия своей социальной деятельности. Обобщив данные международной социальной практики, можно построить свою систему предельно критических показателей развития кыргызского общества. Эта система даст точку отсчета социальных изменений (прогрессивных или регрессивных), которые происходят в кыргызском обществе.

Важнейшей проблемой страны, требующей срочного государственного воздействия, остается благоприятная демографическая ситуация. Социологами и демографами страны можно было бы создать научно обоснованную концепцию социальной и социально-экономической обусловленности демографических процессов. Следует признать, что для устранения или по крайней мере смягчения факторов социальной дестабилизации при решении демографической проблемы необходимы существенные материальные затраты.

Практика в нашей стране показывает, что нередко государственные решения, которые по первоначальному замыслу должны были дать позитивный социальный эффект, в процессе реализации приводят к явно выраженным негативным последствиям для человека и общества. Здесь также оправдано привлечение социологии. Социология может выступать не только в качестве эксперта при принятии социальных, политических и социально-экономических решении, но и в качестве эксперта при оценке возможностей экономической и социальной эффективности проектов, научных открытий и социологических разработок. Социология – это обоюдоострое оружие, она может служить как во благо, так и во зло, и может быть использована как фактор социальной и политической дестабилизации. В «оранжевой революции» на Украине, агрессии в Грузии определенную роль сыграли антироссийски настроенные социологи, которые работали на средства и в интересах НАТО. Аналогичная работа по подготовке «цветных революций» ведется и на территории Центральной Азии и наша республика не является в этом ряду исключением.

В статье профессора социологии Кусеин Исаева и к.с.н. Сапара Сыргабаева «Через социалогию к устойчивому развитию» дан основательный анализ становления, забвения и возрождения отечественной социологии. Об уроках, которые вытекают из процесса восстановления научного и гражданского статуса социологической науки в Кыргызстане. Сегодня же, на страницах газеты «Слово Кыргызстана» автору этой статьи будет уместным обратиться к разработчикам стратегии – 2040 по совместному социологическому анализу реальных социально-политических и духовно-психологических процессов, которые определяют нынешнее состояние кыргызского общества.

Обычно, описывая качественные и количественные показатели различных сторон жизнедеятельности общества, социологи оперируют данными исследований и вытекающими из них оценками и выводами. Безусловно, в моем выступлении - это также найдет свое место. Видимо, это вопрос времени. Однако в каждом случае, перед тем как обратиться к результатам многолетних аналитических исследований, я буду пока использовать метод постулирования и сам термин «постулат». Как известно, данный термин употребляется и в логике, и в математике, и в философии. Чаще всего он соответствует аристотелевскому пониманию постулата, обозначающего положение, которое, не будучи доказанным, принимается в силу теоретической или практической необходимости за истинное. Многими веками позже к понятию всеобщего постулата обращался и Спенсер, обозначая этим понятием всеобщий критерий истины, очевидный сам по себе и дающий основание истинности.

При такой трактовке постулата возникает вопрос: а почему бы и в нашей отечественной социологии при том огромном массиве данных комплексных и аналитических социологических исследований, осуществленных за годы реформ, к тому же в режиме мониторинга и с использованием репрезентативных общекыргызских выборок, при той научной обработке накопленной базы данных не воспользоваться понятием постулата в качестве исходного положения, исходного допущения, которое характеризуют различные грани состояния социальных отношений в современном кыргызском обществе? Я вполне уверен, в социологическом постулировании есть немалый смысл. А потому с учетом темы этой газетной статьи я сформулирую 10 постулатов.
Постулат первый. Преодолев системный кризис 90-х годов, кризис, опасный своей способностью поражать все без исключения ячейки и сферы общества, Кыргызстан вышел на траекторию последовательного и устойчивого развития, что дает основание утверждать (даже несмотря на проявления мирового финансового кризиса): в целом за 25 лет преобразований, особенно за последние 7 лет, Кыргызстан реформирующаяся превратилась в Кыргызстан пореформенную с относительно сложившимися и динамично укрепляющимися государственными, политическими и общественными институтами, которые опираются на поддержку гражданского большинства, на рост позитивных общественных умонастроений.

