Добавить свою статью
8 Июня 2018
Методы распространения ислама у ханафитов

Четвертым компонентом умеренного ислама как объекта научных исследований нами обозначены используемые ханафитами методы распространения ислама, которые строятся на требованиях Корана и Сунны, но отличаются от методов, используемых радикальными и экстремистскими мусульманскими религиозными организациями, тем, что в них не допускается навязывание религии людям и исключается всякое насилие. Во-первых, ханафиты считают вполне допустимым принятие народами ислама в соответствии со своими традициями – путем включения требований ислама в правила исполнения национальных традиций и вплетения в систему ценностей народов религиозных ориентиров. Впоследствии продвижение ислама таким путем привело не только к беспрепятственному его распространению в другие страны, но и позволило ему стать важнейшим фактором поддержания религиозности людей и сохранения национальных культур. Во-вторых, призывать людей к исламу нужно исключительно путем убеждения (тавхид), ни при каких обстоятельствах, не допуская насилия и любых (мягких, хитрых, скрытых) форм навязывания. В-третьих, даават (призыв к исламу) проводится только тогда, когда для этого есть условия и возможности, и он не рассматривается как обязанность верующего. Даават отнесен к долгу мусульманина без детализации его исполнения, как принято в других мусульманских религиозных организациях. В-четвертых, даават у ханафитов не носит группового характера – для этого не создаются постоянно действующие специальные группы с детальной регламентацией их действий по призыву людей к исламу.

Гений Абу Ханифы как раз-таки заключается в нахождении им путей преодоления доктринальных установок, сформулированных в первых толкованиях Корана, которые мешали распространению ислама в другие страны и бесконфликтному принятию его различными этносами, имеющими свои особенные языки, культуры и традиции. Точнее, в нахождении тех способов преодоления доктринальных установок первых толкований Корана, использование которых впоследствии способствовало не только распространению ислама по всему миру, но и сохранению его чисто как религии. К примеру, одно из пяти главных шариатских правил: «обычаю отдается право» (аль-Ада Мухаккама), сформулированное в первых толкованиях как «обычаю отдается предпочтение, если он не противоречит шариату»1, не могло быть принято этносами, имеющими свои обычаи и традиции, совершенно отличающиеся (скажем, отсутствие у религиозной организации права контроля над деятельностью государственной власти) от обычаев и традиций арабских народов, считавшихся тогда не противоречащими шариату. По толкованию же Абу Ханифы, этнические, национальные обычаи, традиции, если они являются общепризнанными, приобретают статус вспомогательного права, что сводит на нет идеологическую сторону этой доктринальной установки и открывает дорогу для принятия народами ислама как религиозной веры.

Или возьмем другое его нововведение. Признание Абу Ханифой, считавшим себя твердым последователем пророка Мухаммеда, возможности чтения намаза, равно как и призыва к нему (азан), на персидском языке2 (по существу, и на других языках) было для того времени поистине революционным (запрет читать намаз на других языках был введен первыми мусульманскими богословами, противостоявшими имаму Али), начисто снимавшим языковое ограничение распространению ислама по всему миру. И это его признание полностью соответствовало установлению самого пророка, говорившего: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (Коран, 14:4). Ведь чтение Корана на родном языке делает доступным ислам для всех, а его тексты легко понимаемыми, соответственно, возрастает вероятность принятия ислама за веру, так как не может быть убежденности в чем-то без достаточного понимания и осмысления этого. Именно признание возможности чтения Корана на других языках привело к многократному увеличению у ислама как религии его потенциала распространения.

Судя по этим его нововведениям, Абу Ханифа прекрасно понимал, что широкое распространение ислама и сохранение его как религии невозможно без преодоления тех идеологических, а не религиозных установок, которые встречаются в суннах и толкованиях Корана, в работах величайших последователей пророка Мухаммеда. В этом он наверняка исходил из правильного понимания того, что Коран представляет собой книгу, в которой в максимально обобщенной форме зафиксированы осмысленные к тому времени человеческой практикой связи, лежащие в основе организации общественных отношений и взаимодействия людей, а толкования в немалой своей части являются выражением интересов политических сил того времени и субъективным пониманием последователями Мухаммеда священных текстов3.

