Решился и я высказать свое мнение по существу законопроекта и статьи.
Независимо от того, есть ли соответствующий нормативный правовой акт или нет, в нашей стране действующие три высших должностных лица получают заработную плату, имеют служебное жилое помещение, транспорт специального назначения, спецохрану, средства на расходы на представительские цели внутри страны, средства на покрытие расходов, связанных с посещением иностранных государств, специальное медицинское, санаторно-курортное и бытовое обслуживание, государственную дачу за счет республиканского бюджета.
Возникает вопрос: на каком основании? Ведь речь идет о расходах средств налогоплательщиков. В законе о республиканском бюджете нет статей, где были бы расписаны расходы президента, премьер-министра, торага Жогорку Кенеша. Например, президент США не может съездить в командировку, если не получит одобрение сметы расхода комитетом по бюджету. Почему? Да потому, что конгресс утверждает трехтомный государственный бюджет, в котором расходная часть расписана детально, почти как смета.
А теперь сравним их подход с нашим. Наш парламент утверждает Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете…», состоящий из пяти страниц. В порядке примера процитирую статью 4 «Установить средства на финансирование расходов из республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2019 год и прогноз на 2020-2021 годы согласно приложениям 4, 5, 6». За это голосуют наши депутаты. А что там, в приложении, знают только составители бюджета и, возможно, отдельные любопытные депутаты. Между тем, в приложениях ничего нового не увидишь кроме обобщенных данных о средствах, разделенных оптом между государственными учреждениями.
Могу предположить, что депутат М. Бакиров, не согласный с таким подходом к республиканскому бюджету, решил придать всему этому законное основание, как принято в других странах. Природа закона такова, что она не просто дает то или иное право, а ставит рамки действиям, поступкам, решениям, полномочиям и т. д., и устанавливает соответствующую ответственность. Если нет закона, то нет и ограничений, что, в свою очередь, порождает анархию, вольность. В данном случае вольность в расходовании средств. Если закон будет принят, то вышеизложенные расходы станут прозрачны, подконтрольны.
Кстати, в предлагаемом законопроекте государственные гарантии, предусмотренные в статье 2, действуют только на время исполнения ими соответствующих полномочий, а не на всю жизнь. Тут автор статьи погорячился. С изменением статуса высшего должностного лица, экс-торага и экс-премьер-министры теряют государственные гарантии, предусмотренные в статье 2.
Я же вижу проблему в другом: у меня нет убеждения в том, что данный законопроект одобрят или автор законопроекта выдержит общественное негативное давление.
Суть комментариев на статью в целом сводятся к одному - пусть радуются тому, что имеют высшую должность и выживают, как могут. Идея не нова, но зато привлекательна. Только вот кто даст гарантии тому, что кто-либо не возьмёт на себя бремя содержания указанных лиц вместо государства для реализации своего интересов? Думаю, никто. Никто не может гарантировать того, что местные, возможно, иностранные олигархи и даже иные государства с удовольствием не возьмут на себя бремя покрытия материальных нужд власть имущих, чтобы решить свои интересы.
Мы должны понять главное: давая высшим должностным лицам определенные правовые, социальные гарантии, государство не столько ублажает их потребности, сколько защищает страну от возможных соблазнов, которые не чужды человеку, в том числе высшим должностным лицам. Не обернется ли экономия по содержанию указанных трех лиц, повторюсь, на время исполнения своих полномочий, невосполнимыми потерями для страны?
Что касается экс-торага, экс премьер-министра, то, согласно статьи 8 законопроекта, правовые, социальные и иные гарантии устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. И скорее всего это будет касаться вопроса медицинского обслуживания, как сейчас. Соответственно, как следствие приостановление правовых, социальных и иных гарантий должно будет осуществлять Правительство, а не Жогорку Кенеш. Тут, скорее всего, техническая ошибка. Думаю, замечание правильное и автор законопроекта внесет редакционную поправку в 9 статью. Также предлагаю исключить для бывших экс торага и экс премьер-министров правовые гарантии.