Добавить свою статью
3 Апреля 2019
О малоизвестных нюансах «Бишкекского протокола». Штрихи к политическому портрету Медеткана Шеримкулова

Штрихи к политическому портрету Медеткана Шеримкулова

Ровно четверть века тому назад столица независимого Кыргызстана, совсем недавно переименованная от своего старого советского названия Фрунзе на национальный лад - в Бишкек, впервые громогласно заявила о себе на весь мир. Так Бишкек, долгое время служивший городом-крепостью феодального Кокандского ханства, позже ставший провинциальным, уездным городком Российской империи, а в советские годы, будучи столицей союзной республики, носивший фамилию соратника вождя Октябрьской Революции Ленина - Михаила Васильевича Фрунзе, сполна возместил недополученное прежде внимание мировой общественности.

Подписание «Бишкекского протокола» стало воистину звездным часом не только для нашей национальной столицы, но и для Медеткана Шеримкулова – спикера «легендарного парламента», приложившего немало усилий и энергии в подготовке этого чрезвычайно важного международного дипломатического документа. Именно его такие блестящие, сильные качества, как несгибаемая политическая воля, необычайная настойчивость в работе, уникальное умение добиваться поставленной цели позволили превратить в реальность казавшееся ранее несбыточным.

Сообщения крупнейших мировых информационных агентств вовсю запестрели словами «Бишкекский протокол», «спикер парламента Медеткан Шеримкулов», «Карабахский конфликт», «армяно-азербайджанское соглашение о перемирии».

А в мировых дипломатических кругах разных континентов в те дни царил настоящий переполох: что за город этот Бишкек? И где, на каком уголке планеты он вообще расположен?! Впрочем, вскоре выяснилось, что совсем недавно переименованная столица Кыргызской Республики во всех географических картах по сию пору все еще значится как город Фрунзе!

И действительно, было отчего так всполошиться мировой общественности. Казалось совсем невероятным, что неведомый маленький город, разместившийся чуть ли не на самой окраине мировой геополитики, сумел-таки остановить ожесточенную войну, длившуюся до этого около пяти лет. А ведь войну за все это время не в силах были прекратить даже специально созданная Организацией Объединенных Наций влиятельная комиссия, а также могущественные международные посредники под эгидой таких мировых держав, как Россия, Иран, Турция…

Безусловно, такой дипломатический триумф молодой независимой Кыргызской Республики стал возможным в первую очередь благодаря Медеткану Шеримкулову, чьи заслуги в этих весьма трудных переговорах были признаны обеими сторонами - недавними непримиримыми врагами.

Но, если поглубже поразмыслить, то вовсе неудивительно, что именно Медеткану Шеримкулову удалось достичь почти невозможного, - заставить сесть за стол переговоров представителей воюющих сторон и подписать договор о заключении перемирия. Ведь Медеткан Шеримкулов по своей натуре изначально принадлежит к той категории редких политиков, которые отличаются повышенной целеустремленностью и не бросают свои слова на ветер. Взявшись за какое-то дело, он всегда действует с полной отдачей сил, и не отступит, пока не добьется своего.

Да, к тому же, на тот момент Медеткан Шеримкулов был одним из самых влиятельных и опытных государственных деятелей на всем пространстве СНГ. Авторитет киргизского парламента был настолько высок, что именно ему было доверено создание Межпарламентской Ассамблеи, а затем и возглавить миротворческую миссию по вопросам урегулирования карабахской проблемы.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, в советскую эпоху от человека требовались недюжинные способности. Надо было подняться, начиная с самых низов, - пройти, как говорится, сквозь огонь, воду и медные трубы. Не то, что в нынешние времена: вчера он был еще никто, а сегодня – уже на вершине.

Впрочем, как часто мы видим, в таких случаях незаслуженная «высота» сама становится очень тяжелым, подчас непреодолимым испытанием для подобных людей, сделавших преждевременную головокружительную карьеру с помощью родственных связей, денег, а также каких-то закулисных политических интриг. И это вполне закономерно, как известно, неподготовленный альпинист, легко и без труда спустившийся на вершину с вертолета, сразу начинает задыхаться, что чревато серьезными последствиями для его же здоровья...

