Давайте глянем на ситуацию объективно, кто такие кыргызы:
1) кочевники (не могут терпеливо и долго заниматься одним делом в одном месте);
2) скотоводы (т.е. не землевладельцы, не могут строить долгосрочные планы относительно какой-то профессии; живут так, как ляжет карта, по течению жизни);
3) максимальная мобильность (из-за частых набегов, любых, более сильных врагов, могли максимально быстро собрать весь свой скраб и перекочевать. Именно поэтому не наживали богатств, не занимались сельским хозяйством и не строили долгосрочных планов на будущее);
4) свободолюбие (отсутствие рабовладельческого строя). Кто сильнее и умнее - тот занимал более выгодные ранги и был приближен к кругу вождя. Вождём мог быть только самый сильный и сообразительный из племени, и избирался единогласным решением племени. Люди в племени были свободны, но вели свои обязанности согласно своему статусу в семейной иерархии;
5) Родово-племенной строй жизни (племя представляло собой большую семью. Все члены племени приходились родственниками, ветвями одного древа);
6) воины (любой мужчина в племени должен был с малых лет учиться искусству воина, так как племена жили в постоянной опасности от частых набегов других племён). Честью мужчины было умереть в бою, чем трусливо скрываться, поэтому мы видим чрезмерную храбрость кыргызов в любых военных действиях, а также увлечение мужчин опасными видами спорта, такими как: бои без правил, борьба и кок-бору;
7) охотники (кочевые племена не занимались сельским хозяйством, поэтому им часто приходилось выживать в разных суровых условиях. Главными же умениями в условиях выживания являются: охота, собирательство, знание растений, искусство скрываться и воевать;
8) нынешний народ состоит из разных племён-кочевников (кыргызы - это смесь множества кочевых племён. В их крови остаётся желание идентифицировать себя именно по родовой принадлежности, а не по этносу. Поэтому современные кыргызы при знакомстве спрашивают друг друга о месте рождения, узнают принадлежность к роду, и исходя из этого строят свои дальнейшие отношения. Часто нетерпимы друг к другу, так как исторически воевали друг с другом, и кровь их предков напоминает им об этом. Поэтому нынешние кыргызы чрезмерно завистливы к успехам друг друга, ставят друг другу препятствия и различные препоны).;
9) чрезмерная расточительность (кочевые племена старались не наживать богатство, во-первых, другие племена могли позариться на их богатство и следовательно совершить набег с целью захвата этих богатств. Во-вторых, племя должно быть мобильной, чтобы быстро перекочевать при угрозе нашествия. За многолетний период подобной жизни, племена научились избавляться от излишков - это всевозможные тои - пиршества, когда режут излишки скота. В нынешнее время кыргызы продолжают делать тои и разорительные поминки, хотя сами бедны и часто влезают в непомерные долги, чтобы показать щедрость во всю ширь своих слабых возможностей.
Что можно сделать из этих небольших открытий? Прежде всего, зная о своем историческом прошлом, нужно объективно относиться к происходящим событиям и не принимать поспешных решений. Все решения необходимо принимать холодной головой, взвешенно, без субъективной оценки. Также следуют простые практические руководства: начав какое-то дело, не бросать, а долго и терпеливо доводить до победного конца. Когда приходят проблемы, (в прошлом - нашествия врагов), не убегать от них, а встретить их с полной боевой готовностью и атаковать самому. Если раньше жили по течению, то теперь научиться ориентироваться на длинную дистанцию, ставить цели и строить планы. Например, не брать в долг, а также не тратить за один раз все сбережения, только для того, чтобы пустить пыль в глаза своим соседям.
Из тех объективных данных, которые имеются, можно привести ещё много полезных выводов и решений относительно нашего настоящего и будущего. Я верю, что наше Правительство и уважаемые депутаты Парламента извлекут что-то полезное из прошлого, чтобы строить в настоящем сильное Государство.
Исмаилов Чынгыз Эсенбекович