Добавить статью
16:02 26 Февраля 2018
Всемирные игры кочевников как важный этап развития аналогов олимпийских игр

Буквально на днях правительством Кыргызской Республики определена дата начала III Всемирных игр кочевников – 2 сентября 2018 года. Как стало известно, на сей раз спортивные состязания будут проходить по 36 национальным видам этноспорта, в которых, как ожидается, примут участие около 3 тысяч спортсменов из 80 стран мира. Освещать мероприятия будут около 500 представителей средств массовой информации из 50 стран земного шара. Интерес ко ВИК из года в год растет.

Меня как сына кыргызского народа берет гордость, за то, что именно наш народ стал инициатором весьма важного и нового начинания Кыргызской Республики, в лице Всемирных игр кочевников (ВИК). Горжусь тем, что именно Всемирные игры кочевников, последних лет выступают аналогом европейских Олимпийских игр, которому привыкли все. В действительности ВИК - это современные международные спортивные состязания кочевых народов, в прошлом, по этническим и этнокультурным видам спорта. В основу состязаний ВИК легли народные игры исторически кочевых народов не только региона Центральной Азии, но других регионов, континентов мира.

На сегодняшний день вновь стал вопрос, связанные с проведением III ВИК, хотя ещё в декабре 2017 года Премьер-министром Кыргызской Республики дан официальный старт к началу подготовки организации и проведению III Всемирных игр кочевников, весьма важному для нашей страны мероприятию.

Нам бы хотелось, остановиться на том, зачем и кому нужны ВИК? Что она даст нам – кыргызам, и что даст народам других стран, чьи народы в далеком и недалеком прошлом вели кочевой образ жизни? Что даст ВИК нашей стране, кыргызскому народу в сегодняшних условиях? Этим и другим проблемам хотелось бы бросить беглый исторический взгляд, высказать свои соображения и внести некоторые предложения.

Итак, что ест и что предлагает миру Всемирная игра кочевников? ВИК есть современный аналог древним, классическим олимпийским играм, альтернатива большому спорту европейцев и азиатов. ВИК это возрождение этноспорта и этнокультуры кочевых народов в условиях всемирной глобализации.

Прежде чем предлагать миру ВИК, наши желания и стремления, были направлены, еще раз доказать миру, что еще в далеком прошлом существовали альтернативные игры Олимпийским играм европейцев, которым до поры и до времени никто, из кочевых народов, не придавал значение. Хотя многие виды игр кочевников вполне могли быть достойными для включения в программу олимпийских игр, оказаться в системе олимпийских видов спорта, составить альтернативу олимпийским соревнованиям. Другое дело, вполне возможно, наши предки тоже не придавали тому большого значения. Может быть, потому, что на них, на олимпийские игры европейцев представители кочевых народов не были официально приглашены. Во всяком случае, нам историкам пока неизвестны сведения или информации, в которых содержались призывы или официальное приглашение на олимпийские игры древности, средневековья, да и нового времени. Кстати, представители кочевых народов, стали принимать участие в Олимпийских играх только начиная с ХХ века.

И еще одна причина, почему были предложены миру Всемирные игры кочевников. Конец XX - начало XXI века произошли изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни стран мира. Происходит быстрое господство глобализации всех сторон жизни народов и государств. Тем самым происходит размывание межкультурных барьеров, попросту говоря, происходит поглощения культур малых народов, более могущественными культурами и народами. Процессы глобализации приводят к сужению культурного многообразия не только кочевых, но и оседлых народов, что отразится не в положительном свете для дальнейшего развития этносов, как кочевых, так и оседлых. Многие народы, их этнические и культурные особенности находится на грани исчезновения навсегда. Многие сегодняшние транснациональные как этнополитические, так и социально-экономические проекты приводят к стандартизации культурных ценностей, поведенческих стереотипов и культурных образцов, тем самым теряя веками сформировавшийся быт, традиции и обычаи, этнические культуры, этноспорта и многое другое, кочевых народов, недалеком прошлом. В таких условиях этноспорт кочевых народов все больше и больше отчуждает как от самого этноса носителя, так и от всей человечности, в целом. В таких условиях трудно выйти невредимым из объятий всемирных глобальных изменений.

