В достопамятные советские времена в ВУЗах преподавались такие дисциплины как научный атеизм, научный коммунизм, марксистко-ленинская философия, которые доставали студентов тем, что вынуждали штудировать многотомные труды классиков коммунистического учения. А писать, что и говорить, они умели - только Владимир Ильич выдал «на гора» больше 50 томов. Причем тогда так преподавали, что даже по прошествии 50-ти лет, мы, тогдашние студенты, помним содержание их трудов, по которым сдавали зачеты и экзамены.
Об этом мелькнула мысль во время речи Президента С.Ш. Жээнбекова на площади Ала-Тоо в годовщину независимости Кыргызстана, где он с горечью подчеркнул, что «за четверть века коррупция в ветвях власти превратилась в проблему на уровне национальной трагедии. Власть превратилась в источник обогащения, а не справедливого управления страной и служения народу».
Сразу вспомнилась статья Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?» написанная в 1923 году в преддверии XII съезда ВКП (б), которую пришлось изучать при подготовке к семинарским занятиям, где, как сейчас помню, за частным вопросом повышения эффективности работы рабоче-крестьянской инспекции он увидел проблему совершенствования всей системы управления молодого советского государства. И тогда, почти сто лет назад перед большевиками, и сейчас перед нашей страной стоит один вопрос - как реформировать систему управления, чтобы, как сказал Президент, «обеспечить эффективное решение актуальных экономических и социальных вопросов». Как здесь не привести цитату из вышеназванной статьи Ленина: «Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является типичным старым из нашего старого госаппарата» (В.И. Ленин, ПСС, т. 45, стр. 383).
Точнее не скажешь. Мы уже почти 30 лет «подкрашиваем» старую, по сути, советскую систему управления с небольшими добавлениями в виде рыночных институтов, а в остальном сплошь и рядом переименования и смена вывесок на старых министерствах и ведомствах, без перехода на истинно рыночные рельсы. Осталось все то же централизованное управление, когда государство жестко контролирует из одного центра все движения в экономике и жизнь граждан, когда суды и правоохранительные органы являются в руках государства карательными органами, а не защитниками прав и свобод граждан, и вмешиваются без зазрения совести в деятельность бизнеса в целях выбивания с них денег и отъема собственности. Ну никак не хотят наши госорганы признать неприкосновенность частной собственности. Президент С.Ш. Жээнбеков пробил первую брешь в этой железобетонной конструкции своим указом о развитии регионов, чтобы хоть как-то ослабить обруч зацентрализованности и дать вздохнуть свободнее регионам, что позволит им развиваться быстрее.
Но это только первый шаг. Менять нужно все – и конституцию, определившись окончательно, какую форму правления, или президентскую, или парламентскую мы хотим утвердить в Кыргызстане, и систему органов исполнительной власти, пора, в конце концов, иметь в республике компактное и мобильное правительство, соответствующее нашим условиям и возможностям, скажем откровенно, при капиталистической системе, основанной на частной собственности. В то время как информация за какие-то минуты становится достоянием всего земного шара, наше правительство неделями, а иногда и месяцами готовит какое-то решение, которое, не успев выйти из недр правительственного аппарата, уже устаревает. Поэтому прав глава государства, когда подгоняет чиновников с цифровизацией страны, чтобы значительно ускорить процессы обмена информацией между госорганами и повысить актуальность принимаемых решений.
В ходе реформ не повторить бы прошлые ошибки, которые совершали и Акаев, и Бакиев, и Атамбаев. Обдурить народ можно, да и то ненадолго, а вот законы исторического развития общества еще никому в мире никогда не удавалось обмануть. Будь иначе, Римская империя в каком-то виде сохранилась бы до настоящего времени, а Советский Союз существовал бы до сих пор.
Вот бывший президент А. Атамбаев вопреки требованиям времени ничего не захотел менять, и теперь очень сожалеет об этом. Все дело в том, что когда народ дал карт-бланш, нужно было на референдум выносить конституционные изменения, направленные на установление в республике настоящей парламентской республики, как требовал того народ после кровавой революции 2010 года. О парламентской республике громогласно заявлялось, а на деле опять ничего не изменилось. Между тем история показывает, что для кыргызов наиболее приемлемой формой правления может оказаться все-таки парламентская, от президентской за 25 лет независимости народ ничего хорошего так и не дождался. Под парламентское правление, разумеется, с разумным количеством депутатов, необходимо перестроить и исполнительную власть, где безотносительно коррупции, в которой потонули все ее органы, накопилось достаточно других кричащих проблем. Вот только некоторые из них, требующие безотлагательного решения.
Серьезные нарекания со стороны общества вызывает работа финансовой системы страны, которая отличается закрытостью и высокой степенью коррумпированности. Сосредоточение в одном органе – Министерстве финансов – и подготовки бюджета и его кассового исполнения (чисто советский вариант) дают широчайшие возможности для манипуляций с государственными средствами. На уровне предприятий и фирм категорически не допускается совмещение в одном лице должности бухгалтера и кассира, потому что это позволяет похищать средства организации или предприятия. Такое ограничение заложено в соответствующих законодательных актах. Оно в такой же степени справедливо и для управления государственными средствами (бюджетом страны). И здесь необходимо провести кардинальную реформу, разделить, в конце концов, вышеуказанные государственные функции.