Если в двух словах описать биографию Медеткана Шеримкулова, то неизбежно пришлось бы отметить, как бы это банально ни звучало, что он прошел очень большой путь – от столяра до спикера. А период распада бывшего союза (то бишь, коммунистической системы) главный идеолог страны встретил, что называется, в цветущем возрасте – к тому времени в его багаже были уже в наличии все необходимые компоненты для руководителя его ранга: зрелость политика, богатый опыт на ответственных работах. Только одно было плохо – уже буквально на глазах стремительно рушилась сама система, взрастившая его самого, сформировавшая его жизненное кредо, взгляды и принципы, более того, - система, ставшая основой основ его личного мировоззрения!

Крушение советской империи, имевшей при всех своих недостатках особую привлекательность для всех людей (объективности ради, следует заметить, разве, что за исключением каких-то узких, малочисленных диссидентских групп), независимо от их возрастных и профессиональных различий, в силу воспевания гуманистических идеалов, равенства и свободы, стало личной трагедией для большинства советских граждан. Я лично очень долго не мог в глубине души смириться с тем, что больше уже нет любимой с детства огромной, могучей, единой советской страны, что город Москва – отныне уже столица другого, иностранного государства. Лишь окончательно осознав, что все эти глобальные изменения и есть ход истории, который неподвластен человечеству, начал философски, так сказать, с толстовским смирением относиться ко всем жизненным явлениям, на которые я не в силах повлиять. Но, в то же время, нельзя отрицать и то, что существуют неопровержимые истины: в такие переломные моменты способны сохранить себя без потерь лишь очень цельные, стойкие, волевые люди, подобные Медеткану Шеримкулову.

Вполне естественно, что этот переходный этап стал наиболее болезненным, прежде всего, для коммунистов, которые повсеместно подвергались огульной, зачастую несправедливой критике. Далеко не все коммунисты с достоинством выдержали такое трудное испытание. Отдельные из них, быстро почуяв, откуда дует ветер, сразу выкинули свои партбилеты, и мгновенно перекрасились в демократы, хотя в душе никогда ими не были. Нашлись и такие, кто прилюдно, на глазах всего населения огромной страны – во время очередной популистской политической антикоммунистической пропаганды на телеэкране сжег свой партбилет!

Лишь немногие коммунистические лидеры, как Медеткан Шеримкулов смогли не только сохранить себя, не изменяя ни себе, ни своим убеждениям, но и сумели приобрести кое-что новое, раскрыться по-новому уже в новых условиях, так сказать, новой гранью. При этом никто не посмел бы критиковать его за ренегатство, попрекая, мол, вчерашний лидер-идеолог коммунистов угождает теперь демократам. Потому, что он оказался в числе тех предельно честных, мужественных лидеров коммунистического отряда, покинувшим капитанский мостик тонущего корабля одним из самых последних. Да и на новом спикерском посту Медеткан Шеримкулов задавал такой высокий тон, что его бывшие коллеги-коммунисты, - а ныне уже депутаты - и втайне, и откровенно возгордились им, как бы говоря, это же наша коммунистическая школа, мол, знай наших!

Как известно, переход из одной общественной формации в другую на всем постсоветском пространстве сопровождался ожесточенным противостоянием коммунистов и так называемых демократов. Говоря откровенно, под этими лозунгами шла неприкрытая, самая что ни на есть циничная борьба за власть, что нередко приводило во многих новых суверенных государствах к вооруженным конфликтам и к кровопролитиям. На наше счастье во главе киргизского парламента оказался такой дальновидный, мудрый политик, как Медеткан Шеримкулов, который не дал раскачать страну во имя каких-то узких, клановых интересов.

Более того, сейчас уже, наверное, лишь немногие знают, что Медеткан Шеримкулов имел реальный шанс стать первым президентом суверенного Кыргызстана, но добровольно отказался от такой перспективы. Одним из первых, судьбоносных решений легендарного парламента стали выборы первого президента страны – тогда еще союзной республики! В ходе ожесточенной схватки двух вышеназванных лагерей с минимальным преимуществом (в скобках заметим, c не очень убедительным преимуществом – всего лишь в четыре голоса!) победил кандидат от демократов Аскар Акаев.

Но перед этим далеко непредсказуемым голосованием, в ходе выдвижения кандидатов в президенты Медеткан Шеримкулов заявил о самоотводе своей кандидатуры. Он аргументировал такой шаг тем, что на руководителях коммунистов лежит ответственность за Ошскую трагедию, поэтому он не имеет морального права претендовать на президентский пост. Учитывая, что из 350 народных депутатов свыше 250 являлись коммунистами, которые представляли собой единую, крепко сплоченную фракцию, а руководил ими тот же Медеткан Шеримкулов, так как первый секретарь Абсамат Масалиев преимущественно заседал в Москве в Совете Национальностей Верховного Совета СССР, можно предположить, что итог голосования мог быть отрицательным для демократов. Если даже допустить, что среди коммунистов могли найтись отдельные «перебежчики», Медеткан Шеримкулов, опираясь на свою фракцию, мог бы выиграть эти выборы с достаточно убедительным преимуществом!

