Добавить свою статью
6 Марта 2018
Если С.Жээнбеков начинает борьбу с коррупцией, то что тогда делалось при А.Атамбаеве? Или еще раз о тех, кто подставил С.Жээнбекова. И зачем

До сих пор в обществе обсуждают речь президента Кыргызстана Жээнбекова С.Ш. на заседании Совета безопасности по вопросу об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, надзорных и правоохранительных органах Кыргызской Республики. Президент выступил с жесткой критикой в адрес правоохранительных и силовых органов и обвинил их в коррумпированности и неспособности осуществлять борьбу с коррупцией.

Безусловно, в обществе с нетерпением ждали это первое официальное выступление нового главы государства и совершенно понятно, что он и его советники искали возможность «попасть» в настроения и ожидания электората.

И они «попали». Первое впечатление у народа всегда эмоциональное, а прокуроров и судей не любят нигде. Такова природа их профессии. Однако чем дальше, тем больше вопросов появляется у людей, да и у экспертного сообщества.

Самый первый вопрос: если Жээнбеков С.Ш. начинает борьбу с коррупцией, то что тогда делалось при Атамбаеве?

Последние четыре года я работал в Секретариате Совета безопасности. Пришел туда по предложению покойного Темира Джумакадырова, который оставил о себе в этой жизни добрый и светлый образ абсолютно порядочного и честного человека. В памяти народа Кыргызстана он остался как главный технолог борьбы с коррупцией.

Именно Джумакадыров Т.К., получив соответствующее задание от Алмазбека Шаршеновича, начинал работу по подготовке реформы правоохранительных органов. В рамках этого задания лично мне тоже довелось много читать, изучать положение дел в других странах. Поэтому заявляю ответственно, что нет в мире ни одной страны, где все граждане были бы довольны положением дел в судах, прокуратуре и органах правопорядка.

Судей, прокуроров и милицию (полицию) одинаково не любят в Америке, Европе и Азии. По разным причинам. Тем не менее, во многом благодаря этим структурам во всем мире обеспечиваются законность и общественный порядок. Без их работы не будут действовать ни одни самые лучшие законы.

Кыргызстан не исключение. Вспомните, какие уродливые силовые структуры сложились за время правления двух семейно-клановых режимов! Какими деморализованными были наши силовики! Честным сотрудникам не давали работать. Коррупционеры почти открыто похвалялись наворованным! Еще в 2013 году у нас одни политики «лазали» на забор Белого дома, другие захватывали здания областных государственных администраций, перекрывали дороги. А хулиганы из одного из сел Прииссыккулья захватили губернатора области и несколько месяцев держали в напряжении весь Кыргызстан.

И вот в этой тяжелой обстановке государство во главе с Атамбаевым А.Ш. развернуло тотальную борьбу с коррупцией, начало судебную реформу, а затем приступило и к реформированию правоохранительных органов.

В итоге в Кыргызстан пришла общественная стабильность. Постепенно налаживается экономика. Международные организации вывели нас из списка бедных стран. Кыргызстан ставят в пример по части проведения демократических выборов.

А ведь во всем этом, кроме политической воли Атамбаева А.Ш., а также мощной поддержки со стороны общества и СМИ, была ведь еще и огромная работа со стороны правоохранительных органов! Трудно поверить, что бывший премьер-министр Жээнбеков С.Ш. мог не знать об этом. Более того, успехи антикоррупционной политики стали одной из предвыборных «фишек» самого Жээнбекова С.Ш. на прошедших всего 5 месяцев назад президентских выборах.

Кстати, о политической воле главы государства. Вспомнилось высказывание легендарного правителя Сингапура Ли Куань Ю, который советовал другим правителям, вставшим на путь борьбы с коррупцией – «Начните с того, что посадите в тюрьму трех своих близких людей. …Тогда вам поверят…». Для тех, кто забыл, напомню, президенту Атамбаеву А.Ш. довелось пройти через это испытание.

Сегодня многие эксперты задаются вопросами о том, что же все-таки стоит за громкими заявлениями президента Жээнбекова С.Ш.

Очень надеюсь, что здесь речь идет об обычной подставе со стороны окружения, которое примитивно жаждет власти. А вот вчерашние противники Жээнбекова С.Ш. совершенно очевидно увидели здесь возможность вновь «ушатать» Кыргызстан.

