Добавить свою статью
10 Января 2013
О проблемах в кыргызском кино
Вот уже больше 12 лет идут шумные и грязные интриги внутри некогда обожаемого всеми кыргызами национального кино. Когда- то мы гордились и восхищались этим феноменом, названным «кыргызским чудом», а сейчас говоря о некоторых «деятелях» кино, стесняемся, стыдливо опускаем глаза. Неприятно то, что у киношников почти всегда скандал, как в коммунальной квартире.

Закручивают этот скандал одни и те же люди. Почему-то им всегда патологически не хватает ни власти, ни денег, ни званий! Надо прямо сказать, у многих из них нет даже высшего образования, не говоря уже о кинематографическом! И ничего - ребятки вовсю снимают, более того, преподают кинематографическое искусство всем желающим.

Теперь не надо отбирать талантливого или хотя-бы способного человека - сегодня может снимать каждый, кто хочет! И потому, снимают все, у кого есть деньги и желание… Без образования, а иногда без подготовки!

При этом за 20 лет независимости Кыргызстана не снято ни одного серьёзного фильма, удостоенного призов в Каннах, Венеции или других кинофестивалях класса «А». О фильме мирового уровня не стоит и говорить! Поэтому попытки кыргызского режиссера, живущего в России, но снимающего в Кыргызстане, номинироваться на Оскар - пока вызывают только сочувствие. Именно потому, есть повод задуматься, почему так происходит?

Немного о себе

Мой путь в кыргызском кино начался в 1970 году помощником кинорежиссёра на съемках фильма Болота Шамшиева «Алые маки Иссык-Куля». В 1972 - 77 г.г. учился во ВГИКе и закончил режиссерскую мастерскую Народного артиста СССР Сергея Герасимова. Целый год был практикантом у знаменитого мэтра советского кино А.Михалкова-Кончаловского в фильме «Сибириада».

Снял фильмы: «Суйменкул Чокморов» (1987 год), двухсерийный художественный фильм «Печать Сатаны» (1992 год), документальный фильм «Золотая авария» (2000 год), исторический фильм «Горная царица Курманджан Датка» (2010 год).

В 2005-2008 гг. работал президентом Национального концерна «Кыргызкино». В 2007 году был генеральным директором I Международного Иссык-Кульского кинофестиваля. Поэтому, я себя не считаю сторонним человеком в кыргызском кино и вижу, что национальное кино переживает очередной этап серьёзных испытаний. Какие процессы происходят сегодня в кино? Вот моё мнение.

Трудный путь к истине

Не буду касаться процессов, произошедших в кыргызском кино с начала 90-х годов XX века до 2005 года - они были сложными и противоречивыми! Скажу твёрдо одно: и первый, и второй Президенты КР оставили нам огромное количество жизненных проблем – в том числе и в национальной кинематографии. Государство никогда по настоящему не контролировало и не помогало национальному кино, да и сейчас особенно не волнуется!

В мае 2005 года по предложению советника Президента КР Болота Шамшиева меня назначили на должность главы Госкиновидеокомпании.

Больше всего меня удивило то, что у меня нежданно возникла оппозиция, возглавляемая Актаном Арым Кубатом и директором киностудии «Кыргызфильм» Тынаем Ибрагимовым. В течение целого года, после моего назначения они и их сторонники буквально задыхаясь от ненависти, стали поносить и шельмовать меня как могли. В ход была пущена клевета, ложь и оскорбления. Читая их статьи обо мне, слушая их выступления по телевизору, я думал: да видели ли они когда-нибудь воспитание в своих семьях!

Все это для меня это было странным! Ведь за пять лет их «работы», (с 2000-го по 2005-й ) когда они с великим трудом завершили единственный фильм Облако! , я ни публично, ни в личных разговорах никого из них не оскорблял! Вот и сейчас, я не работаю с мая 2008 г. (почти 5 лет!) – и опять ни одного публичного неодобрения в адрес этих самородков. Ведь надо говорить тому, кто тебя слышит, а самое главное - понимает.