Хотя аргументация отказа Шеримкуловым звучал достаточно логично, мне кажется, что в подсознании им руководил совсем другое чувство, а именно, - как искусный политик, обладая повышенной интуицией, он предвидел, как с каждым днем в обществе усиливается антикоммунистическое настроение. Наверняка опасался, что различные силы, заинтересованные в свержении коммунистической системы, попросту говоря, не дадут ему спокойно работать. Вполне вероятно, поэтому он предпочел до поры до времени остаться в тени, чем оказаться на линии огня. В конце концов, будучи спикером, Медеткан Шеримкулов принес стране гораздо больше пользы, чем мог бы сделать будучи президентом, - тем более, учитывая, что легендарный парламент вплоть до конца 1994-года – до кардинального изменения Конституции страны, обладал самыми широкими полномочиями. А в стране тем временем до крайности обострилась политическая ситуация. Парадокс, но, совсем недавно названная в одной из московских газет «Неизвестной республикой» Кыргызстан постепенно превращался в «остров демократии». Обо всем этом мы подробнее поговорим позднее…

Не зря Медеткан Шеримкулов при своем самоотводе обмолвился об Ошской трагедии. В то время он почти в течение месяца безвылазно находился в самом пекле того конфликта. А годом ранее занимался урегулированием межнационального конфликта на киргизско-таджикской межграничной территории. Вполне понятно, что этот печальный опыт весьма пригодился ему через несколько лет, когда он возглавил миротворческую миссию Межпарламентской Ассамблеи по Карабахскому вопросу.

До этого ООН четырежды безрезультатно приняла резолюции по Карабахскому вопросу.

Но война вместо того, чтобы затихнуть приобретала все больше полномасштабный характер, продолжали гибнуть люди, литься кровь… Вот на этих переговорах полностью раскрылись все дипломатические и политические способности Медеткана Шеримкулова. Были пущены в ход все его умение убеждать, умение договариваться, умение услышать чужое мнение, умение уважать чужую позицию, не теряя при этом свою собственную. Он призвал представителей воюющих сторон попытаться найти общие точки соприкосновения, и прийти к компромиссу во имя самой высшей ценности, имя которой - жизнь человека! И, наконец, голос разума победил, - ослепленные кровью, трагедией и местью люди, в конце концов, поняли, что без остановки войны, кровопролития невозможно решить все спорные вопросы!

На переговорах в полном блеске проявились все лучшие качества политика-государственного деятеля Медеткана Шеримкулова: умение добиться поставленной перед собой цели, умение договариваться, умение лавировать. А ведь умение лавировать, в хорошем смысле этого слова, - обходя острые углы, в трудных обстоятельствах и есть высший пилотаж политического мастерства. Вот так Медеткан Шеримкулов добился невозможного: вот уже четверть века царит мир на Карабахе, хотя и не все вопросы по территориальным спорам решены до конца. Но ведь территориальные спорные вопросы между многими государствами копились веками (к примеру, вот уже более двух тысяч лет продолжается арабо-израильский территориальный конфликт!), следовательно, попытаться решить их за короткий срок одним махом с наскока значило бы вновь разжечь всюду огонь повсеместного конфликта.

…Впервые самые лестные отзывы о Медеткане Шеримкулове я услышал в мае 1993-года от покойного Народного артиста республики, знаменитого киноактера Орозбека Кутманалиева. В те дни мы в больнице оказались в соседних палатах, и скучные, тихие вечера часто коротали вместе. Орозбек байке был не только отменным рассказчиком, но и ходячей энциклопедией истории киргизского искусства и фольклора за последние сто лет. Слышать из его уст различные неиссякаемые истории о жизни и деятельности не только знаменитостей, но и о малоизвестных, преданных тружеников искусства доставляло мне огромное удовольствие.

Однажды Орозбек байке исчез неожиданным образом. Обычно, отпросившись у врача разрешения сходить домой (якобы «помыться, привести себя в порядок», хотя и в палатах имелись душевые!), больные об этой «новости» заявляли во всеуслышание. Я терялся в догадках.

