Добавить свою статью
13 Июня 2018
Перспективы развития Великого Шелкового Пути в Кыргызстане

Манасбек Султанов, эксперт по международной торговле, общественный деятель, вице-президент Федерации конного спорта КР

Не секрет, что программы развития страны, которые пытались реализовать ранее и реализуют сейчас не решили и не решат проблемы страны.

Предположим экономика будет расти по 5 процентов в год, это примерно средний показатель в последние годы и прогноз Всемирного Банка на 2018-2020. Через 20 лет, до 2038 года, с учетом роста населения душевые доходы вырастут всего лишь в 2.2 раза. Через 20 таких лет мы все еще будем очень бедной страной. Не догоним сегодняшний уровень Вьетнама, Судана, Лаоса, Папуа Новой Гвинеи и Молдовы.

Но только такие темпы возможны, если мы не поменяем серьезно стратегию. Экономика не может расти быстрее определенного предела, если у нее нет новых направлений роста.

За 27 лет независимости наша страна остается в рамках экономического пространства Северной Евразии. Причем в этом пространстве выполняет роль аграрно-сырьевого придатка и поставщика рабочей силы. Такая модель исчерпала себя еще во время застоя СССР. Она не даст нам необходимый взрывной рост.

Даже в торговле с Китаем мы в основном играли и играем роль посредника между Северной Евразией (ЕАЭС) и Китаем.

Чтобы развиваться мы должны полноценно открыться внешнему миру и сотрудничать. Нужно к направлению между Северной Евразией и Китаем добавить направления

- Китай – Ближний Восток (Турция, Иран, Арабский Залив)

- Китай – Европа

- Северная Евразия – Южная Азия (Афганистан, Пакистан, Индия)

- Центральная Азия (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) – Китай

Так мы вернем себе естественное место ключевого звена Великого шелкового пути. Естественное потому что это так было исторически в силу географии.

На исторических картах Шелковый путь имеет несколько линий, идущих параллельно в широтном направлении. Однако, главные маршруты сходятся на территории нашей страны по направлениям Кашгар – Алайская долина и Кашгар – Ош. Северная ветка в обход Тянь-Шаня также идет в непосредственной близости от нашей территории через Чуйскую долину. Фактически мы являемся перекрестком Шелкового Пути (см. карту).

180613_1

Все условия сейчас для этого есть. Регион открывается и развивается. Китай реализует программу развития Шелкового пути (BRI), на которую выделяются триллионы долларов. Узбекистан открывает 7 СЭЗ и либерализует свои рынки для бизнеса. Продолжается быстрое развитие Ближнего Востока и Южной Азии.

Для полноценного участия нашей страны в этих процессах необходимо в нашем южном регионе создать крупнейшую в Евразии СЭЗ – Ошскую СЭЗ «Silk Road». Охватить полностью Ошскую, Баткенскую и Джалал-Абадскую область.

Чтобы стать ключевым звеном Шелкового пути у СЭЗ должны быть большие территория и население. Не нужно делать маленькую клетку на границе. Такая СЭЗ никому не интересна кроме контрабандистов.

Нужно действовать как ОАЭ. Там де факто СЭЗ стал весь крупнейший эмират – Дубай. Сейчас по этому пути пошел Китай, СЭЗ объявлена вся провинция Хайнань с населением 10 миллионов.

Крупнейшая СЭЗ сразу станет ключевой точкой Шелкового пути. С двух сторон будут поддерживать СЭЗ в Кашгаре в Китае и 7 узбекских СЭЗ. Через Кашгар СЭЗ будет связана с рынками Пакистана и Индии. Географическое положение СЭЗ позволит продвигать аэропорт Оша как транзитный хаб.

Таким образом, на территории СЭЗ будет идти торговля товарами и услугами региона с населением около 3 миллиардов человек. На базе оптовой торговли внутри СЭЗ разовьются производство и экспорт на все ключевые направления.

