Добавить свою статью
25 Февраля 2018
Новое открытие в истории: предки великого поэта Алишера Навои жили в Кыргызстане

9 февраля по традиции во многих странах мира, в том числе и в Кыргызстане, празднично отметили очередную 577-ю годовщину со дня рождения великого поэта, гениального государственного деятеля, гуманиста, ученого и суфийского мыслителя Алишера Навои (1441-1501), внесшего огромный вклад в сокровищницу мировой литературы.

Квинтэссенция информации о «Властелине сокровищницы слов»

Гений и незаурядные умственные способности Низамеддина мир Алишера проявились еще в детские годы: в пятилетнем возрасте он прочел философско-пантеистическую книгу «Парламент птиц» классика суфизма Фарид ад-Дина Аттара и выучил ее наизусть, так как был очарован этой поэмой.

Перу Навои принадлежат более тридцати фундаментальных научных трудов, непревзойденных произведений, сборников, написанных в 16 жанрах поэзии. Алишер Навои, как интеллектуал и высокоодаренная личность, владел многими языками мира и в общей сложности в своих произведениях использовал 1 млн. 370 тысяч 660 слов! Подсчет историками и литературоведами словарного запаса выдающихся поэтов в истории человечества показал, что никто в мире не может приблизится к словарному богатству Навои. Популярная в средневековье форма изложения философско - художественного мировоззрения в виде «Хамсы» - «Пятерицы», состоящей из пяти эпических поэм, была доведена Мир Алишером Навои до недосягаемой высоты совершенства. Ему заслуженно были присвоены титулы «Султан сокровищницы слов» и «Султан поэтов». Звание «Сохибкирон» - эквивалент «генералиссимуса», присвоенное Александру Македонскому, Амир Тимуру, Суворову и другим прославленным полководцам, в нарушение традиции только единожды в истории было присвоено не военному деятелю – поэту-гуманисту Алишеру Навои, как признание того, что он «своим пером сумел завоевать мир».

В честь Алишера Навои в Иране, Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Турции и ряде других государств названы морские суда, национальные библиотеки, проспекты, университеты, населенные пункты, выпущены памятные марки, денежные монеты и т.д. В районах и селах Кыргызстана в честь Алишера Навои названы ряд улиц и школ. В центре древнего города Ош расположен парк культуры и отдыха имени Алишера Навои. На территории этого красивого парка воздвигнут памятник поэту Навои, который хорошо просматривается со стороны центральной улицы, которой также присвоено имя Навои. Заново строящаяся в городе Ош правительством Узбекистана средняя школа также носит имя Алишера Навои.

В Узбекистане выдающимся деятелям страны присуждается Государственная премия имени Алишера Навои. Город - областной центр в Навоийской области Узбекистана, Национальная библиотека, Государственный музей литературы Академии наук РУз, Государственный академический театр, самаркандский университет названы именем Алишера Навои. Памятники великому просветителю установлены в ряде городов Узбекистана, Ирана, а также в Токио, Вашингтоне, Баку, Москве, Ашгабаде, Оше и других городах мира. Даже кратер на планете Меркурий был назван в честь этого великого поэта, мыслителя и ученого.

Но какое отношение имеет Алишер Навои, родившийся 577 лет назад в столице Хорасана - городе Герат к Кыргызстану? Этот вопрос интересовал меня еще со школьных лет, когда мой 107 летний прадед Ташлан Бобо, однажды рассказал нам, что Араван дал миру многих выдающихся деятелей, в том числе и Алишера Навои. В годы учебы на историческом факультете, и даже работы в госслужбе, я не прекращал искать и собирать материалы связанные с биографией Навои. Посещая как писатель и исследователь страны Востока, в частности, Иран, Турцию, Египет, Узбекистан, Саудовскую Аравию, общаясь на международных конференциях с историками, литературоведами, а также встречаясь с дипломатами, я пытался получить информацию о предках Алишера Навои. В 2015 году некоторые итоги долголетних изысканий я изложил в книге «Ойчулдар гулбагы» («Сад мыслителей»), изданной на кыргызском и узбекском языках («Тафаккур бустони». В данную книгу, состоящую из исторических очерков о жизни, мировоззрении и духовном наследии 34 мыслителей из Кыргызстана за последнее тысячелетие, включил также очерк об Исамеддине Палване – дедушке Алишера Навои по отцовской линии. Сведения о родителях и предках Алишера Навои.