Исходя из этих соображений руководством нашей страны было предложено, и очень правильно, проведение ВИК. Правильность нашей инициативы показывает из года в год увеличивающиеся страны в участницы со всех континентов мира и количество видов спорта, официально включенных в программу ВИК. Таким образом, предлагая миру ВИК, Кыргызстан стал той страной, основная миссия которой является возрождение и сохранение культуры кочевых народов, самобытности и укладов жизни народов мира в сегодняшних условиях, в эпоху всемирной глобализации. И мы должны гордиться тем, что наша инициатива была поддержана многими крупными и малыми государствами мира.

Полагаю, неслучайно руководство нашей страны начала инициировать на международной арене имя ВИК. Ибо, как свидетельствует история кочевых народов, кочевой мир всех времен объединяет сотни народов. Культура кочевников удобна, проста, взята из жизни и полезна для кочевого образа жизни. Более того, культура кочевников своеобразна, неповторима, показывает весь быт, обычаи и традиции конкретного кочевого народа.

Элементарный пример, юрта кыргызов. Она приспособлена по всем статьям именно кочевому образу жизни. Наши предки, не заканчивая никаких вузов, не имея архитектурных образований, создали величайший шедевр кочевого народа, в лице белой юрты (в своем большинстве, кыргызские юрты имеют белый цвет). В юрте не используют ни одного гвоздя, болта или гаек, используется все подручные, в то же время крепкие материалы, экологически чистого происхождения. Кстати, кочевым кыргызам не приходилось далеко ходить за материалами для создания юрты, все материалы имелись в каждом хозяйстве. Чего стоит, например, куполообразная форма кыргызской юрты, строения, архитектура, выдержка, красота и практичность. Многие лучшие умы Европы ломали и до сих пор ломают голову, тому, как необразованные, отсталые как они думают, кыргызы, сумели создать такой шедевр. Мы не говорим, о том, что были двухэтажные, а то и трех этажные юрты, со всеми убранствами. И самое главное, кыргызские юрты очень просты в техническом отношении, легка к сбору и разбору, а также для переноса с одной местности на другой, которые зависят от места проживания кочевников, в степи или в горах, в пустыне или в лесу. Подобные кочевые жилища, в лице разной формы нашей юрты, имеют и ряд других кочевых народов, т.к. казахи, туркмены и др. Мне кажется в самом материальном, духовном и философском значениях заключается безграничность и богатство кочевой цивилизации.

К сожалению, многие поколения людей и многие знатоки истории народов, были сторонниками взгляда или позиции о том, что основными распространителями культурных ценностей и цивилизаций являлись оседлые народы. Между тем и кочевники, представители кочевых народов тоже были весьма важными, основными распространителями достижений культур и кочевых цивилизаций. Как свидетельствует история кочевых народов мира, именно благодаря кочевникам происходил культурный обмен между оседлыми и кочевыми народами, долин, степей и гор. В древности и средние века, когда не было массовых иностранных туристов, различных международных туристических форумов, люди жили в рамках своих селений, городов и долин, именно кочевники брали на себя смелость переселения из одной долины в другую, из одного региона в другую, из одного края континента в другой. Благодаря именно таким перекочевкам, переселениям, они делились своими достижениями в области культуры и быта, всесторонними знаниями с оседлыми народами. В свою очередь они брали у них все новое, ранее неведомое им знания и несли эти знания в новые регионы мира. Отсюда и вывод, что в распространении достижений культур и цивилизаций, немаловажная роль принадлежало именно кочевым народам.

И ещё одна сторона вопроса, заключается в том, что кочевая культура, кочевая цивилизация во все времена гармонично сосуществовала с природой. Кочевники всегда старались не вредить природе, не конфликтовать с природой, тем более старались не вызывать природных катаклизм. Кочевники, приспосабливаясь к экологической нише своего место проживания, старались не влиять на изменение местного земного ландшафта. Культура и традиции кочевников не были только милитаристскими, вопреки стереотипам, кочевники свое свободное время, все праздники и торжества проводили именно на природе, сливаясь с природой, играя в различные спортивные игры физического и интеллектуального характера. Эти игры сохранились до сегодняшних дней. Конечно, об играх кочевников мы будем говорить отдельно и подробно, ибо это будет другой темой.