Транспортные коммуникации СЭЗ должны быть обеспечены:

- железной дорогой Кашгар – Ош, далее Узбекистан, Туркмения, Иран, Турция, Европа и Персидский Залив – это кратчайший маршрут из Китая в Европу, который можно построить на одной ширине колеи по всей дистанции, остается только короткий отрезок от Кашгара до Ирана

- Автодорогой Ош – Кашгар, через нее можно проехать до порта в Индийском океане в Пакистане и в Индию

- реконструкцией аэропорта Ош

На эти проекты мы реалистично привлечем миллиарды долларов инвестиций в силу того что они дают огромный экономический эффект.

Финансирование не обязательно осуществлять на долговой основе. Существуют механизмы концессионных соглашений, который обеспечивают оптимальный баланс интересов стран развивающих инфраструктурные объекты и инвесторов.

Созданная инфраструктура привлечет еще миллиарды долларов прямых частных инвестиций в развитие производства, торговли, логистики и сопутствующих услуг в СЭЗ. Причем их приток пойдет сразу как только начнется реализация проекта.

Для примера, грузооборот порта Дубай составляет около 15 миллионов TEU (эквивалент 20-футового контейнера), Казахстан планирует довести контейнерный оборот железнодорожного узла Хоргос с 50 тысяч TEU в 2015 до 1,7 миллиона TEU до 2020 года, с ростом на 105% каждый год, общий грузооборот около 25 миллионов тонн.

180613_2

На приведенной карте видно, как наша страна отстает от Казахстана в развитии транзитных маршрутов на своей территории. У Казахстана уже 3 транзитные железнодорожные линии. В порту Lianyungang на Тихом океане Казахстан учредил Казахско-китайский логистический центр, через который за первые полгода 2018 было экспортировано 50 миллионов тонн казахской пшеницы на рынки Тихоокеанских стран. Готова бетонная дорога от сухопутного порта Хоргос до Узбекистана.

В сфере воздушных перевозок плановый грузооборот строящегося дубайского аэропорта DWC 62 миллиона тонн. В данный момент мировым лидером является аэропорт Гонконга с оборотом в 5 миллионов тонн, в Дубае текущий оборот аэропортов Dubai International и Al Maktoum International составляет около 4 миллионов тонн. Данные цифры дают представление о будущем потенциале рынка, который видят крупные действующие игроки. Львиная доля этих цифр – транзит.

Сейчас доля Кыргызстана в этом рынке не больше 1-2 процентов. Для ключевой точки Шелкового Пути это противоестественно и может быть объяснено только слабым государственным менеджментом. Мы должны иметь долю сопоставимую с Казахстаном, для этого есть все естественные условия.

Целями проекта должны стать транзитный грузооборот около 20 миллионов тонн (примерно на 20-25 миллиардов долларов), производство товаров и услуг в СЭЗ на сумму несколько миллиардов долларов в год и создание десятков тысяч рабочих мест каждый год.

Сотни тысяч наших граждан и этнических кыргызов в странах ЕАЭС, Европы, Ближнего Востока, Восточной Азии являются готовой сетью торгово-экономических агентов, которая будут дополнительным ресурсом и преимуществом СЭЗ в развитии сотрудничества с этими странами.

В нашей стране каждый год трудовые ресурсы пополняет около 100 тысяч молодых людей. Только такой масштабный проект - это путь избавления от миграции и обеспечения достойной жизни народа на своей родной земле.

Это реальный путь выхода страны из почти 30-летнего кризиса и еще десятилетий прозябания впереди, которые нас ждут, если не будем действовать смело с долгосрочной стратегией.

Вместо цели через 20 лет стать чуть менее бедной страной мы поставим цель стать средней страной через 10-15 лет. Успешные примеры других стран и наше уникальное положение на Шелковом Пути говорят о том, что этому мешает только неспособность начать этот проект и занять свое естественную нишу в мире.

Со своей стороны готов содействовать такому национальному проекту на общественных началах. В частности, при наличии поддержки концепции проекта могу внести свой вклад в привлечение якорных инвесторов в СЭЗ и для развития ее инфраструктуры среди своих деловых партнеров в странах Ближнего Востока, Европы и Юго-восточной Азии.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-04-2010
Предложения в проект новой редакции Конституции КР
6322

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×