Когда о природе говорят экологи — многим их трудно понять, энтомологи — вообще ощущение, что речь о идёт Марсе... Когда приводят статистику — то воспринимаешь её, как азбуку Морзе...
Попытаюсь поразмышлять на обывательском языке о том, что происходит только в одном, в недавнем прошлом единственном излюбленном месте недалеко от города — урочище Ала-Арча или по-народному в Альплагере.
Как-то зарубежный волонтер делился впечатлением, что, мол, сами кыргызы ценить и отдыхать в своих прекрасных горах не умеют. Широкий ассортимент из «водки, арбуза и шашлыка» не соотносился в его понимании со скудным выбором методов «похода» в горы. Как правило, до первой горки, чаще под ней. Потом все переходит в обыденное «ты меня уважаешь» и так далее, но это другой разговор - о культуре времяпрепровождения на природе. Сейчас речь о том, что после всего этого остается.
«Баклажки» и пакеты с некоторых пор стали излюбленными средствами в хозяйственном обиходе современных кыргызстанцев. Какой хозяйствующий двор сегодня обойдется без 3, 1,5 и 1-литровой пластиковой бутылки? Особенно в регионах, где нет воды. Это универсальное средство представляет собой вполне расхожую емкость с уже утвердившимся игривым названием – «баклажка».
Пластиковые пакеты! И как раньше кыргызы обходились без этого удивительного средства на чогулушах по жамандыкам и жакшылыкам? Проще говоря, в чем они уносили свои устуканы и боорсоки. Ким билет? Сегодня ни одно, любого уровня мероприятие не обходится без рулона пакетов. Самые пафосные мероприятия отличаются уже целым набором трех пакетов подороже и красочнее: для мяса, боорсоков, и того, «что душа со стола пожелает».
В общем-то, этот по-крестьянски наивный и практичный подход к утвари вполне объясним – из принципа «дешево и сердито». Нам, здесь и сейчас. Он – пакет и она – баклажка честно выполняют свою недолгую функцию, а потом....
Прошло время, когда в СССР эти вещи были дефицитом, их берегли и хранили.
Сегодня этого «добра» много, бесчисленно много, достаточно съездить в Ала-Арчу...
Десятки метров в глубину, над обрывом одноименной красавицы реки возвышаются пластиковые горы мусора, который оставили восхищённые местными красотами туристы.
Вволю вкусив горной воды, надышавшись кристально чистым воздухом, «благодарные отдыхающие», скорее всего, на глазах у своих детей — будущих «благодарных» уже им жителей этой страны и города, в частности, смело бросают мусор на созданную богом и вечностью природу.
Укорачивая ей, Ала-Арче, век и сокращая возможности для будущих поколений, конкретно уже - своим детям, а, возможно, еще и им самим. Поскольку скорость «съедания» человеком зеленой зоны увеличивается с каждым днем. Так, человек, оставляя «свой след», губит свою же природу – «великую землю отцов и предков», о которой так любит поговорить с тростинкой в зубах на лоне природы. Губит безобидными, на первый взгляд, «баклажками и пакетами», и не только.
Участь полу-облысевшего парка «Сеил» смело подбирается сегодня к уже непонятно почему названному альпинистским лагерю Ала-Арча, потом к Теплым ключам и в вширь, и вглубь, на всю страну.
Триумфальное Шествие «баклажек», пакетов, презервативов и другого пластикового «чуда» смело рассыпается по Кыргызстану! По самым чистым и великолепным природным паркам, под столетними арчами, над и в горных ручьях...
Везде, там, где ступила нога расслабленного и телом, и умом, но уверенного в себе Отдыхающего. «Праздник жизни» здесь и сейчас, а потом хоть... Так сейчас везде — и на природе, и в бизнесе, и в политике...
И только наивные школьники, «зеленые» НПО-шники и просто чудаки, верующие в чистые помыслы и эту странную экологию, одиноко идут гуськом, подбирая этот феномен цивилизации.
Только они, почему-то еще по-достоевски верят, что красота и природа спасут этот бренный мир.