Если перейти к социологическому пояснению данного постулата, отмечу: значительного негатива в жизни людей, на протяжении всех последних лет в кыргызском обществе наблюдалось хотя и не очень быстрое, но последовательное нарастание позитивных умонастроений. Я не случайно начал описывать сдвиги в несущей конструкции пореформенного кыргызского общества с нематериальных аспектов жизни: во-первых, с позиции постулируемого допущения они достаточно ярко выражены, представительны и регулярно в последние годы социологически выявляемы. А во-вторых, такова уж особенность кыргызской ментальности, которая проявляется в том, что накопленный позитивный потенциал нематериальных ресурсов способен компенсировать дефицит ресурсов материальных и социальных. Способен, во всем или не способен.

Постулат второй. Все самое качественно новое и самое распространенное по своим количественным показателям, по своим противоречивым и даже отягощенным последствиям произошло за годы наших реформ в трех сферах общества, определяемых термином «социальный». Это социальная стратификация, социальные неравенства, социальная повседневность. Качественные характеристики и количественные показатели, которыми описывается глубина изменений в этих сферах, вынуждают сделать принципиальной важности вывод: за годы реформ кыргызское общество сложилось как новая социальная реальность.Какова же эта реальность в социологическом измерении?

Постулат третий Переходя к анализу системообразующих социальных слоев пореформенного Кыргызстана, определяющих состояние социального развития общества сформулируем следующий постулат. Наиболее тревожными в контексте проблем бедности с точки зрения задач государственного управления выступают не столько численность бедных, сколько причины попадания в бедность, свидетельствующие как о неадекватности государственной социальной политики, так и о нездоровой ситуации на рынке труда. Каковы же эти причины в аспекте социологиеской интепретации?
Постулат четвертый. Серьезным вызовом государственной социально-экономической политике выступает наличие в стране высокой доли малообеспеченных, значительная часть которых балансируют на грани бедности (нуждающиеся). При первых же признаках замедления экономического роста эта группа может «сползти» в бедность, поскольку не имеет никакого «запаса прочности» (как в плане имеющегося имущества, так и сбережений). Что это означает?

Постулат пятый. За годы реформ в Кыргызстане, особенно в последние 20 лет, сложился массовый средний класс, близкий по своим сущностным чертам к населению в целом, но представляющий ту его часть, в которой сильные достижительные установки способствуют мобилизации всех ресурсов для постоянного профессионального саморазвития, ведущего в итоге к жизненному успеху.

В социологической интерпретации современный кыргызской средний класс – это люди, которые сумели успешно адаптироваться к новой социальной реальности, справедливо гордятся этим и в массе своей в отличие от слоев ниже среднего чувствуют себя хозяевами собственной судьбы.
Среди кыргызских экспертов много споров о критериях выделения среднего класса. Каковы же они с учетом международных показателей? И по пятому постулату надо провести многоразовые социологические замеры.

Постулат шестой. Наиболее резкое массовое недовольство кыргызстанцев связано с чрезмерной глубиной неравенств в распределении собственности и доходов. При этом решающую роль в определении позиции наших сограждан в вопросе о справедливости тех или иных неравенств играют не столько их личные интересы, сколько общие представления о справедливости, которые являются социокультурной нормой, характерной для кыргызского общества на нынешнем этапе его развития.

Это говорит о том, что в сегодняшнем Кыргызстане массовые реакции на социальные неравенства исходят из базовых ценностно-мировоззренческих позиций кыргызстанцев и в результате приобретают характер недовольства сложившимися в стране за годы реформ социально-экономическими отношениями, включая и распределение собственности, и распределение доходов. При этом протест с индивидуального уровня переходит на макроуровень, превращаясь из недовольства собственным положением в недовольство новой системой общественных отношений в целом. Таким образом, проблема легитимизации социальных неравенств в современном Кыргызстане и преодоления недовольства кыргызстан сложившейся сегодня в стране ситуацией заключается не столько в повышении зарплат бюджетникам или пенсий пенсионерам, а в общем изменении правил «игры», сближением этих правил с теми представлениями о справедливости, которые являются краеугольными для кыргызского национального самосознания. При этом основаниями легитимности различий в получаемых благах являются в представлениях кыргызстанцев именно труд, справедливое распределение по труду, а не близость к власти или умение «урвать» в ходе приватизации «жирный кусок».

Означает ли это, что все наши граждане являются упорными противниками частной собственности?

Постулат седьмой. Несмотря на радикальный характер происходивших в стране социально-экономических перемен, социокультурные стереотипы, определяющие общий склад сознания кыргызских граждан, изменяются достаточно плавно, эволюционно, а структура кыргызского социума продолжает обеспечивать надежную трансляцию базовых жизненных ценностей, мотиваций и способов восприятия действительности.