Особенно я был потрясен, когда Эрнест Абдыджапаров громогласно заявил, что надо брать в руки автоматы и защищать от З.Эралиева киностудию «Кыргызфильм»! ( вероятно, эта группа кинематографистов» считала киностудию уже своей личной собственностью?!). Это было и смешно, и грустно. Тем более, что работу в большом кино Э.Абдыджапаров начинал у меня на фильме «Печать Сатаны». Его сын родился в то время и имя Санжар ему давал я… Также Эрнест впервые в жизни сыграл в моем фильме роль участкового милиционера.

Да, работать мне тогда в обстановке криков и скандалов было трудно, но что-то удалось сделать:

- В 2005 году впервые состоялся Курултай кинематографистов Центральной Азии, Турции, России и Казахстана.

- Были сняты два полнометражных фильма: «Неизвестный маршрут» (реж. Т.Бирназаров), «Чтение Петрарки» (реж. Н.Абдыкадыров)

- Были сняты три детских киножурнала «Аралаш», документальный фильм о К.Кадыралиеве.

- Была закуплена камера «Sony» Sine Alta за 125 тысяч долларов. Именно такой камерой Дж. Лукас снял первые серии знаменитых «Звёздных войн».

- Были выделены около 4 млн сомов на производство кыргызского мультфильма и дубляж.

- Готовили мы и проекты съёмок крупных национальных фильмов: «Сломанный меч», «Курманбек» и «Курманджан Датка», с примерным бюджетом в 120 млн сом. Эти деньги «пробивал» Б.Шамшиев.

- В 2007 году был проведён I Международный Иссык-Кульский кинофестиваль, на который впервые в Кыргызстан приехали голливудские актёры А.Ассанте и К.Тогава. После открытия кинофестиваля в комплексе «Рух Ордо» в г.Чолпон-Ата Э.Абдыджапаров сказал мне: «Да, удивили вы нас Замир байке, аж рот закрыть не могу!», а Т.Бирназаров добавил: «Теперь вы навсегда вошли в историю кыргызского кино».

- В том же 2007 году был подготовлен новый Закон о кыргызском кино, но депутаты затянули его принятие!

- Когда я начинал работу, бюджет Госкиновидеокомпании составлял всего 3,5 млн. сом. В 2008 году, когда меня «убрали», бюджет кыргызского кино уже был 42 млн. сомов, ну и так далее. Планов было много, но им не суждено было сбыться!

Интриги вместо работы

В 2006 году, несмотря на Постановление Правительства КР, я не передал кинотеатр «Манас» в Министерство образования (министр Н.Досбол). Свою позицию я обосновал в письме к Президенту КР. Смысл письма был в следующем: кино работает и приносит прибыль, если работают кинотеатры!

В 2007 году, когда Н.Досбол стал вице-премьером, вышло ещё одно Постановление Правительства о передаче кинотеатра «Манас», некоему Молодёжному центру. Борьба за кинотеатр стала обостряться! Я вынужден был обратиться с новым письмом к Президенту страны. Самое удивительное, что Президент удовлетворенный итогами Иссык-Кульского кинофестиваля, согласился со мной.

И все же, моё желание не передавать кинотеатр в другое ведомство, имело для меня самые печальные административные последствия. Чтобы проучить меня Н.Досбол, вместо обычной проверки Счётной палаты, направил в концерн «Кыргызкино» А.Сарыбаева, работника со специальными полномочиями следователя. Тот, долго мудрил и чтобы создать зацепку для уголовного дела, написал не одно, а целых два разных заключения Счётной палаты.

В этом ему помогали мой заместитель А.Пазылов и работник «Кыргызкино» У.Айталиев. Я и сейчас жалею, что послушавшись совета одного человека, взял в свои заместители не кинематографиста А.Пазылова. У директора киностудии Б.Карагулова даже поговорка была: мы не спим, даже если мы закрыли глаза! Видно поэтому копии этих Заключений, вопреки законодательству КР, оказались в руках моей не спящей оппозиции. Конечно, я понимал, что уже действует некий план по моему смещению!

В это же время, группа моих оппозиционеров стала ходить по кабинетам Белого дома. Интересы оппозиции и Н.Досбола совпали! Словом, интригами и клеветническими письмами обо мне и о том, что кинематографистам самостоятельная киноструктура не нужна - моя любимая оппозиция добилась своего!

