Добавить свою статью
3 Сентября 2012
Непослушная экономика

Я писал было еще недавно, что управление хозяйством фирмы и управление экономикой страны не одно и то же, что бизнесмены, добившиеся хороших результатов в предприятии, не всегда могут достичь такого же успеха на уровне страны, что бизнесмены, ставшие у руля нашей страны, вопреки их чрезмерной самоуверенности и громогласным заявлениям, не могут поднять экономику на новый уровень. Подтверждения моих слов не пришлось долго ждать. По итогам 7 месяцев рост ВВП составил 3,7%. Это без Кумотра. Я принципиально не буду говорить о показателях с учетом Кумтора. Представленных цифр достаточно, чтобы понять, что в нашей экономике не все в порядке. 3,7%, согласитесь, это не то, что обещали «новые люди» с «новыми идеями».

Думаю, что правительство не станет отрицать, что мировой экономический кризис к тому, что показатели экономики оказались неважными, не имеет никакого отношения. Он еще до Кыргызстана просто не дошел. Драматические события ожидают нас впереди. Как показывает мировая практика, доселе ни одна страна не могла избегать его пагубного влияния. Разница только в том, что если одни страны замедляет темп роста, то другие уходят в рецессию. Но для того, чтобы расти во время экономического кризиса, как в Китае с темпом на уровне 7%, в предкризисный период надо иметь китайский темп не менее 10%. Трудно представить, как во время мирового экономического кризиса правительство сумеет выправить ситуацию, если оно этого не смогло сделать в «мирное время».

Напомню, нынешняя власть была сформирована из одних только бизнесменов. Кроме Атамбаева и Бабанова, в правительстве ключевые должности занимают Темир Сариев, Аскарбек Шадиев, Осмонбек Артыкбаев и многие другие, которые по своим способностям делать деньги не сильно уступают первым двум.

В парламенте, где решается судьба экономики на несколько лет вперед, также преобладают люди, которые имеют немалый опыт в предпринимательской деятельности. Увы, текущий год не стал тем поворотным пунктом в истории Кыргызстана, в котором нас пытались убеждать. Экономика периода Атамбаева-Бабанова по темпам роста и другим параметрам принципиально не отличается от экономики периода Акаева и Бакиева. Как показывает анализ, нет даже единичных отдаленных признаков, которые обнадеживали бы нас в том, что экономика когда-нибудь получит ускорение.

Говорят, что Ташиев со своими митингами и заявлениями не дал работать правительству, пугал инвесторов. Если бы в стране были спокойствие и стабильность, экономика, мол, пошла бы в гору. Но ведь в 2007году, когда Кулов превратил всю страну во «фронт», собрав куда больше людей на площадь перед Белым домом и делая куда жестче заявления, ВВП Кыргызстана вырос на 8% с хвостиком. А курс валюты к концу года поднялся до 35 сомов на доллар. Я был бы очень рад, если наша экономика среагировала на подобные вещи снижением производства. Все-таки это реакция нормальной рыночной экономики. Если экономика реагирует на негативные сигналы, она должна же реагировать и на положительные. Наша же экономика не отвечает ни на что, а если и отвечает, то совсем слабо, и нередко, неадекватно. Она - непослушная экономика. И ее проблема как раз заключается в этом. Я в своих многочисленных статьях пытаюсь показать это с разных сторон, чтобы правительство поняло, где ее болезнь, а оно глухо и слепо, как наша экономика.

Было времени недостаточно, чтобы проявиться способностям бизнесменов? Но Атамбаев и Бабанов обещали именно скорые результаты. Атамбаев за свои президентские 6 лет обещал сделать из Кыргызстана дракона. А Бабанов с Сариевым, приняв план на 500 дней, дал понять, что какие-то положительные результаты будут получены уже в текущем году. Тот факт, что правительство решилось пойти на повышение заработной платы учителей сразу в 2 раза, не имея на то достаточных средств в бюджете и финансируя дефицит за счет внутренних и внешних заимствований и досрочных выплат налогов некоторыми предприятиями, также свидетельствует, насколько они верили в свои силы. Способности бизнесмена - это такое качество, которое, как они справедливо думали, мы должны были ощутить с первых дней вступления их во власти.

