В июне 2019 года в Бишкеке состоялся 19-й саммит ШОС. В столице Кыргызстана собрались 12 глав государств и правительств. Среди них главы стран – участниц ШОС: Индия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, а также главы государств - наблюдателей ШОС: Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия. Всего в мероприятиях саммита приняли участие более десяти тысяч представителей государственных органов, деловых кругов и журналистов. На повестке саммита стояли вопросы углубления международных отношений в области региональной безопасности. Кроме того, состоялись визиты в Кыргызстан глав двух крупнейших держав мира – Индии и Китая.
Кыргызстанцы впервые встречали такое большое количество высокопоставленных гостей. Шесть лет тому назад Бишкек уже принимал саммит ШОС. Глав государств и правительств было чуть меньше и делегации были не столь представительны и многочисленны. Конечно, при проведении форумов разного уровня бывают огрехи протокольного и технического характера. Однако учитывая масштабы 19-го саммита ШОС, вызывает уважение поддержка простыми кыргызстанцами этого мероприятия. Шесть лет тому назад социальные сети были переполнены недовольными заметками, мол, саммит мешает их личному комфорту. Конечно, всегда найдутся брюзги, а в какой стране их нет? В этот раз их было гораздо меньше.
Поэтому восприятие саммита кыргызстанцами можно охарактеризовать восточной мудростью – «когда люди обсуждают других людей – это глупая беседа, когда люди обсуждают события – это умная беседа, а когда люди обсуждают идеи, то это мудрая беседа». Кыргызстанцы показали свою мудрость.
Такая же атмосфера витала во время заседания Совета глав государств ШОС. К обсуждению предлагались идеи и предложения к сотрудничеству как в рамках ШОС, так и на двусторонней основе. В Бишкеке собрались лидеры стран, представляющих население большей части человечества. У них есть разное видение решения региональных и глобальных проблем. Однако разные подходы не помешали им прийти к общему консенсусу и подписать более 20 документов, включая самый главный из них – Бишкекскую декларацию.
Стремительное развитие технологий и кардинальное изменение международного ландшафта предполагает наличие новых подходов, адекватных современным вызовам. Однополярный мир так и не смог предложить надежную платформу для взаимовыгодного и равноправного развития развивающихся стран. Поэтому мир давно находится в поиске новой парадигмы развития. ШОС предложил эту парадигму – взаимовыгодное и равноправное сотрудничество развитых и развивающихся стран.
Аналитики и политологи уже назвали бишкекский (2019г.) саммит ШОС судьбоносным. Происходящие в мире события нашли свое отражение, как в двусторонних отношениях стран Евразии, так и в повестке саммита ШОС. Так, по мнению аналитиков, 19-й Саммит отличается от предыдущих «своей глубиной и сильной позицией» стран – участниц ШОС. Прослеживается «усиление региона Евразии путем сплочения наиболее динамичных экономических и политических игроков». Отмечается, что отношения между странами региона стали теснее и теплее.
Прошедший Саммит ШОС показал, что позиции стран начали сближаться. Если ранее Китай делал больший упор на торговое сотрудничество, а Россия – на военно-техническое, то в подписанных документах отмечается сближение позиций стран-участниц ШОС. Начало преобладать осознание того факта, что безопасность в регионе зависит исключительно от стран Евразии. Именно вопрос сохранения региональной безопасности способствует сближению стран.
Резкий рост нетрадиционных угроз и трансграничных видов преступности в Евразии, Ближнем Востоке, Юго-восточной Азии, в частности, терроризма, сепаратизма, экстремизма, наркоторговли и незаконной миграции, делает роль ШОС, предпринимающей активные усилия для обеспечения мира и стабильности в регионе, еще более значимой.
Другим важным аспектом прошедшего саммита стали государственный и официальный визиты в Кыргызстан глав Китая и Индии. Большинство соглашений заключенных Кыргызстаном с Китаем и Индией направлены на привлечение инвестиций в страну. Это не кредиты или гранты, это инвестиции на общую сумму около 7 млрд. дол. США. Кроме того Китай открыл свои двери для кыргызского меда, черешни, муки и молочной продукции. Достигнута договоренность о поддержке сельскохозяйственного производства, главного сектора экономики Кыргызстана.
Символично, что города Ош и Сиань установили побратимские отношения. Это главные города «родных» областей президента С.Жээнбекова и председателя Си Цзиньпиня – Ошской области и провинции Шэньси, соответственно. Оба города имеют древнюю историю - более 3000 лет. В обоих городах есть памятники истории и культуры, занесенные в списки ЮНЕСКО. В Сиане начинался Шелковый путь, а Ош издревле славится искусными торговцами. В обоих городах имеется значительное количество студентов. В этой связи открываются новые перспективы для культурно-гуманитарного сотрудничества на уровне регионов обоих государств.
Интересно отметить, что эти и ряд других договоренностей, достигнутых во время двусторонних встреч с главами России, Китая, Афганистана, Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана направлены на развитие регионов Кыргызстана. Будь это укрепление приграничного сотрудничества, поставка сельхозпродукции или борьба с экономическими преступлениями и обеспечение безопасности. Конечная цель таких договоренностей заключается в стимулировании роста производства в городах и селах страны. Больше качественной продукции проданной по хорошей цене станет основой роста благосостояния граждан страны.
ШОС существенно отличается от других международных организаций, возникших в Евразии после самороспуска Советского Союза. Различие состоит в подходе к региональному сотрудничеству: ШОС строилась по принципу «снизу вверх» по мере эволюции двусторонних связей между государствами-основателями, известной как «Шанхайская пятерка». В июне 2019 года, страны – участницы ШОС поставили перед собой новую задачу – работать на глобальном и региональном уровне. Ранее ШОС стоял на перепутье: строить глобальную организацию или оставаться региональной организацией. Теперь предстоит найти рациональный и прагматичный баланс между региональным и глобальным масштабом организации.