Текст выступления Омурбека Текебаева по вопросу о представлении Генеральной прокуратуры о снятии неприкосновенности с депутата Жогорку Кенеша Исхака Пирматова.
Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, это не вопрос о судьбе одного депутата. Это вопрос о судьбе целого народа, целого государства. 7 апреля мы будем отмечать вторую годовщину второй революции в Кыргызстане. Это радостная и горькая дата. Два года назад в Бишкеке и Маевке, Оше и Жалал-Абаде погибли наши сограждане. Кто виновен в этой трагедии? Акаев? Бакиев? Временное правительство? Я скажу вам, кто виновен в гибели людей, в развале силовых структур, судов и госаппарата, медицины и образования, экономики и культуры. Это коррупция. Как растение-паразит, коррупция опутала все общество, все его сферы и отрасли.
Под подозрением в коррупции сегодня находятся все органы и структуры государства – от правительства и Жогорку Кенеша до образовательных, медицинских учреждений и госпредприятий. Человек в Кыргызстане сталкивается с поборами и с взяточничеством уже в школе. Не удивительно, что новое поколение со школьной скамьи мечтает о коррупционной карьере. Почему дети хотят стать судьями, прокурорами, милиционерами, таможенниками, налоговиками? Потому что видят в этом путь к обогащению. Пусть даже незаконному.
В обществе утрачивается различие между плохим и хорошим. Между достойным и унизительным. Между законным и преступным. Между полезным и вредным. Даже законы сейчас на стороне коррупционера. Человек, укравший 1 овцу, может получить до 15 лет тюрьмы. Участковый, завсклад или заведующий сельским клубом с мизерной зарплатой за грошовую взятку может сесть с тюрьму на 7-10 лет. А коррупционер, распродающий золото, нефть, газ, воду, землю, через «серые» схемы похитивший из бюджета десятки миллионов рискует получить штраф или до 3 лет тюрьмы. К тому же его преступление считается «менее тяжким». Поэтому у него хорошие шансы попасть под ежегодную амнистию. Вопиющая несправедливость и неравенство коррупционера и рядового человека перед законом утверждена самим законом.
Поэтому мы предлагаем законопроект, который приравняет руководителей предприятий с государственной долей 30 и более процентов к статусу государственных должностных лиц. Чтобы они не могли отделываться легкими приговорами и короткими сроками. Вор должен сидеть в тюрьме. Даже если он очень богат, влиятелен и имеет много связей.
В Кыргызстане есть много коррупции, но нет ни одного коррупционера. Даже раскрыв преступление, коррупционера и криминального авторитета невозможно привлечь к ответственности. За него сразу вступаются его земляки, друзья, зависимые люди. Они говорят, что этот преступник купил маты или тренажеры в спортзал, подарил мечети ковер и провел в своем селе праздник. Так что же делать? Может надо простить человека, который обокрал на миллионы долларов наших крестьян, учителей, врачей, пенсионеров, студентов, инвалидов и сирот? Простить коррупционерам 2 революции, сотни убитых и тысячи искалеченных людей? Простить трагедию целой страны за один праздник и одну благотворительную акцию?
Простить коррупционера за то, что при личном общении он производит на людей приятное впечатление? Образ современного коррупционера совсем не страшен. Наоборот, привлекателен. Современный кыргызский коррупционер – это молодой, но уже респектабельный и образованный человек. Щедрый, общительный, продвинутый и стильный.
Он сотрудничает с журналистами и даже сам владеет СМИ: теле- и радио компаниями, газетами, журналами, сайтами. Он регулярно общается с населением, располагает обширными связями в правительстве, парламенте, правоохранительных органах и судейском корпусе. Это вопрос не о судьбе депутата. Это вопрос о судьбе страны. Если Кыргызстан не найдет в себе сил очиститься, его ждет печальное будущее. Сейчас уже президент страны вынужден признать, что коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности. Она опасней терроризма, преступности и внешних врагов. Это из-за нее государство теряет силы для борьбы с другими угрозами и вызовами. Коррупционеры объедают всю страну. В Кыргызстане нет зла, более опасного, чем эти люди. Мы обязаны их наказать. Я требую, чтобы голосование по этому вопросу было принципиальным и фракционным. И пусть вся страна знает, кто на чьей стороне. Избиратели, запомните, как голосовали партии по этому вопросу. Запомните, кто мешает строить нормальное общество без коррупции, криминала и революций. Запомните, чтобы не ошибиться в следующий раз.