Исходя из вышеизложенного и вытекает весьма важный момент того, почему именно кыргызы, сегодняшнее руководство Кыргызской Республики выступили с инициативой, об организации и проведении третью подряд Всемирных игр кочевников.

Полагаю, ВИК не только возрождает национальные виды спорта, многие из которых, были забыты современными поколениями кочевых народов.

Думаю ВИК, имеют далеко идущие, всесторонне целенаправленные задачи:

1. Прежде всего, возрождение и восстановление ранее забытых нынешними поколениями национальных игр кочевых народов Евразийского пространства. Более того, ареал распространения и масштабы ВИК охватывают все больше и больше территорий земного шара.

2. Одной из основной задачей организации и проведение ВИК, заключается в том, чтобы показать всему миру величие, красоту, естественный вид и дух кочевой цивилизации, в рамках этого показать быть и жизнь кочевых народов, в недалеком прошлом.

3. Не менее важной задачей выступает, тот факт, что на ВИК мы сумеем показать всему миру ценности, культуру и быт не только кыргызского народа, но и кочевой образ жизни каждого этноса кочевого мира, вместе с их этнокультурой и этническими особенностями.

4. Одной из главной целью и задачей проведения ВИК является, предоставление редчайшей возможности, как нашим соотечественникам, так и многочисленным зарубежным туристам воочию увидеть кочевые виды спорта в их первозданном виде, в исполнении представителей самих этносов, представляющих свой кочевой народ из разных регионов, континентов мира.

5. Весьма важным является и тот факт, что ВИК стремиться, к сохранению и возрождению культуры кочевых народов мира, через укрепление культурных связей между странами участницами.

6. Обогащение, сохранение и вывод на международную арену национальные виды спорта кочевых народов мира.

7. Посредством ВИК показать не только участникам игр, но и через СМИ всему миру предоставить возможность увидеть всю красоту и богатство, зрелищность, торжества жизни и быта всех кочевых народов мира, которые есть на сегодняшний день.

8. Поддержание организаций, учреждений как внутри страны, так ближнего и дальнего зарубежья, деятельность которых посвящена развитию и пропаганде этнокультуры, этноспорта в мире.

9. Не менее важной целью проведения ВИК является увеличение туристического потенциала страны организатора Игр, не только у нас, но и в будущем, в других странах, наследниках кочевых цивилизаций, культур и народов.

10. Благородным является и тот факт, что ВИК выводит на международные спортивные арены, по олимпийскому принципу, спортивные состязания по этническим видам спорта, кочевых народов. Поскольку, в основу идей ВИК, спортивным состязаниям в них легли народные игры, формировавшиеся веками, передававшиеся из поклонения в поколения нашими предками. Самое главное, сохранившиеся среди населения, ранее кочевых народов сегодняшней действительности.

Разумеется, первоначально рассматривались как игры кочевых народов только евразийского пространства. Однако со временем, эта идея находит все больше поддержки и в других странах мира, о чем свидетельствуют данные, о странах участницах 1-2 кочевых игр и предположение организаторов III ВИК. Ибо количество стран участников выросло от 19 на первых играх до 80, а количество игр кочевых народов от 10 во времена первых игр до 37 на третьих ВИК.

Если бросить беглый взгляд на прошедшие первые и вторые ВИК, то выясняется ряд интересных фактов. Первые Всемирные игры кочевников прошли в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области Кыргызстана 9-14 сентября 2014 года. Известно, что в них приняли участие спортсмены из 19 стран: Азербайджан, Австрия, Афганистан, Беларусь, Бразилия, Германия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Монголия, Россия, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Франция, Швеция, Южная Корея.

На первых ВИК были разыграны следующие виды национальных игр кочевников: Аламан байге, Жорго салыш, Кунан чабыш, Кок бору, Кыргыз курош, Алыш, Ордо, Тогуз коргоол, Эр эниш. Для первого раза этого было достаточно, организаторы исходили, наверное, ещё из того, как воспримут представители других кочевых народов, виды игр кочевников, включенных на I ВИК.