Никто же не верит, что начавшиеся при Жээнбекове С.Ш. митинги могут быть случайными или стихийными? Кому-то ведь это надо? Эти людишки привыкли работать на чужих дядей и теток. А недоброжелателей у Кыргызстана хватает.

Дело в том, что после речи президента «возбудились» многие из тех, кого общество как бы уже «списало» в пассив политической жизни. Это «бывшие», это регионалисты, это мародеры и так далее. Буквально «ожили»…

Посмотрите, кто сегодня выступает в поддержку заявлений Жээнбекова С.Ш.! Как правило, те, кто вчера еще «одаривали» Сооронбая Шариповича самыми хлесткими прозвищами, подозревали в связях с радикалами и экстремистами, потешались над его внешностью. А сегодня он вдруг стал для них и «стройным», и «статным», и даже «стильным». Уверен, президент и сам знает цену Отунбаевой Р.И., Чолпонбаеву М.Ш., Джакуповой Ч.И., Э.Байсалову, Р.Карасартовой, Б.Наргозуеву., …

Вернемся к «разгромной» речи президента. Мнения о ней разделились. Одни называют правдивой. Но в комментариях есть и такие, что считают речь популистской. Задаются вопросом, кто сделал ее таковой? По их мнению, не может Сооронбай Шарипович не помнить о том, как на заседаниях того же Совбеза в адрес возглавляемого им в 2016-2017 годах правительства высказывались настоятельные требования принять более решительные меры по реформированию правоохранительных органов. Совершенно ведь очевидно, что он прекрасно знает, какой огромный объем работы сделан за прошедшие 6 лет.

Не может Сооронбай Шарипович не помнить также и того, что уже через 10 месяцев (с 1 января 2019 года) будет приведена в действие «бомба» под основными коррупционными схемами в судах и правоохранительных органах. Эта «бомба» была заложена в 2016 году Советом по судебной реформе и принята Жогорку Кенешем в виде 7 (семи) совершенно новых законов и кодексов. В том числе нового Уголовного кодекса, нового Уголовно-процессуального кодекса и так далее. Эти кодексы и законы обеспечат прозрачность суда и следствия, заставят вести аудио- и видеотрансляцию судебных заседаний, усилят контроль за процессуальными действиями, создают более жесткие рамки для судей, прокуроров и следователей, уничтожают коррупционные «зазоры».

Должен также отметить, что именно на правительство законами возложена огромная работа по имплементации этих новых кодексов, их организационному и финансовому обеспечению. К сожалению, данная работа велась недостаточно быстро.

Никак не мог президент забыть и того, что в результате очень жесткой борьбы с многочисленными «лоббистами» Атамбаеву А.Ш. удалось решить вопрос об исключении дублирования в работе силовиков. Для этого пришлось даже вносить изменения в Конституцию страны! Нелегко, но очень важно было отобрать функции следствия у органов прокуратуры, а в МВД ликвидировать бывший ОБХСС. И очень много другого было сделано…

Так в чем кроется причина такой метаморфозы? Это второй вопрос, возникающий после прочтения речи президента.

Спичрайтеры, эксперты, советники президента допустили серьезную ошибку и вероятнее всего преднамеренную. Очевидно и то, что эти тезисы выступления были подготовлены вне стен секретариата Совета безопасности. Закулисные «спичрайтеры» умудрились выстроить тезисы таким образом, чтобы скрыть истинный смысл отдельных посылов, даже от самого президента и тем самым создали ситуацию, исключающую возможность для стратегического маневрирования в будущем. Однако, авторы тезисов допустили грубейший просчет и видимо не совсем хорошо были знакомы с ранее принятыми концептуальными документами и результатами борьбы с коррупцией.

Ощущение того, что речь писалась где-то «на стороне» усиливается, когда сравниваешь содержание речи президента и проект Решения Совета безопасности, розданный накануне участникам заседания. Разница в оценках сделанного за прошедшие годы - огромная!

Например, как разнятся речь, которую народ услышал и Решение Совбеза, которое «пошло» на исполнение чиновникам:

Речь Жээнбекова С.Ш. от 8 февраля 2018 года: «…государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции».