В чем обвиняют Исхака Пирматова?
Его обвиняют в создании коррупционных схем, с помощью которых он и его приближенные украли у государства миллионы. Долгие годы богатства Кыргызстана за бесценок распродавались через различные схемы. Сегодня прокуратурой впервые раскрыта схема такого масштаба. Занимая пост председателя правления ОАО «Кыргызнефтегаз», И.Пирматов нанес этой компании и государству, владеющему 85% его акций, многомиллионные убытки.
1. В Представлении Генпрокуратуры говорится, что по указанию Исхака Пирматова ОАО «Кыргызнефтегаз» установил в 2009 году «заведомо заниженные цены на реализуемые бензин марки А-80 и дизтопливо». По оценке Межведомственной комиссия, созданной правительством, ущерб интересам ОАО «Кыргызнефтегаз» составил более 600 млн сомов. Что это за компания, которая получила от И.Пирматова такие огромные льготы?
ОсОО «Кыргыз Мунай» была создана В.Слесаревым (ему принадлежат 80% акций) и Д.Абышкаевым (20% акций) 29 января 2009 года. Через несколько дней после создания новой фирмы, «Кыргызнефтегаз» под руководством И.Пирматова заключил с новичком договор о продаже бензина по заниженным ценам – по 9 сом за 1 литр. «Газпром Нефть Азия» в том же 2009 году оптом продавала бензин в среднем по 23 сома за литр. Так почему И.Пирматов предоставил «Кыргыз Мунай» скидку по 14 сом с каждого литра бензина? Возможно, потому, что оба учредителя ОсОО «Кыргыз Мунай», В.Слесарев и Д.Абышкаев, одновременно являлись членами Совета директоров ОАО «Кыргызнефтегаз»!
Хотя по Положению о квалификационных требованиях для управленческих кадров (Постановление Правительства КР от 12.06.1995 г. №277) «в конкурсе на замещение вакантной должности в органы управления предприятия или акционерного общества не может участвовать лицо…, владеющее… 20 или более процентами голосующих акций
(долей, паев) юридического лица, являющегося конкурентом данного АО на рынке товаров и услуг)». Разве это не доказательство умышленного создания коррупционной схемы?
Государство обокрали на миллионы. Все доказательства есть! Депутатская комиссия, опираясь на акт инспекторов Счетной палаты М.Сакиева и Т.Сыдыкова, утверждает, что цена продажи бензина ОАО «Кыргызнефтегаз» была выше себестоимости этого бензина, которая составляла 5,26 сомов за литр. Якобы, это значит, что действия И.Пирматова ущерба государству не нанесли. Тогда у меня возникает вопрос: почему предыдущие и последующие директоры ОАО «Кыргызнефтегаз» продавали бензин не по 9 сом, а по 20-25 сомов? Они что, глупцы, в отличие от И.Пирматова? Нет. Они просто выполняли свою прямую обязанность. Эффективное управление собственностью АО с государственной долей значит, что директор должен извлечь из нее максимальную прибыль. А не продавать подставным фирмам по себестоимости. Поэтому заключение инспекторов Счетной палаты, оправдывающее действия И.Пирматова, я воспринимаю как беспрецедентную наглость.
Во-вторых, сторонники И.Пирматова утверждают, что низкие цены бензина ОАО «Кыргызнефтегаз» в 2009 году связаны с тем, что он имел низкое качество. Тогда почему у ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани», продававшей тот же бензин не было такого обвала в 2009 году? К тому же, по данным Генеральной прокуратуры, бензин ОАО «Кыргызнефтегаз» пользовался большим спросом в мире. Оказывается, его покупателями были:
- Baltimore Investe Inc. (Британские Виргинские острова);
- Renset Enterprises Ltd. (Британские Виргинские острова);
- Alvion Beiligungs und Handelsgessellschaft m.b.h. (Вена, Австрия);
- Aoshengyuan International Trade Co Ltd. (СУАР, КНР),
- Delixy Energy Pte. Ltd. (Сингапур),
- Smann Sa (Женева, Швейцария),
- K62 S.R.L. (Бергамо, Италия).
Зачем И.Пирматов продавал бензин ОАО «Кыргызнефтегаз» за бесценок при таком ажиотажном международном спросе на него?