Постулат восьмой. В пореформенном Кыргызстане сосуществуют традиционалистски и патерналистски настроенная часть общества и те сограждане, в сознании которых доминируют идеи личной ответственности, инициативы, индивидуальной свободы, иначе говоря, носители модернистского сознания. Понятно, что речь идет о двух полярных типах мировоззрения или, можно сказать, о двух моделях альтернативного видения мира. Выделяется и та часть населения, которую следует охарактеризовать как носителей промежуточного типа сознания, сочетающего в себе элементы традиционализма и модернизма. Для того, чтобы выяснить сокращение числа модернизма или рост доли традиционалистов требуется ли конкретные социологические исследования?

Постулат девятый. Для кыргызстанцев одним из важнейших объектов общественного внимания, своего рода несущей конструкцией мировосприятия являются место и роль государства в экономической и социальной жизни. Результаты нашего анализа не только подтверждают, но и показывают обостренное восприятие нашими согражданами всего того, что связано с деятельностью государства в экономической и социальной сферах. При этом главная установка кыргызстанцев направлена на доминирование государства в экономике, в управлении собственностью.

Означает ли это, что большинство кыргызского населения выступают за возврат к огосударствлению всего и вся, а тем более за переход к плановой экономике?

Постулат десятый. Общенациональное сознание в пореформенном Кыргызстане характеризуется резким повышением удельного веса в нем массовых суждений и оценок внешнеполитической направленности. Концентрация общественного внимания и публичной реакции кыргызстанцев на международные события и процессы, затрагивающие интересы нашей страны, стала подниматься до уровня общественного внимания, которое проявляется обычно к событиям и процессам внутренней жизни.

В плане социологической интерпретации замечу: мы имеем дело с редким явлением в условиях конкретного исторического периода, когда внутренние и внешние аспекты деятельности государства практически в равной степени интересуют большинство наших сограждан. Подобное явление имеет свое основание. К середине 1990-х годов в массовом сознании кыргызских граждан постепенно утвердилось мнение, согласно которому, при всей своей привлекательности западный путь развития, опыт которого переносился когда-то на отечественную почву, для Кыргызстана не приемлем. Как следствие, культурно-историческая самобытность кыргызского общества стала интерпретироваться в качестве непреходящей базовой ценности. В соответствии с новой парадигмой стало переосмысливаться и отношения между «Мы» и «Они», в том числе применительно к внешнеполитическим задачам нашего государства.

И в заключение самый общий вывод: с позиции анализа динамики общенационального самосознания пореформенный Кыргызстан не просто встает на ноги, она самоопределяется и самоутверждается. За последние 6 лет правления Атамбаева А.Ш. она приобрела собственную субъектность, причем не только на внешнеполитической сцене, но и как страна с самостоятельной судьбой, собственными национальными проектами на будущее, справедливое, чистое общество «Таза коом».

Нынешний период Кыргызстана наши сограждане оценивают, как самый благополучный период всей новейшей истории, что затмевает даже спокойную и стабильную эпоху Турдакуна Усубалиева, а постепенное, эволюционное развитие реформ для подавляющего числа наших сограждан представляется преимущественным.

Все это говорит о собирании в пореформенном Кыргызстане в дополнение к финансово-экономическому огромного социально-психологического ресурса для возможного осуществления модернизационного прорыва, в котором крайне нуждается кыргызское общество. И если те, кто входит в систему государственного управления, не имеют права пропустить данный исторический шанс для всемерного использования сложившегося ресурса, для решения соответствующих практически- политических задач, то для социологов, в свою очередь, как социальных аналитиков, мониторинговое и комплексное отслеживание эффективного использования ресурсосоставляющих компонентов модернизации пореформенном Кыргызстане – дело профессиональной чести и гражданской ответственности и человеческой совести.

Калыс Ишимканов - Философ, магистр социологии

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

29-11-2018
Без вселенной Айтматова не навести порядок и во всей вселенной человека
4271

21-11-2018
Свет правды, добра и свободы
4289

04-05-2018
Поэма «Мы дети твои, земля»
5831

04-01-2018
Я у времени в долгу
4480

01-11-2017
«Таза коом» и новые стратегии социальной политики
5220

31-05-2017
«Таза коом» - кыргызский путь устойчивого развития
5384

28-09-2016
Поправки в Конституцию
3982

26-02-2015
Шесть вопросов кыргызского журналиста действующей власти Киева
5041

13-05-2014
Победит жизнь. Победит разум
3965

25-04-2014
Гражданин мира. О Чингизе Айтматове
6615

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×