Решение Совета безопасности от 8 февраля 2018 года, подписанное также самим Жээнбековым С.Ш.: «Совместные усилия государства и общества в последние годы позволили Кыргызской Республике сделать значительный шаг на пути построения национальной системы по противодействию коррупции».

Речь Жээнбекова С.Ш. от 8 февраля 2018 года: «Мы должны услышать голос народа и признать горькую правду. Борьба с коррупцией должна обрести всенародный характер».

Решение Совета безопасности от 8 февраля 2018 года, подписанное также самим Жээнбековым С.Ш.: «При поддержке общества и средств массовой информации в органах государственной власти обеспечивается прозрачность при принятии управленческих решений, повышается ответственность их руководителей.

…Все это привело к существенным качественным сдвигам. Коррупция в Кыргызстане перестала быть способом государственного управления, в обществе сформировано устойчивое негативное отношение к коррупционерам».

Речь Жээнбекова С.Ш. от 8 февраля 2018 года: «Самая главная сила в этой борьбе – это политическая воля главы государства! …Такая политическая воля у меня есть, я готов к этой борьбе!»

Решение Совета безопасности от 8 февраля 2018 года, подписанное также самим Жээнбековым С.Ш.: «Политическая воля руководства Кыргызстана, выраженная в указах Президента Кыргызской Республики и решениях Совета обороны Кыргызской Республики о Государственной стратегии антикоррупционной политики от 2 февраля 2012 года и мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти от 4 ноября 2013 года, а также поддержка со стороны гражданского общества и бизнес-сообщества стали основой для самоочищения большинства государственных органов».

Речь Жээнбекова С.Ш. от 8 февраля 2018 года: «…Ко мне уже поступают обращения о том, что серьезные преступления остаются не раскрытыми, соответствующие органы увлекаются лишь борьбой с мелкими правонарушениями и о том, что те, которые входят в верхние эшелоны, вновь становятся неприкасаемыми.

Решение Совета безопасности от 8 февраля 2018 года, подписанное также самим Жээнбековым С.Ш.: «Впервые в истории страны началось уголовное преследование высших должностных лиц».

Речь Жээнбекова С.Ш. от 8 февраля 2018 года: «Силовые структуры борются не с факторами, порождающими коррупцию, а в основном с их последствиями. За последние три года органы, которые ведут борьбу в этом направлении, не дали никаких предложений. Почему ничего не делаете в этом направлении, нет предложений в этом направлении?».

Решение Совета безопасности от 8 февраля 2018 года, подписанное также самим Жээнбековым С.Ш.: «В соответствии с антикоррупционными указами Президента Кыргызской Республики в государственных органах на постоянной основе выявляются и ликвидируются коррупционные схемы.

…В лице Совета безопасности Кыргызской Республики в стране формируется государственный институт, который последовательно берет на себя функции координации борьбы с коррупцией, ее организационного и методологического обеспечения.

В 2016 году внесены поправки в Конституцию Кыргызской Республики, которые открыли путь для устранения дублирующих функций в правоохранительной системе и повышения ответственности судей.

Последовательные шаги государства в осуществлении судебной реформы позволили на две трети обновить судейский корпус, повысить прозрачность судебных процессов и доступность их результатов для общества, улучшить материальное и финансовое обеспечение деятельности судов.

Особое значение для реализации антикоррупционной политики будет иметь вступление в силу с 1 января 2019 года целого пакета из 7 новых кодексов и законов в части уголовного и уголовно-процессуального законодательст-ва, принятых по инициативе Совета по судебной реформе.

В 2016-2017 годах проведена значительная работа по реформе правоохранительных органов…»

Чувствуете разницу? Но народу-то дали послушать именно речь, где весь позитив разместился в одном абзаце, да и то, там где речь идет о материально-техническом и финансовом обеспечении судов и правоохранительных органов.

Имеется много других вопросов, ответы на которые дадут последующие шаги президента.

Например, в обществе активно обсуждают многократный (почти в 5-10 раз!!!) рост таможенных платежей после недавних перестановок в Гостаможенной инспекции и увольнения там некоторых руководителей. Но в речи о хищениях на таможне сказано лишь вскользь!