Для того, чтобы эти способности проявились и быстрее, и полнее, властвующие мужи обратились к духу Манаса. Ему устанавливали памятники, где это можно было. Зарезано бесчисленное количество скота на Преклонной горе в Таласе, как это некогда делали наши деды, когда они отправлялись в бой. В то же время они не хотели обидеть бога. О нем тоже позаботились. Посещение пятничного намаза стало чуть ли конституционной обязанностью чиновников. Молитвенные дома открывались в государственных учреждениях. Как у истинных мусульман, теперь наше каждое слово начинается со слов «Бог даст». И это не помогло.

Конечно, в действиях правительства присутствовали и такие меры, которые имеют рациональное зерно. Если говорить об идеях, которые были обещаны во время парламентских выборов, то их в арсенале средств нынешних правителей я обнаружил две. Это дерегулирование экономики и создание государственного банка развития. Однако, новыми они являются лишь по названию - сокращение количества разрешительных бумаг, запрет на проверки деятельности предпринимателей начались проводиться еще при Акаеве тем же Джоомартом Оторбаевым. При Бакиеве, благодаря стараниям Акылбека Жапарова, Кыргызстан по рейтингу Всемирного банка, определяемому по этому показателю, поднимался даже до 43 места в мире. Ранее эти меры проводились под лозунгом создания лучшего инвестиционного климата. А теперь все это называется улучшением бизнес-климата, хотя суть их та же – борьба с бюрократическим коррумпированным государственным аппаратом путем устранения чиновников от процесса принятия решений. Но эти меры как при Акаеве, так и при Бакиеве не привели сколь-нибудь заметному улучшению ситуации в экономике, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что их правление заканчивалось революциями.

Кыргызстан не является исключением, дерегулирование экономики не помогло ее развитию. Всемирный банк ежегодно публикует список первой десятки стран, которые добились существенного сдвига в упрощении процедур ведения бизнеса, называя их странами-реформаторами. Тщательно проанализировав данные за все время проведения исследования Всемирного банка, я не смог выявить хоть одну страну из этого списка, о которой можно было уверенно говорить, что она достигла ускорения экономического роста благодаря этому дерегулированию. Правда, в Грузии, пример которой впечатляет наших «реформаторов», есть некоторое прибавление темпов. Однако это, судя по крайней неустойчивости темпов роста ВВП в этой стране, скорее всего связано с общим улучшением работы государственных институтов, которые, как известно, несмотря на очевидный прогресс, еще не достигли критической фазы зрелости, а также с конъюнктурой мировой экономики. Напротив, ряд стран, в частности Китай, Индия, Бразилия и Вьетнам, традиционно занимающиеся последние строчки в рейтинге Всемирного банка, продолжает удивлять мир своими высокими темпами экономического роста, доказывая тем самым на практике ничтожность теории дерегулирования.

Идея о создании государственного банка развития также стара, как стара сама экономика. В Кыргызстане ее начал притворять в жизнь, как известно, сын Курманбека Бакиева Максим. И надо сказать, что его действия в этом направлении были более последовательными и настойчивыми, если учесть, что он структуре, предназначенной реализовать эту идею, подчинил все правительство во главе с премьер-министром. Тем не менее, за свое двухлетнее существование ЦАРИ не сумело построить ни одного завода. Все его время ушло на поиски денег. Кто же даст $8 млрд «новым людям», если созданная Бакиевым-младшим структура с неограниченными полномочиями не смогла собрать бюджет более $200 млн? И спасут ли нас эти 40 проектов, которые они отобрали, если даже найдутся наивные инвесторы, готовые дать деньги стране, которая стоит на грани дефолта, учитывая, что в совокупности эти проекты могут обеспечить работой не более 100 тыс. человек?

Для меня не стало неожиданностью поднятие вопроса об отставки главы правительства. Меня даже не удивил темп, с которым возникло требование «кетсин». Нам уже пора привыкать к тому, что в парламентской республике правительство может меняться как перчатка. Совершилось то, что должно было произойти. Судя по тому, как легко проголосовали все фракции за выход из коалиции, дело не оказалось в Текебаеве. В новых условиях любой депутат может выступить инициатором выражения недоверия правительству, но то, как остальные проголосуют, зависит в целом от того, есть ли реальный результат работы премьера или его нет, и его от отставки не спасут ни самореклама, ни подкупы, ни шантаж. Надеюсь, что это будет уроком не только для Бабанова, но и для его преемников.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×