На самом деле вся эта деятельность, или как ее любят называть чиновники «позитивные изменения», происходит в рамках 1 километра города Бишкек, в радиусе Белого дома, где люди бегают, суетятся, но ничего, по сути, не меняется.
Однако жизнь идет своим чередом, она меняется вне зависимости от деклараций очередной власти или напастей стагнирующей экономики.
Жизнь идет... и она удивительна. На днях пришлось ехать через Боомское ущелье, открывая сезон. Через сочную зелень гор и синеву озера. Наблюдая за знакомыми картинами и новыми парадоксальными открытиями.
Если будете проезжать самый центр этого ущелья-ворот в иссык-кульский рай, на крутом склоне Боома вы увидите радующий глаз картину: небольшой табун лошадей, две юрты и отжившую школьный век парту с большими, белыми, соблазнительными курутами. Не поленитесь, остановитесь, зайдите в юрту. Помимо вкуснейшего кымыса и самала, вас удивит присутствующий здесь новый лейтмотив меняющегося мира.
Представьте, в центре юрты сидит девочка лет 7 и парнишка 14, поглощенные нет, не игрой в альчики или «Беш таш», что было бы привычней. Загорелые подранки сидят в виртуале, в одной из популярнейших молодежных сетей. С неохотой отрываясь на минуту-две, чтобы обслужить покупателя. Чтобы, наполнив кружку пенящегося кумыза из почти вечного бурдюка предков, возвратиться в новый для жайлоо и жизни табунщика мир виртуальных сетей. Окно в большой и странный мир, который еще недавно был так далеко.
Удивительно! Традиции выпаса скота и самих кочевников тысячи лет, Интернету всего-то четыре. Но они уже схлестнулись на этом историческом перевале Боом. Не знаю, что будет в будущем, смогут ли они подружиться, или одна технология поглотит другую. И что тогда будет с извечной философией созерцания для кыргыза, рожденной там, на джайлоо, под плывущими каравеллами-облаками, на вершинах гор, рядом с табунами и стадами терпких животных.
Вспомнился пронзительный по смыслу фильм «Небо нашего детства» мастера другой технологии – синема Толомуща Океева, снявшего удивительные фильмы о жизни табунщиков. Обритые мальчишки с чубчиками есть почти в каждой его картине, проживающие непростой переход из традиционной жизни айыла, джайлоо в новую тогда городскую. Как будто это он сам, так и оставшийся мечтающим сыном чабана, через все свои фильмы смотрит на нас до сих пор. Его Боом в одноименном фильме – размышления и воспоминания другого мальчика, сегодня аксакала, о другом детстве на стройке дороги через Боом, времени преодолений и веры в будущее, времени, когда создавалась магистраль к великому озеру. Дорога на костях и судьбах. Сегодня одна из самых прекрасных и желанных дорог для любого, кто беззаботно отправляется на Иссык-Куль.
Детство мальчишек, детство Боома, меняющиеся грезы и технологии, меняющийся мир.
Р.С. Да, и к слову о кымысе, а также об очень актуальном сейчас кымысолечении.
Оказывается, Антон Павлович Чехов, женившись на своей дражайшей супруге Ольге Леонардовне Книппер, в последствии Чеховой, сразу же после помолвки отправился на Волгу поправлять свое здоровье. Как? Известным и тогда еще методом – кымысолечением.
Думаю, Чехов знал, что делает. Он был врачом, долгое время практикующим. Может быть, именно там на другом джайлоо, очистив помыслы и организм, ироничный писатель черпал силы для написания своих произведений.
А что мешает нам?