И позвольте вновь возвратиться к вопросу, каковы истинные и глубинные причины озвученных на заседании Совбеза обвинений? И вновь повторяю, очень хотелось бы, что сам лично Сооронбай Шарипович оказался лишь попал в неведение и введен в заблуждение какими-то «ушлыми» ребятами. Позволю себе предположить, что за действиями этих «ребят» кроются более прагматичные цели.

В центральноазиатских государствах традиционным инструментом удержания и узурпации власти многие считают прежде всего правоохранительные органы. К сожалению, и наша страна переживала такие периоды, когда близкое окружение президентов посредством правоохранительных органов решала свои коррумпированные и преступные задачи. Все хорошо это помнят и знают итоги.

Последние 6 лет Алмазбек Атамбаев активно предпринимал меры по недопущению возврата страны в эпоху семейно-кланового режима, все попытки реваншистов возродить былой порядок пресекался на корню. Особую роль в этом сыграли правоохранительные и силовые органы, которые не позволили дестабилизировать ситуацию в стране, особенно в предвыборный период. В результате чего в стране спокойно прошли выборы и народ избрал Жээнбекова С.Ш. своим президентом, предпочитая спокойствие и стабильность в стране.

Но все это может быть потеряно в миг и в итоге Жээнбеков С.Ш. может остаться в истории как президент, во времена которого страна вновь погрузилась в нестабильность. Не дай Бог!

Попытки закулисных игроков усилить свои властные позиции в системе государственного управления ни к чему хорошему не приведут. Очевидно, что признаки этих попыток наблюдаются и сейчас. Ведь не зря теневые спичрайтеры закладывали такие противоречивые тезисы, тем самым породили на политическом поле предпосылки развития различных сценариев, начали поднимать головы те, кто жаждет возврата прежних устоев, возврата президентской формы правления. И для реализации такого сценария и укрепления своих позиций активно привлекают в свои ряды оппонентов экс-президента, а также чиновников лишившихся «кормушки».

Последняя тенденция усиленного выброса в социальных сетях информации, прежде всего направленной на дискредитацию команды Атамбаева А.Ш.,, формирование мнения об отсутствии результатов ее антикоррупционной деятельности и несостоятельности парламентской системы является дополнительным доказательством существования таких намерений. Они не погнушались даже затронуть память Темира Джумакадырова, втаптывая и смешивая с грязью его заслуги и стремление изменить ситуацию в стране к лучшему.

Верно, покойные не могут ответить и дать отпор. На это и была рассчитана эта подлость.

Очевидно, что при таких условиях и тенденциях следующим будет разыгрываться региональный фактор среди политической элиты, что без сомнения влечет угрозу целостности страны путем регионального деления.

Такая ситуация будет выгодна для тех же самых реваншистов. Это глубоко ошибочно недооценивать их финансовые ресурсы. И они же сейчас поют дифирамбы вновь избранному президенту о своей безоговорочной готовности поддержать его.

Народ Кыргызстана голосовал за преемственность, потому что хочет стабильности и развития. Для любого президента важно держать свое окружение в жестких рамках, а в условиях Кыргызстана, где уже было два семейно-клановых режима, это требование еще более актуально. Нам нельзя допустить появление новой “семьи”, важно уберечь страну от раскола и постоянно помнить о трагических уроках 2010 года.

Короля делает свита,
может помочь, а может и ...

С искренним сопереживанием за будущее страны экс-секретарь Совета безопасности Алмазбек Курманалиев

PS: прошу не принимать данные заметки как опус «обиженного». Во-первых, я сам ушел с должности секретаря Совета безопасности и сохраняющаяся до сегодняшнего дня вакантность данной позиции тоже о чем-то говорит. Во-вторых, должности не значат ничего по сравнению с добрым именем, а мне, я уверен, судьба подарила возможность участвовать в очень большой и плодотворной работе по искоренению коррупции в Кыргызстане. И, в-третьих, я знаю, что народ увидит результаты этой нашей работы, которую мы проводили в Совете безопасности в период с 2012 по 2017 годы.

Желаю и Сооронбаю Шариповичу реальных успехов в борьбе с реальной коррупцией. Все мы заинтересованы в нанесении ей окончательного разгрома.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×