Многофункциональность и чрезмерно широкий круг полномочий правоохранительных органов республики, доставшийся в наследство от советских времен, как было отмечено выше, позволяет им необоснованно вмешиваться в деятельность субъектов рыночной экономики, оказывая тем самым негативное воздействие на инвестиционную привлекательность Кыргызстана, создавая мощный коррупционный фон в обществе. Проведенные здесь реформы, к сожалению, оказались половинчатыми, а некоторые меры, напротив, усугубили ситуацию. ГКНБ республики в итоге оказалось с такими полномочиями, что впору вспомнить советскую «Контору Глубокого Бурения». Но ведь на улице не 37-й год и времена развитого социализма, а XXI век с новейшими технологиями и глобальной системой коммуникаций, когда спецслужбам невозможно всеохватно давить на все общество и отдельных граждан вне правовых рамок как это было совсем недавно по историческим меркам.
Поэтому нужно отойти от системы широкопрофильных органов и перейти на систему узкоспециализированных служб, как практикуется во всем мире. Это позволит более предметно контролировать их деятельность, а также повысить уровень профессионализма сотрудников в одной сфере правоохранительной деятельности, устранить дублирование между различными ведомствами. Только слепой не видит насколько усилились внешние и внутренние угрозы и вызовы национальной безопасности. В этих условиях оставаться заложником непрофессионализма и неразберихи в правоохранительной системе, о чем свидетельствует провал операции по задержанию бывшего президента в селе Кой-Таш с ранеными и человеческими жертвами, слишком дорогое удовольствие.
А к чему привели реформы в МВД? Все население республики смотрит по телевидению и в интернете бесконечный триллер со зверскими избиениями и убийствами средь бела дня людей, в том числе и иностранцев. И преступники нередко не несут ответственности, если судить по сообщениям СМИ, поскольку по ряду происшествий не заводятся дела. Может журналисты не так поняли, но оказывается это потому, что никто не пишет заявление, или потерпевшие дают встречное заявление! Два дня подряд на сайтах, а после и по телевидению показывали жуткие картины жестоких избиений возле одного и того же кафе, там возможно не обошлось без тяжких последствий и опять же – не было заявлений, и тишина. Получается, если заострить ситуацию, то можно на глазах у людей избить до полусмерти одинокого человека и спокойно гулять рядом – поскольку некому писать заявление! А последний из ряда вон выходящий случай – после жестокого избиения двух мужчин милиционеры увозят с места преступления фактически убийц, которые еще и не дают «Скорой помощи» вывозить полумертвых людей. Хорошо еще премьер М. Абылгазиев потребовал наказать этих милиционеров и их уволили и возбудили уголовное дело. Подозреваемые сами явились в милицию, может на этот раз эти ребята получат заслуженное наказание – будет другим наука. Аварийность на дорогах после реформ ГАИ может количественно и уменьшилась, но смертность на дорогах остается высокой, погибают целыми семьями. А как расценить то, что маленькая девочка убивает своего младшего брата, отец насилует родную дочь? Когда это было? Спрашивается, где профилактика, где работа с населением? Министр К. Джунушалиев прилагает огромные усилия, но если объективно система не способна измениться, то ничего не получится. Все это говорит о том, что нужно все под корень менять, и не только в правоохранительной или финансовой системе.
Разумеется, можно привести множество аргументов за то, чтобы ничего не трогать, но что делать с окружающим миром, который изменился до неузнаваемости по сравнению с тем временем, когда создавались вышеназванные органы. Почти все институты исполнительной власти республики, как уже отмечалось, по своей сути являются продуктом совершенно другой общественно-политической формации, основанной на всеобщем огосударствлении с централизованной экономикой при диктатуре одной партии и 100% государственной собственности на все и вся, и находятся, без преувеличения, в определенном антогонизме с сегодняшними реалиями.
Совершенно очевидно, что в настоящее время происходит исторический перелом во всем мире, наблюдается всеобщий тренд угасания прежней системы политического устройства общества, вошедшей в непреодолимое противоречие с новыми веяниями в мировом развитии, который проявляется и у нас. Политическое фиаско трех бывших президентов республики, кроме всего прочего, отражает эту тенденцию на смену парадигмы общественного развития.
Президент Франции Э. Макрон признал, что Европе нужно перестраиваться, поскольку та европейская цивилизация, которая вела за собой весь мир на протяжении веков, начинает изживать себя. Такая постановка вопроса еще более актуальна для Кыргызстана, так как у нас все еще доминирует традиционное общество, которое не поспевает за убыстряющимся темпом современных социально-экономических процессов. Может поэтому и звереет у нас народ, что потеряны прежние многовековые социальные ценности, которые не смогли противостоять натиску глобализации. Нам как воздух нужны новые современные формы организации политической, экономической и социальной жизни, способные адекватно отвечать на вызовы времени, иначе ветер перемен снесет все наши старые государственные «постройки», оставив после себя разруху и хаос.
Вселяют надежду слова Президента о том, что «начатые реформы, утратившие темпы по политическим причинам, будут возобновлены и усилены. Мы дадим новый импульс проводимым реформам, чтобы был услышан голос народа в соответствии с его требованиями».
Если не предпринять экстренных мер по совершенствованию фундаментальных основ нашей жизни, то отсталость и социальная деградация будет все больше и больше становиться уделом всех последующих поколений кыргызстанцев. Поэтому необходимость и в будущем оставаться в рядах цивилизованных государств мира настоятельно диктует нам, начиная от высших эшелонов власти и заканчивая каждым гражданином, задуматься над тем, как нам реорганизовать Кыргызстан, чтобы, как сказал Президент С.Ш. Жээнбеков, передать потомкам «развитое государство, цветущую землю, здоровое, образованное и современное общество».
Биялинов Алымбек Юсупович
эксперт по экономике и безопасности.