С точки зрения распространения ислама неоценимыми являются и выработанные Абу Ханифой в процессе дискуссий со своими учениками правила призыва людей к исламу4. Он вынужден был этим заниматься, так как в то время из-за того, что в Коране призыв к исламу рассматривался просто как призыв людей к одобряемому поведению, к отказу от порицаемого, поклонению Аллаху и молитве, что является абсолютно правильным, религиозными деятелями начали выдвигаться отвечающие экспансионистским интересам находящихся у власти политических сил (такфир – обвинение в неверии, джихад – священная война за веру) идеи превращения призыва к исламу в один из инструментов борьбы с неверными, т. е. с еще не завоеванными странами и народами и не принявшими ислам гражданами. И заслуга Абу Ханифы в том-то и заключается, что он, глубоко понимая, что для пророка Мухаммеда призыв людей к одобряемому поведению, поклонению Аллаху и молитве путем их убеждения и означал призыв к исламу, широко поддержал идею тавхида – призыва к исламу путем убеждения. Он был категорически против не только недобровольного принятия человеком ислама, но и мягкого или скрытого навязывания людям мусульманства.

Знакомясь с утверждениями Абу Ханифы о категорической недопустимости насильственного навязывания ислама и с тем, с какими трудностями сталкивался он при продвижении этой идеи, невольно складывается впечатление, что Абу Ханифа был в этом деле единственным человеком, который до конца правильно понимал пророка Мухаммеда. Понимал, что под призывом к своей вере пророк имел в виду призыв не к буквально понимаемому исламу как конкретной вере, а к признаваемому богом и принятому им самим правильному поведению (праведной жизни под богом). Он также хорошо понимал наставление пророка о том, что человек не может верить в то, в чем не убежден. Это осознаешь, когда читаешь наставление самого пророка по этому поводу: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Коран, 16:125). Вот почему, понимая недопустимость распространения ислама кроме как путем убеждения людей в необходимости принятия его за веру, Абу Ханифа выступал против жесткой формализации процедуры проведения призыва. По его мнению, «знание убеждений своей религии достойней, чем знание положений в вопросах “фикха”, так как знание человека, как ему поклоняться своему Господу, достойней, чем собрать в себе множество второстепенных знаний»5.

В этом отношении ханафитская мусульманская религиозная организация является единственной религиозной организацией, где проводить даават (призыв к исламу) можно только тогда, когда для этого есть условия и возможности, более того, для верующих это не является обязательным. Говоря современным языком, в ханафизме направленный, специально организованный призыв к исламу разрешается проводить только тогда, когда общество готово к положительному его восприятию. Поэтому даават просто указывается как долг каждого верующего. Призыв может осуществляться при проведении проповеднической работы посредством написания книг, чтения лекций и пятничной проповеди. В ханафизме и ведение правильного, добропорядочного и благочестивого образа жизни рассматривается или приравнивается к призыву к исламу. «Призывом к исламу также считается выделение благотворительных пожертвований на нужды проповеднической деятельности»6. Словом, даават у ханафитов больше похож не на призыв к исламу в буквальном смысле, а, как у пророка, на призыв к праведной и богобоязненной жизни.

Но, пожалуй, главным отличием ханафитских религиозных организаций, исходя из принятых в них способов призыва к исламу, является то, что они, в отличие от других, скажем, экстремистских и радикальных мусульманских религиозных организаций, не создают для проведения даавата постоянно действующих идеологизированных специальных групп и совсем не регламентируют эту работу7. К примеру, у такой мусульманской религиозной организации, как «Таблиги Джамаат»8, признанной во многих странах экстремистской, строго регламентирована вся процедура проведения даавата, начиная от отбора верующих в специальные группы, проводящие даават, количества членов групп и сроков проведения даавата и кончая тем, на что дааватисты должны делать акцент при работе с людьми. А упор всегда делается на то, что все общественные проблемы (беды людей) разрешатся лишь в том случае, если люди начнут жить по законам шариата (но как это понимает духовенство, а не так, как написано в Коране), утверждая при этом, что добиться этого можно, только передав государственную власть духовенству. Такая организация призыва является прямым доказательством того, что в экстремистских и радикальных мусульманских религиозных организациях даават используется как политический инструмент, основанный на религиозном манипулировании сознанием людей, с целью увеличения количества не верующих, а своих сторонников.