А во-вторых играх, расширились не только ряды стран участниц, но и виды спортивных состязаний и комплекты разыгранных медалей ВИК. На вторых ВИК вышеуказанным видам спортивных состязаний были включены ряд новых игр, для программы ВИК. Это Алай курош, Кыргыз курош, Гореш, Гюлеш, Ордо, Салбуурун, Атчабыш, Тай чабыш, Жорго салыш, Таяк тартыш, Жирит, Буркут салыш, Куш салыш, Жаа тартыш и др.

Более подробное сведения об играх, странах участницах, комплектов разыгранных медалей видно из следующих данных[1]:

Игры

Кол-во игр, виды спорта

ВИК

Кол-во стран участниц

Кол-во спортсменов, принимавших участие в ВИК

Кол-во компл-в медалей// кол-во видов спорта

Кол-во волонтеров

1

I игры

10

19

583

30//10

-

2

II игры

23

60

1000

387//23

700

3

III игры

(предположительно, согласно сайту ВИК)

37

80

2000

…//36

1700

Интересно, не только для иностранных гостей, но для многих поклонений кыргызстанцев были возрождены, восстановлены и предложены как спортивные мероприятии, соревнующихся сторон такие игры кыргызов и других народов как состязание балбанов - алыш, курош, Аламан байге, Кок бору, Кыргыз курош, Ордо, Салбуурун, Атчабыш, Тогуз коргоол, Эр эңиш и другие.

На II ВИК было увеличено количество спортивных соревнований до 23 видов: состязания балбанов - единоборств, конные скачки, салбуурун, соревнования лучников, демонстрация разных видов охоты с беркутами, шумкарами и других ловчих птиц, а также с охотничими тайганами.

Еще одним достоянием Всемирных игр кочевников было то, что и первые, и вторые игры сопровождались разнообразной этнокультурной программой. Отрадно, и то, что III ВИК уже дополнены новыми этномероприятиям - этнофестивалями и этноконкурсами: «этнохит», «этнофольклор», «этномода», «этнотанцы», «этнодом / жилище», «этноисскуство» (живопись, графика, скульптура) и др.

Отдельно, стоит подчеркнуть, тот факт, что из года в год улучшается юрточный городок на время ВИК, устраиваемые в ущелье Иссык-Куля. Как известно, в горной в ущелье Кырчын и в 2014 г., и в 2016 г. был построен разноцветный прекрасный юрточный город кочевой культуры кыргызского народа, где были воссозданы юрты кочевников, наших предков древности и средневековья, а также нового и новейшего времени, с их внутренним убранством и всей соответствующей красотой. Знатным и богатым оформлением как внутри юрт, так и наружных сторон. Именно их красочное оформление придавало значимость, торжественность и праздничное настроение, на протяжении всех праздничных дней.

Не меньшим украшением праздника было, установленные прямо в юрточном городке мастерские ремесленников по изготовлению изделий из дерева, кожи, шерсти и других ручных работ. Очень красочно были представлены конские сбруи, боевые и бытовые снаряжение, полезных в повседневной жизни кочевников. Весьма популярными были зергеры, мастера по изготовлению украшений из драгоценных металлов.

Весьма важной частью ВИК были Фольклорные фестивали, которые сопровождали участников и гостей на протяжении всех Игр.

Без ложной скромности, скажу, что я был приятно удивлен и возгордился за своих соотечественников за столь масштабной организацией ВИК, различных фестивалей, ярмарок, когда был участником II ВИК. Более того я был не только участником, но и сценаристом театрализованной постановки «Город Ош на Великом Шелковом пути». С гордостью можем отметить, что на Вторых всемирных играх в общем зачете город Ош занял первое место на II ВИК.

Полагаю, не только для туристов, но для самих Кыргызстанцев было очень интересными щедрости и разнообразия национальной кухни кыргызов, и не только кыргызов, но и других народов кочевников. Я сам был свидетелем того, что все регионы Кыргызстана представили образцы национальной кухни кыргызов, которые насчитывается сотнями. Этому были удивлены не только иностранные туристы, но многие поколения наших соотечественников.