2. И.Пирматов помог ОсОО «Кыргыз Мунай» не только беспрецедентно дешевым бензином, но и беспрецедентно низким кредитом!
5 февраля 2010 года ОАО «Кыргызнефтегаз» в лице И.Пирматова выдает ОсОО «Кыргыз Мунай» (без залога!) кредит в $1 млн под 4% годовых.
Откуда такая щедрость, когда минимальные ставки во всех банках твердо держались на уровне выше 20%?
Даже после революции 7 апреля их «взаимовыгодное сотрудничество» не прекратилось. Ныне Василий Слесарев является членом Совета по отбору судей по квоте фракции «Республика». А Исхак Пирматов является депутатом той же фракции.
Да, инспекторы Счетной палаты странным образом не обнаруживают ущерба для государства в действиях И.Пирматова.
Но хочу спросить, когда за предыдущие 20 лет Счетная палата находила и озвучивала коррупционные схемы? Никто не вспомнит такого случая. Хотя весь Кыргызстан прекрасно знает, что миллионы и миллиарды долларов украдены с помощью «серых», коррупционных схем. Значит, если верить Счетной палате, то в Кыргызстане коррупции нет. Кто же в это поверит?
Также депутатская комиссия отмечает, что «не имеется заявления от собственника имущества в лице Фонда государственного имущества об ущербе и его размере, хотя состав преступления является частно-публичным обвинением». Комиссия фактически опирается на пункт 2 статьи 173 Уголовного кодекса КР, где говорится, что при причинении вреда интересам коммерческой организации уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Однако Комиссия почему-то не учитывает пункт 3 той же статьи, где говорится, что если подобное деяние «причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях». А поскольку действия И.Пирматова нанесли ущерб главному собственнику ОАО «Кыргызнефтегаз» – государству, действует именно этот пункт.
Возникает другой вопрос. Почему Фонд по управлению государственным имуществом, во главе которого стоял представитель партии «Республика», за прошедший период сам не обратился в Генеральную прокуратуру для возбуждения уголовного дела?
Кстати сказать, правительство в лице тогдашнего премьер-министра А.Атамбаева отправляло в Генеральную прокуратуру заключение Межведомственной комиссии по этому делу. Да и сам собственник в лице Совета директоров ОАО «Кыргызнефтегаз» не раз устно и письменно обращались по этому вопросу и к президенту, и к правительству, и к
Генеральной прокуратуре.
3. Также Генеральная прокуратура отмечает ущерб, который нанесен государству при заключении договора на поставку бурового оборудования между ОАО «Кыргызнефтегаз» и ОсОО «Юнитрейд компани» (КНР). По расчетам межведомственной комиссии, образованной распоряжением правительства от 3 июня 2011 года в случае полной реализации данного соглашения Кыргызстан потерял бы $24,7 млн. Генеральная прокуратура указывает, что этот договор является притворной сделкой, сделкой, заключенной для прикрытия другой сделки.
Выяснилось, что якобы иностранная компания «Юнитрейд компани» на деле создана Джаныбеком Атакозиевым, родным братом Азизбека Турсунбаева (бывшего лидера фракции «Ак Жол» и вице-спикера бакиевского парламента). Офис «международной» компании располагался в доме №8 улицы Автобазной села Алабука Жалал-Абадской области.
Бишкекский городской суд, Верховный суд Кыргызской Республики признали
недействительным договор между ОАО «Кыргызнефтегаз» во главе с Исхаком Пирматовым и ОсОО «Юнитрейд компани» во главе с Д.Атакозиевым. Все документы, подтверждающие эту схему, Генеральная прокуратура предоставила. Уважаемые депутаты, факты, раскрывающие «серую» схему, налицо.
4. Депутатская комиссия признала, что в уголовном деле против И.Пирматова нет политического подтекста. Это справедливо. Но со 2 и 3 пунктами заключения депутатской комиссии нельзя согласиться. Потому что депутатская комиссия – это не суд и не может устанавливать вину или невиновность человека. Вопрос идет только о снятии неприкосновенности, чтобы вопрос об ответственности Исхака Пирматова мог решать суд. Скрывая свои дела за депутатской неприкосновенностью, никто из нас не заслужит доверия и поддержки народа.Есть ли смысл бороться с коррупцией, если не хватит твердости и
смелости, чтобы наказывать коррупционеров? Решайте сами. Но не забудьте, что люди все видят и все понимают.