Опубликован проект новой Конституции Кыргызстана. Этот проект не является чисто парламентским, как в Италии или Германии. Он больше похож на восточноевропейские и прибалтийские парламентские Конституции. Такая Конституция больше подходит нам, чем классический парламентский вариант.
В предложенном проекте президент остается главой государства, но он не может распоряжаться материальными и денежными ресурсами государства и кадрами, чтобы доминировать над другими ветвями власти. Премьер-министр будет иметь достаточный экономический и кадровый потенциал для доминирования, но не он глава государства.
Широкие полномочия дадут премьер-министру, а также возможность полноценно управлять правительством и народным хозяйством, но не дадут ему стать новым монстром. Таким образом, поставлен надежный заслон для появления монополии на власть для всех. При этом президент становится настоящим гарантом Конституции, хранителем государственности и политической стабильности. Его полномочия в этом проекте сильно урезаны. Наверное, это связано с синдромом: «Обжёгшись однажды, дует на холодный айран». Ни в одной стране Восточной Европы и Прибалтики полномочия президента так не малы, как у нас. Согласно проекту, президент самостоятельно может решить только несколько вопросов: определяет структуру своего аппарата и назначает его руководителя; образует и возглавляет Совет безопасности. В остальных вопросах он или как нотариус подтверждает назначения, или предлагает парламенту некоторые кандидатуры, если не считать награждения и присвоения званий, полномочий.
Этот проект нельзя называть совсем новым, он построен в основном на базе Конституции 1993 года с учетом опыта и реалий последних лет. И это правильно, когда Конституционная реформа идет эволюционно.
На главную политическую сцену теперь выйдут партии. Во всех цивилизованных странах именно партии определяют развитие страны. И нам надо смело идти в этом направлении. Пора нам тоже объединяться по идеологическим взглядам, а не по клановым и племенным признакам, как в средневековье. Кто хочет заниматься политикой, участвовать в управлении государством, должны пойти в партии. А те, кто не хотят обременять себя кропотливой работой с людьми в партиях, должны выбирать для себя клубы по интересам, или просто заниматься своей работой, или личной жизнью. Эта Конституция обеспечивает всем равные права и условия в выборе своего участия или неучастия в политике. Кто и какая партия станет успешным в этой конкуренции, будет определять народ на выборах.
Демагоги от политики, которые не имеют своей идеологии и не состоят в партиях, не должны мешать этому процессу. Но это не означает, что беспартийные не должны вообще участвовать в политике. Партии вынуждены будут опираться на них, приглашать на свою сторону беспартийных людей и при победе на выборах использовать их как профессионалов.
При отсутствии монополиста во власти, выборы пройдут и честно, и прозрачно, если не считать мелкие нарушения, связанные с человеческим фактором. Общество должно быть готовым противостоять провокациям представителей прежней власти в проведении этих выборов.
По предложенному проекту Конституции премьер-министр, правительство выдвигается победившей партией или коалицией партий. Президенту остается только формально удостоверить назначение премьер-министра и его кабинета. Если по каким-либо причинам Жогорку Кенеш долго не сможет назначить премьер-министра, то президент как гарант Конституции назначает Временное правительство и распускает Жогорку Кенеш, назначает новые выборы. Во всех парламентских странах делается так, однако это бывает в редких случаях. «Спящий» президент становится главным, только в периоды политических кризисов.
Некоторые предлагают, что президента должен избрать парламент. Парламентское большинство назначает премьер-министра и правительство. Тогда это большинство (коалиция партий) может в определенных случаях выбрать и «своего» президента. Тогда мы получим опасную концентрацию власти в руках «партийной толпы». Или, как в Молдавии, месяцами не сможем выбирать президента. Поэтому выборы президента народом будут более справедливым.
В Конституции должен быть запрет на создание партиями предвыборных блоков. Представьте себе, что будет, если социал-демократы, «Ата Мекен» и «Акшумкар», создав такой блок, монополизируют парламент и президента. И не дадут другим партиям втиснуться в этот монолитный блок. Может они и будут работать хорошо и слаженно так, но это будет вызывать постоянные вопросы о легитимности такой власти. Коалиции должны создаваться только после выборов, в парламенте.
В проекте, кроме премьер-министра, указаны еще вице-премьер-министры. Эти должности не нужны, они только мешают министрам работать. Если мы хотим децентрализовать власть и поднять персональную ответственность министров перед народом, то должны отказаться от этих заместителей премьер-министра. Должности вице-премьер-министров - это плоды распределительной политики и экономики, а не созидательной.
На мой взгляд, не совсем достаточно расписаны самостоятельность и полномочия органов местного самоуправления. Население страны живет именно в этих единицах самоуправления, и они должны иметь возможность самостоятельно решать свои вопросы и самоорганизовываться без начальников сверху. Местная милиция (полиция) для охраны правопорядка должна быть подчинена им и финансироваться ими. А верхние структуры ими должны «управлять», если нужно вообще управлять, то только силой законов. Пока местное самоуправление не получит свободу и ответственность, иждивенческие настроения не будут изжиты. Значит, и развития не будет. Но в данном проекте нет запретов для развития местного самоуправления. Если не сможем сформулировать и внести в Конституцию, то эти предложения нужно ввести законами.
Сейчас появилось много популистов, критикующих все подряд. Свобода и пиво имеют одно общее свойство: и там, и тут сперва появляется пена, потом только - нужное. Мы не должны застрять в этих разборках. Слишком много ответственности сейчас у каждого из нас перед будущим своей страны. Весь мир, затаив дыхание, смотрит на нас, на нашу способность построить демократическое и процветающее общество. И бог, наверное, не даст нам больше такого шанса.