Все это говорить о том, что ВИК важно и нужно не только для кыргызского народа, но и многим кочевым народам, чьи предки были кочевниками в недалеком прошлом историческом отрезке времени. Разумеется, многих волнуют вопрос, что она даст ВИК, нам – кыргызам, и что даст народам других стран, чьи народы в далеком и недалеком прошлом вели как кочевой образ жизни. Это, прежде всего, дополнительный, и весьма полезный имидж для нашей страны на международной арене. ВИК в сегодняшних условиях, это огромный стимул к возрождению не только этноспорта, но и национальной самобытности, этнических культур, традиций, обычаев и многое другое. И наконец, это вызов не только современным глобальным изменениям, но современным олимпийским играм, альтернатива подобным спортивным соревнованиям всемирного характера.

Исходя из вышеизложенного хотелось бы предложить ряд мер, в преддверии III ВИК:

1. Наверное, пойдут годы, прежде чем, привести виды этноспорта, включенных в программу ВИК, к тому состоянию, который есть сегодняшних олимпийских играх. Многие игры все ещё далеки от совершенства для игр международного характера. Следуют усовершенствовать их организации и проведения. Требуются много времени для того, чтобы широко пропагандировать, разработать особенности, смысл игры, отточить, довести до кондиции каждого вида этноспорта, подготовить профессиональных игроков, судейскую коллегию и многое другое. В принципе, это дело поправимое и сможем справиться и такой задачей.

2. Весьма нужная и необходимая особенностью III ВИК является тот фактор, что, наконец, то было обращено на научную сторону ВИК. Действительно необходимо не только выступление на различных СМИ, но и организовать конкретные научно-практические конференции, с участием именитых ученых, знатоков, этнографов, организаторов, спортсменов, с конкретными целями и задачами, относительно ВИК.

3. Надо широко пропагандировать каждый вид национальных игр, игр этноспорта включенных в программу ВИК. Посредством знатоков, надо довести до ума людей, туристов как появилась та или другая игра, в чем суть, смысл, какое значение имеют для людей и многое другое.

4. Пропагандировать ряд забытых игр, связанных с боевыми единоборствами, с охотой с ловчими птицами. Например, почему-то до сих пор не включен в программу ВИК такой комплекс игр боевых искусств как Камбар тепти. Это давно забытый вид единоборств, о чем стали говорит в конце прошлого и в начале нынешнего века. Данный вид спорта не популярен, может быть из-за того, что знатоков не очень много и очень многие не помнит о нем.

5. Широко привлечь мастеров и мастериц ручных изделий, тем самым показать богатство, разнообразие, красоту результатов рукоделия кыргызских мастеров из экологически чистых материалов, полезных для здоровья. Организовать прямо там, в юрточном городке мастер классы, как для своих соотечественников, так и для туристов, по изготовлению того или иного предмета домашнего обихода или изделия.

6. Всесторонне привлечь научную общественность, местных знатоков для пропаганды целей, задач и видов этноспорта ВИК, пропагандировать игры других кочевников, включенных в программу ВИК, с привлечением их же ученых и специалистов, показать роль и место нашей страны в развитии ВИК как международное явление, спортивные мероприятие имеющие весьма важное значение не только для кыргызского народа, но для всех народов, чьи предки в прошлом были кочевниками. Тем самым показать всему миру величие, красоту, разнообразие, полезность, сочетание с природой и торжественность каждого вида этноспорта ВИК.

Все это позволяет нам утверждать, что Всемирные игры кочевников, особенно третий, есть важный этап в развитии аналогов евразийских олим­пийских игр. Это достойно всесторонней поддержки не только представи­телями власти, но и широкой общественности, ученых, спортсменов, и специалистов игр, включенных в программу ВИК.

Список использованной литературы:

1. Материалы взяты и использованы автором из официального сайта Всемирных игр кочевников Кыргызской Республики.

Байболот Абытов, доктор исторических наук, профессор, член-корр. РАЕ, проректор по науке и международным связям ОшГЮИ

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью
Комментарии
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком