Шамшиев, сотворивший шедевры
Народная молва гласит о том, что после появления на экранах дебютной художественной картины молодого кинорежиссёра Болотбека Шамшиева «На перевале Караш» Аалы Токомбаев, патриарх отечественной словесности поздравил его отца, известного поэта Толона Шамшиева с «прекрасной поэмой». Говорят, что тот не сразу понял шутку с подтекстом, а когда понял к чему клонит мудрый коллега засиял от счастья. Ещё бы!?
Так вот, Болот Толонович с первых же шагов в кинематографии заставлял рядовых зрителей и нерядовых ценителей подлинного искусства необъятной страны постоянно прослеживать за собственным творчеством с замиранием сердца. Заговорили о нём и за пределами СССР.
Природный дар и пытливый ум, невероятное трудолюбие и неподкупная принципиальность, также глубокое знание жизни и мысли современников вместе с высокой профессиональной подготовкой во ВГИКе позволили ему стать одним из признанных мастеров многонационального, отсюда и многоликого советского кино. Стать чудотворцем, автором стократно тиражированных и тысячекратно продемонстрированных в разных уголках планеты Земля «белых пароходов», «алых маков», «ранних журавлей» и других шедевров с начертанием «Кыргызфильма».
Он, кстати, в отличие от отдельных постановщиков ничуть не пренебрегал литературной основой фильма. В худшем случае создавал свои произведения на плёнке по документальному очерку или же отменно написанному сценарию. Трижды обращался к сочинениям Айтматова, однажды –Ауэзова.
Киноведы отмечают его требовательное отношение к кастингу, подбору исполнителей. Видать, актёр в раннем возрасте прежде чем отрезать, то бишь, утвердить претендентов на роль, «отмеривал» их потенциал по нескольку раз. Неспроста у него снимались лучшие артисты века минувшего и века нынешнего: Сабира Кумушалиева, Суйменкул Чокморов, Советбек Джумадылов, Орозбек Кутманалиев, Айтурган Темирова, Чоро Думанаев, Гульсара Аджибекова, Эмиль Борончиев, конечно, Нургазы Сыдыгалиев…Разве в заметках на скорую руку каждого из них персонально перечислишь?!
Правда, все это произошло в прошлом. К большому сожалению и стыду нашему, в период суверенного развития мы не смогли (не успели) дать ему возможность снять хотя бы одну полноценную мелодраму, не знаю, блокбастер один. Страсть как хотелось классику заняться любимым делом! Но его призрачные мечты работать на экспорт посредством кинопроизводства и приносить в госказну дивиденды разбивались о твердь общественных, финансовых неурядиц в республике.
В последнее время режиссёр охотно берется за перо вместо камеры, и немало преуспевает на писательском поприще. Издает роман, и не думает остановиться на достигнутом.
Однако смерть настигает людей неотвратимо. Незаурядный человек, который непрерывно аккумулировал в себе и трансформировал креативные идеи, строил новые планы на будущее в одночасье отправился в иной мир, оставив нам, далее грядущим поколениям богатое наследие духовного порядка навсегда. Ну, что сказать на прощание? Право, в подобных фатальных случаях слова кажутся бесполезными, более того, бессмысленными, лишними. Лишь, глаза застилают слёзы…
Во дворе же самая длинная ночь и самый короткий день декабря, вообще текущего, 2019 года. Над заснеженным городом не сильно светит зимний солнечный диск.
Абибилла Пазылов,
литератор