Добавить свою статью
15 Марта 2018
Обсуждения закона Жилищного кодекса

Дефицит нежилых помещений и зданий вынуждает занимать все больше места под бизнес и другие нужды в жилых домах. Недостаточная урегулированность такого соседства, отсутствие единых критериев по размещению видов деятельности, неопределенность прав и обязанностей собственников нежилых помещений, расположенных в жилых домах, рождают острую социальную напряженность и дестабилизируют оборот недвижимости. Часто на этой почве возникают конфликты, горожане хотят покоя и удобства, а бизнес – развития.

Население давно привыкло к магазинам, кафе, сервисным центрам в шаговой доступности от места проживания. Несомненно, это удобно, но создавать этот сервис необходимо на основании строгих требований, учитывающих как справедливое желание обитателей домов жить в тишине и покое и в то же время получать максимальное количество необходимых услуг, так и развитие предпринимательской деятельности, и поступление налогов в соответствующие бюджеты.

Перепрофилирование нежилых помещений началось, когда еще действовал старый Жилищный кодекс. В начале 2000 года повсеместно началась активная скупка недвижимости на первых этажах многоквартирных домов и переоборудование их под кафе, магазины и т.д. Новый Жилищный кодекс, принятый в 2013 году, также разрешал вести деятельность, но какую именно – статья 20 кодекса точно не указывала. В ней было написано, что в течение шести месяцев после принятия нового жилищного кодекса правительство должно было разработать перечень разрешенных видов деятельности в нежилых помещениях многоквартирного дома. Но это не было сделано за все это время. Казалось бы, если нет перечня, то и собственники не имели права вести какой-либо бизнес в нежилых помещениях. Однако они продолжали заниматься этим, что не только противоречило закону, но и наносило вред жителям домов. Жители писали в соответствующие инстанции жалобы на незаконную деятельность, но по причине несовершенства статьи кодекса они не могли защитить свои права. И только в августе 2017 года правительство утвердило своим постановлением перечень разрешенных видов деятельности в нежилых помещениях многоквартирного дома. Казалось бы, после такого долгожданного события жители могли на законном основании потребовать, чтобы хозяева приостановили незаконную деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов. Однако ничего подобного не произошло.

Начальник управления развития и мониторинга ЖКХ Госстроя Максат Амираев ответил следующее на вопрос, почему не ведется работа по устранению нелегальной деятельности объектов: «В соответствии с Техническим регламентом "Безопасность зданий и сооружений" контроль за эксплуатацией нежилых помещений находится в компетенции Госэкотехинспекции, а также органов местного самоуправления. По предложению Госстроя в настоящее время прорабатывается вопрос создания жилищной инспекции в рамках деятельности Госэкотехинспекции либо органов местного самоуправления. Жилищная инспекция непосредственно регулировала бы эти вопросы». Комментируя указанное постановление, начальник управления Градостроительства и Архитектуры МП Бишкекглавархитектура, Замира Кангельдиева сказала: «Перечень распространяется только на те объекты, которые были открыты после принятия нового Жилищного кодекса в 2013 году. Он не действует на объекты, которые были открыты во время действия старого кодекса, так как закон обратной силы не имеет». Практически такой же комментарий дало руководство Главэкотехинспекции и юрист правительства. Между тем Максат Амираев сообщил, что «требования статьи 20 нового Жилищного кодекса действует на все объекты, независимо от того, когда они были открыты – при старом или новом ЖК».

Получается, что один и тот же закон интерпретируются по-разному. Но кто говорит правду – в этой ситуации довольно трудно разобраться. Однако, если проанализировать полученные ответы, опираясь на простую логику рассуждений, то можно сделать следующие выводы. Например, из первого ответа получается такое предположение: «Если при старом Жилищном кодексе в нежилых помещениях многоквартирных домов работали общественные туалеты, прачечные, бани, сауны, кафе, магазины по продаже взрывоопасных веществ и т. д., то они могут и дальше спокойно продолжать свою работу. Обоснованием этому служит вышесказанное мнение специалистов, которые утверждают, что «закон не имеет обратной силы». При этом работать они могут, даже несмотря на то, что в перечне прописано, что такая деятельность считается запрещенной, потому что угрожает здоровью и жизни граждан». Кстати, об этом было сказано специалистам, однако не было дано вразумительного ответа. В результате оставалось только недоумевать, как один закон может иметь силу для одних людей, а для других – не иметь. Это можно сравнить лишь с тем, как если бы новая Конституция действовала только для тех людей, которые родились после ее принятия. Что касается других, рожденных до нее, то они имеют право жить только по законам старой Конституции. Но, если речь зашла о Конституции, то именно в ней заложены принципы равноправия: законы равны для всех. В этой связи заявление специалиста ЖКХ является более логичным и обоснованным.

Разработка проектной документации дома является одним из первых и главных условий для строительства дома. В былые времена после того, как дом сдавался в эксплуатацию, любая его перепланировка строго пресекалась, потому что это могло привести к негативным ситуациям. Однако многие кафе и рестораны в начале 2000-х годов открывались без учета многих факторов, ведь страна встала на путь рыночной экономики. В настоящее время деятельность точек общепита, расположенных в жилых домах, это бич для горожан, и в основной массе они представляют опасность, как для дома, так и для его жителей. Основная причина такого правонарушения кроется в том, что разработчики Жилищного кодекса (старого и нового) в статьях, регулирующих деятельность объектов в жилых домах, не рассматривали то обстоятельство, что все действия по перепрофилированию должны вестись в соответствии с проектной документацией здания, а также определенных критериев. Но, как уже говорилось, ошибка была исправлена, и в примечании перечня было написано: «не допускается размещение предприятий общественного питания с числом посадочных мест, не предусмотренных проектной документацией. Эта поправка доказывает, что именно проектная документация жилого дома становится определяющим фактором возможного перепрофилирования помещений в ту или иную деятельность. Кстати, во время расследования только директор Государственного Института сейсмостойкого строительства и инженерного проектирования Улан Азыгалиев дал ответ на вопрос, могут ли в домах, построенных в 60-70 годах, функционировать кафе: «Кафе могут работать, если во время строительства дома в проектных решениях они были предусмотрены».

Закон не имеет обратной силы. Однако может ли он не признавать проектную документацию, которая служит гарантом безопасности дома, и, который, по идее, должен был браться за основу всегда, каким бы изменениям ни подвергался Жилищный кодекс? Как решить этот вопрос, а также, почему требования не имеют единого подхода в его решении, Максат Амираев ответил, что «критерии установлены, к сожалению, нет соответствующего надзора. Даже если он есть, то на практике не работает. И мы ведем работу в этом направлении».

Жылдыз Сакишева

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

31-12-2020
Старые и заброшенные дома Бишкека
7699

04-05-2016
Межкультурный диалог разрушает ложные стереотипы
8480

28-01-2016
Право на достойную жизнь
10207

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×