Меня могли убрать только с закрытием структуры. Других причин не нашли. И это было сделано. 23 мая 2005 года Национальный концерн «Кыргызкино» Указом Президента страны- перестал существовать. И только после этого заключениями Счётной палаты, по звонку «сверху», занялась Генеральная прокуратура. Проверка и дознания длились целых 8 месяцев, но и Первомайская прокуратура не нашла в моей работе финансовых нарушений!

В результате этих интриг, вместо Национального концерна «Кыргызкино», через некоторое время возник Департамент по кинематографии в составе Министерства культуры и информации.

К слову сказать, пройдёт всего год и эти же не спящие кинематографисты пойдут уже против А.Пазылова в другие кабинеты - с инициативой вернуть самостоятельную структуру. Значит, они бились не за или против структуры. Они бились за свои личные интересы. К чему это привело : в 2009 году были остановлены запущенные мною в качестве президента Национального концерна «Кыргызкино» производство нескольких фильмов:

1.«Горбун» - полнометражный художественный фильм. Режиссёр – постановщик Б. Карагулов. Было выделено 1,5 млн. сом. Остальные деньги он обещал найти сам. Причём, от 500 тыс. до 1 млн долларов США. "В главной роли, - захлебываясь от переполнявших его чувств ,говорил он, - будет сниматься кинозвезда турецкого кино Т. Шорай." Планы у него, как у немеркнущего классика мирового кино, были громадные. Да и шума в прессе было опять достаточно. Но деньги были использованы, а фильма нет. Как это понимать?

Странным мне показался и такой факт: словно чего то испугавшись Б. Карагулов, вместо полнометражного фильма, смонтировал короткометражный. И никто этот опус не видел. Тогда кому нужен такой фильм!? Как же так? Это ведь тоже считается разновидностью некой аферы.

2.«Гора» - короткометражный художественный фильм. Режиссёр – постановщик З. Эралиев. Было выделено, в течение 3 лет частями 1,5 млн. сомов. В результате коррупционных схем киностудии, треть бюджета фильма исчезла. Материал фильма, находящийся в компьютере киностудии был уничтожен. И тогда я был вынужден обратиться в финансовую полицию, но... и она ничего не смогла сделать.

Сейчас по фильму осталось провести досьемки и провести монтажно-тонировочный период (т. е. домонтаж, озвучание, шумы и музыка).

3. «Влюблённый вор» - полнометражный художественный фильм. Режиссёр-постановщик Э. Абдыджапаров. Было выделено 1,5 млн. сомов. Остальные деньги режиссёр нашёл сам. Фильм был закончен и вышел на экран. Сколько пользы он принёс государству – неизвестно.

4. «Запах джийде» - полнометражный художественный фильм. Режиссёры-постановщики А. Арым Кубат и его сын. Было выделено на производство 1,5 млн. сомов. Остальные деньги А. Арым Кубат должен был найти сам. С изменением структуры кино, деньги вернулись назад в бюджет.

5. «Призраки Орехового леса» - полнометражный художественный фильм. Режиссёр-постановщик Б.Шамшиев. На производство фильма было израсходовано от 3-х до 4-х млн. сомов. В связи с очередной сменой административной структуры, фильм намеренно был остановлен. Оскорблённый мэтр уехал работать в Казахстан! Пусть это тоже будет на совести А.Пазылова и Б. Карагулова.

6. Оснащение технической базы киностудии - было для меня главной задачей в работе. 28 апреля 2008 года гендиректор киностудии «Кыргызфильм» Б. Карагулов письменно сообщил мне, что состоялось вскрытие тендерных заявок на закупку осветительного оборудования.

Он просил перечислить 258,4 тыс. долларов США или более 10 млн. сомов из «Кыргызкино» на счёт киностудии «Кыргызфильм».

Деньги были перечислены. Через два месяца будет 5 летний юбилей этого события. И до сегодняшнего дня нет ни осветительных приборов, ни государственных денег!