Вкратце суть собранных мною письменных материалов и статей на эту тему, изданных в течение последних 40 лет, сводится к следующему. После смерти Амира Тимура во время его военного похода в Китай в 1405 году на престол темуридов взошел его сын Шахрух Мирзо. Из-за сложности управления огромными владениями империи из Самарканда Правитель объявил новой столицей город Герат. В Самарканде же для управления частью страны оставил своего сына, известного ученого астронома Улугбека, а сам выехал в Герат в окружении гвардии, состоящей из 2 тысяч проверенных и верных воинов и личных стражников. В личную гвардию Правителя был приглашен уроженец села Араван, Исамеддин Палван (Пахлаван), который был известен в регионе как сильный и опытный воин. В последствии, Исамеддин отличился во время боевых столкновений и несколько раз спас жизнь Шахруха Мирзо. Правитель ценил его преданность и самоотверженность, и выступил инициатором в женитьбе Исамеддина на красавице Шахрибану, дочери военачальника по имени Амир Буха. У них родился сын Гиясиддин, которому в последствии дали прозвище «Кичкина» из-за его невысокого роста, не смотря на то что он был из рода богатырей, ведь Пахлаван Исамеддин был высоким и крупного телосложения. Исамеддин Палван постоянно поддерживал связь с родиной и оставшимися там родственниками. Через караваны торговцев передавал им подарки и письма, написанные на белой материи – «чарсы» и выгравированные на деревянных дошечках. Эти письма и сувениры почитались и хранились в Араване и Оше как ценные реликвии. Гиясиддин Кичкина вначале служил в гвардии Правителя, где получил звание «Дарпа». В последствии он был назначен правителем иранского велаята Сабзавар и женился на девушке по имени Халимабану, любимой дочери известного полководца Саида Чанга. Халимабану обладала уравновешенным и очень покладистым характером. Через год в их семье родился чудесный ребенок, которому дали имя Низамеддин. Кто мог тогда предположить, что в будущем он прославится как великий поэт и ученый Низамеддин Мир Алишер Навои!

Низамеддин Мир Алишер обладал поразительной памятью и высокими умственными способностями. В своем развитии и образовании он значительно опережал своих сверстников. Учился вместе с детьми Правителя Хорасана в различных медресе и крупных учебных заведениях Герата, Самарканда и Мешхеда. Он рос в окружении творчески одаренных родственников - поэта, литератора Абу Саида и музыканта и каллиграфа Мухаммада Али, которые являлись родными братьями Халимабану. В годы учебы в Самарканде Алишер Навои дружил и общался со слушателями медресе из Оша, Аравана и Узгена. Навои близко подружился с земляками своего деда, в частности с Кадырбеком Танаваром, сыном казыя Ихтияриддина Шавкия. Алишер Навои также дружил и помогал в творчестве приехавшим в Самарканд на учебу Киямиддину Тавгачу, уроженцу города Узген, Юсуфу Андижани и Юсуфу Сафовий из Андижано-Ошского бекства. Друг детства и одноклассник Навои Хусаин Байкаро, после смерти своего отца Шахруха Мирзо, занял престол правителя Хорасана и назначил своего мудрого и просвещенного друга-поэта своим Главным визирем, Советником и Хранителем печати Султана. Навои в этих должностях проявил себя мудрым государственным деятелем, который неукоснительно соблюдал принципы справедливости, боролся с коррупцией и хищениями казны. Он настолько был занят творчеством и государственными делами, исследованиями и практикой суфизма, что счел нецелесообразным жениться и полностью посвятил свою жизнь созданию литературных шедевров. Мир Алишер Навои умер в расцвете творческих сил 3 января 1501 года в 60-летнем возрасте, не оставив после себя потомков, так и не воплотив в реальность горячее желание - совершить хадж. Много раз он откладывал выезд в Саудовскую Аравию. Совершить святое паломничество ему мешали различные обстоятельства- государственные дела, периодически возникавшая смута, попытки организации дворцового переворота.