Подытоживая всё вышесказанное, можем констатировать, что одним из ключевых показателей того, что какая-либо мусульманская религиозная организация занимает умеренную политическую позицию или относится к умеренному крылу мусульманских религиозных организаций, являются используемые ею методы распространения своей веры. Говорим – занимает политическую позицию, так как распространение религии прямым образом затрагивает отношения между людьми, являющиеся, в свою очередь, непосредственным объектом государственного регулирования. Следовательно, распространение любой религии не может не быть связанным с властными отношениями, происходящими в обществе9. С этой точки зрения ханафитов как мусульманскую религиозную организацию мы вполне оправданно можем отнести к умеренному исламу, поскольку используемые ими методы распространения религии исключают любые формы навязывания и строятся только на убеждении. Более того, эта работа не регламентируется и для ее выполнения не создаются постоянно действующие группы из числа верующих, как это происходит в других мусульманских религиозных организациях. Ханафитские методы распространения религии абсолютно не нарушают прав человека и не направлены на ограничение или присвоение полномочий государственной власти. Вот почему ханафиты в обычных условиях не могут находиться в противостоянии и в конфликте с государственной властью, а вовлечение их в политические процессы является практически невозможным.

Литература:
1. О положении обычаев и традиций в Исламе (аль-‘Урф) (18 сентября, 2010) // URL: http://soliha.com/fiqh/raznoe/al_urf
2. Батыр Р. Учение Абу Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет?
// URL: : https://www.business-gazeta.ru/blog/338218
3. Алимова К. Т. Ислам в Центральной Азии / Клара Тойгонбаевна Алимова // URL: https://sibac.info/conf/social/lvii/46556
4. Карыбеков Ж. Абу Ханифа – великий имам / Жаныбек Карыбеков (15 июля 2015) // URL: http://ummamag.kg/ru/articles/education/247_abu_hanifa__velikii_imam
5. Ханафитские ученые о тавхиде и важности призыва к нему (8 ноября 2012) // URL: https://bibliotekaislama.wordpress.com/2012/11/08/
6. аль-Карадави Ю. Методы призыва к исламу в свете Священного Корана (Ч. 1) / Юсуф аль-Карадави (7.04.2015) // URL: http://islam.com.ua/poklonenie/19205-metody-prizyva-k-islamu-v-svete-svyashchennogo-korana-chast-1
7. Қайырбеков Н. Е. Традиционный ислам ханафитского мазхаба / Нұрлан Евфратұлы Қайырбеков (04.04.2016) // URL: http://mazhab.kz/ru/statii/mazhaby/hanafitskii-mazhab/traditsionnyi-islam-hanafitskogo-mazhaba-556/
8. Мурзахалилов К., Арынов М. Движение «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане: особенности деятельности и возможные последствия для развития религиозной ситуации в республике / Канатбек Мурзахалилов, Миражиддин Арынов // URL: https://cyberleninka.ru/search?q=%D0%90%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BD
9. Даваат как мост в радикализм (8 апреля 2015) // URL: http://www.ca-portal.ru/article:18094

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

04-05-2018
Отношение ханафитов к государственной власти
8391

23-03-2018
Ханафизм как мировоззренческая основа умеренного ислама
6045

12-03-2018
Умеренный ислам как религиозная организация, исповедующая ислам ханафитского толка
6183

02-02-2018
Структурные особенности умеренного ислама
5361

05-01-2018
«Умеренный ислам» в системе понятий, описывающих деятельность мусульманских религиозных организаций
7935

02-11-2017
Проблемы определения предметной направленности понятия «умеренный ислам»
6180

06-03-2017
Тюркский фактор сближения Турции с Россией и втягивание ее в азиатские интеграционные процессы
8576

10-01-2017
ОДКБ не сможет эффективно вести борьбу с международным терроризмом, не сотрудничая с Ираном
11502

23-12-2016
Причины и следствия неустойчивости религиозной ситуации в Кыргызстане
12253

15-12-2016
Объективные стороны религиозности населения Кыргызстана
11402

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×