7. В сентябре 2010 года из технического склада киностудии «Кыргызфильм» была похищена видеокамера Red One – стоимостью больше 50 тыс. долларов или 2,5 млн. сомов. Странным было то, что не было взлома двери, где находилась камера, хотя … замок был сломан. Или подобран ключ! Может это была инсценировка?

Через два дня после кражи, в туалете, находящемся на четвёртом этаже студии, была обнаружена сумка от этой камеры. Удивило то, что и в этот раз директор киностудии Б. Карагулов оказался ни при чем!

Были ли сделаны из этих вопиющих фактов какие-то административные выводы руководством Госагентства кино в лице Ш. Джапарова? Мне кажется, нет. В качестве наказания генерального директора киностудии «Кыргызфильм» Б. Карагулова перевели на новое место работы - директором «Кыргызкинофонда»!

Печальные итоги работы Б.Карагулова таковы. «Не работают», или «съели» или «распилили», от 19 до 20,4 млн. сомов! Эта цифра может быть чуть больше или меньше. И никто за это не ответил?! Почему? Это же государственные деньги. Да, воистину у Б.Карагулова есть таинственные и мощные покровители и он непотопляем!!!

Я знаю точно, что за воровство одной коробки шоколадных конфет стоимостью 50 сомов в 2000 году подростку из села Ат-Баши дали три года лишения свободы!

В структуре же кино то ли пропадают, то ли используются не по назначению большие деньги и никто за это не несёт никакой ответственности. Какая тут логика – непонятно.

Интриги продолжаются

На мой взгляд, самый аморальный поступок этой группы кинематографистов заключается в следующем. В марте 2010 года, собрав подписи около 50 кинематографистов, (а надо было хотя бы 110 человек) был собран очередной съезд, на котором уже по традиции простым поднятием рук, был выбран новый Председатель Союза кинематографистов.

Таким образом, кинематографисты попали в юридически незаконное поле. Почему? Да потому, что потом это незаконное новое Правление Общественного союза выбрало директора киностудии «Кыргызфильм», являющегося государственным предприятием. Как это понимать?

7 апреля 2010 года, мы все видели ,как на центральной площади г. Бишкек стреляли автоматы и снайперские винтовки..., как лилась кровь и умирали молодые ребята...А уже 8 апреля, всё та же группа неугомонных кинематографистов, во главе М.Байджиевым каким-то образом оказались на приёме у Председателя Временного Правительства Розы Отунбаевой. Через два-три дня Ш. Джапаров, не скрывая своего ликования, собрал в Доме кино часть кинематографистов, и сообщил о создании Госагентства по кинематографии.

С того времени прошло почти два года. Сегодня выглядит смешным то, как Ш. Джапаров и его команда боролись, на этот раз против ЖК и премьер-министра О. Бабанова, против включения Агентства кинематографии в состав Министерства культуры и туризма.

Перед уходом с должности Ш. Джапаров, выступая в передаче «Майдан», заявил зрителям, что на 2011 год на развитие кино получено 77 млн. сомов. Из них 40 млн. сомов было выделено на художественный фильм «Курманджан Датка». Съёмки этого фильма начались в 2012 году. О других 37 млн. сомов он ничего не было сказано, но странным было то, что за эти 2,5 года был с трудом закончен всего один полнометражный художественный фильм из четырёх запланированных полнометражных фильмов!.Что с остальной суммой - так мы и не узнали!

При этом, возникает вопрос: почему руководство Госагентства (Ш. Джапаров, Т. Ибрагимов) не предприняли даже слабой попытки закончить производство остановленных фильмов «Гора», «Призраки», «Горбун»? Ведь деньги- то были!. Вместо этого они начали производство других фильмов ?!

Я не финансист, и тем более не следователь. Мне трудно увидеть коррупционные механизмы, я только могу предположить, что они есть… Кто-то должен рассмотреть и решить эти вопросы!

Замир Эралиев - кинорежиссёр

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-04-2015
Как два Александра поссорились...
11144

09-11-2012
Проблемы развития отечественного кино
9208

14-02-2012
Для чего приобретается аппаратура для «Кыргызфильма», если ею не умеют пользоваться?
7754

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×