***

В числе исследователей биографии Алишера Навои следует особо отметить ныне покойных ученых: члена-корреспондента АН Узбекской ССР, известного исследователя жизни и творчества Алишера Навои Бокий дамуллу и доцента Кокандского пединститута, кандидата филологических наук Валижана Мирзаева, которые оставили после себя ценные сведения, касающиеся биографии и гносеологии Навои. Имеются сведения о том, что к 1925 году в селе Араван проживали потомки из рода Исамеддина Палвана в 14-м поколении, из них в то время были живы араванцы Шамсиддин и Нуриддин. А из рода друга и сокурсника Алишера Навои в Самаркандском медресе Кадырбека Танавара (они вместе обучались примерно в 60-е годах ХУ века) в середине 20-х годов ХХ века в селе Араван проживали его потомки Жура Танавар и Дехкан Танавар. По подсчетам ныне в Кыргызстане проживают представители восемнадцатого поколения благословенного рода, подарившего миру великого поэта Навои.

Вместо послесловия

Ноябрь 2011 года... Во время пребывания в Мекке, куда прибыл накануне хаджа для участия в международной конференции, в моем сознании часто возникал образ Алишера Навои, вспоминал его стихи, написанные им в состоянии душевных страданий от несбывшейся мечты совершить умру и хадж. После долгих раздумий и переживаний за Навои, ушедшего из жизни, не оставив потомков, которые могли бы совершить за него заочный хадж - бадал, в последний день пребывания в священном городе я решил исполнить мечту Алишера Навои, совершив за него паломничество.

Согласно правилам совершения хаджа, я специально выехал за пределы города Мекка, где переоделся в белую материю паломника – ихрам, прочитал в мечети Айша два ракаата намаза с намерением совершить умру-хадж за Алишера Навои. Вернувшись в Масжид аль-Харам исполнил все обряды, обязательные при совершении паломничества. Семикратно обходя Каабу и столько же раз пробегая между горами Сафа и Марва, от имени Низамеддина Мир Алишера, читал аяты и дуа благословения душ его родителей и предков, в том числе Гиясиддина, Халимабану и Исамеддин Палвана. При этом я не чувствовал ни усталости, ни дискомфорта от давления, исходящего от бесконечно кружащихся вокруг Дома Аллаха миллионов паломников… Наоборот, в те счастливые часы, когда на меня на какой-то промежуток времени перестали воздействовать пространственно-временные измерения, я испытывал неописуемое чувство эйфории от исполнения заветной мечты Низамеддина Мир Алишера Навои… В тот момент я трансцендентно чувствовал рядом с собой светлый дух Навои. Казалось что его дух нашел успокоение и умиротворение…

По окончании обряда паломничества у меня возникла мысль о том, что в факте совершения умры-хаджа за Алишера Навои гражданином Кыргызстана через 500 лет после его смерти, а также в том, что в городе Ош если прямо следовать по улице имени Навои, то путник непременно окажется в Араване, где родились и жили предки Алишера Навои, кроется тайный смысл и подтверждающие знаки для его земляков, а также для всех людей, любящих и читающих великого поэта всех времен и народов.


Бегижан Ахмедов,

член Национального Союза писателей

Кыргызской Республики.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

19-11-2018
Американец, влюбленный в Центральную Азию
4851

15-02-2018
Угроза джихадизма приобретает глобальный характер
2941

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×