На следующий день Орозбек Кутманалиев вернулся в благодушном настроении, а тот вечер почти целиком посвятил персоне Медеткана Шеримкулова. Оказывается, вчера он на каком-то тое он оказался за одним столом вместе со спикером парламента. «Я раньше с ним не был знаком. Впервые нас познакомили. Он мне оставил о себе очень приятное впечатление. Очень доступный, вежливый, культурный. Без тени присущего многим руководителям чванства, тщеславия и высокомерия. Все время после произнесенных тостов очень просто обращался ко мне: «Байке, давайте-ка поднимем бокалы?» Он, оказывается, очень хороший человек! Вот увидишь, если у нас все руководители такие, то все у нас в дальнейшем будет очень хорошо!..» - вот так восхищенно, даже слегка удивленно повторял Кутманалиев вновь и вновь, словно вправляя рефреном свой рассказ о вчерашнем тое. Помнится, я тоже, в свою очередь, слегка был озадачен этим необычным рассказом Орозбека байке, ведь он был явно не из тех людей, которые кичатся своими связями в вышестоящем руководстве. Он сам, как говорится, был самодостаточной величиной.

Лишь теперь, по истечении прожитых лет, я хорошо понимаю тогдашнее взволнованное, приподнятое душевное состояние Орозбека Кутманалиева. Хотя он и не произнес слова типа «современный руководитель нового типа», из содержания его рассказа вытекал именно такой смысл. Следует учесть и ту особую атмосферу, царившую в то время в обществе – ведь мы были всего лишь второй год без союза, хотя и заявили о себе на весь мир как о независимой республике, а впереди – туманная неизвестность, неверие в свои собственные силы. На горизонте уже замаячили предвестники разрухи, хаоса и будущего тяжелого социально-экономического кризиса.

Теперь я понимаю, что, будучи умудренным жизненным опытом человеком, Орозбек Кутманалиев тогда гораздо больше понимал, чем я в молодом возрасте о роли отдельно взятой личности в народной судьбе и истории. Я, чего греха таить, исходя из принципа «нет незаменимых людей», в силу возраста по-снобистски полагал, что все руководители на одно лицо и работают они тоже одинаково… Нет, вовсе не так, конечно. Порою от конкретного человека и личности, к счастью, или, к сожалению, зависит очень многое. Именно поэтому, иной раз даже идеальная конституция и очень хорошие законы не работают. А яркая личность, сильный лидер способен повести за собой общество, людей в переломную эпоху, или же принимать весьма взвешенные, дальновидные решения в судьбоносные моменты истории.

А спустя год, сидя дома, я по телевизору посмотрел театрализованное представление, транслированное с площади «Ала-Тоо». Орозбек Кутманалиев в образе киргизского аксакала – с белой бородой, в белом калпаке, держа за руки, вывел к народу двух мальчиков, одетых в армянскую и азербайджанскую национальные одежды. И помирил их по древнему киргизскому обычаю, как подравшихся мальчиков-сорванцов, заставил их крепко обняться и великодушно простить друг друга, а затем дал им свое благословение согласно народному обряду примирения.

Говоря о малоизвестных нюансах «Бишкекского протокола», невольно вспоминаются слова из киношедевра Стивена Спилберга «Список Шиндлера»: «Спасение жизни одного человека есть – спасение целой вселенной!» А «Бишкекский протокол» спас жизни сотни тысяч людей. Уже только одно это обстоятельство – оказаться во главе такой сверхважной международной миссии было бы очень почетно для многих политиков и государственных деятелей. Ну а для Медеткана Шеримкулова это всего лишь один, - пусть и очень яркий! – эпизод из его долгой и плодотворной деятельности.

Мамасалы Апышев
Бишкек, апрель 2019г.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

27-07-2023
Крутые перемены и кровавые трагедии
4021

05-06-2023
На тернистом пути национального возрождения
3694

26-12-2022
Торогелди Балтагулов и Турдакун Усубалиев
2434

12-05-2022
5955

03-05-2022
О великом братстве великих талантов
6174

27-04-2022
Суйменкул Чокморов: тернистый путь творчества
5505

20-04-2022
Первая любовь Суйменкула Чокморова
7541

12-04-2022
Юрий Гагарин полюбил природу Кыргызстана 
5718

05-08-2021
За что Исхак Раззаков впал в немилость Москвы?
12636

29-07-2021
Исхак Раззаков и Торогелди Балтагулов
7289

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×