Недавно разговаривал с одним человеком, который непосредственно занимается вопросами государственного бюджета и экономического развития нашей страны. Не хочу передавать содержание горячей дискуссии, которая разыгралась между нами. Надо сказать, разногласия носили принципиальный характер. Я очень рад, что каждый из нас остался при своем мнении, потому что именно критическое восприятие другими твоих взглядов вынуждает к поиску новых аргументов в свою пользу или их пересмотреть.
Мы обсуждали о росте ВВП. Мой оппонент считает, что макроэкономические показатели у нас стабильные, свидетельством чему является постепенное увеличение доходной части государственного бюджета.
Я же считаю, что несмотря на стабильный ежегодный экономический рост, Кыргызстан, без эффективных реформ системы управления государством, без изменения своей экономической стратегии, без кардинальных реформ в сфере образования не сможет стать успешным государством в двадцать первом веке.
Убежден, мы слишком медленно развиваемся, и как говорится, время играет против нас. Если мы по-прежнему будем довольствоваться ростом нашей экономики в объеме 3,5-4,5% в год, то пройдут еще 30 лет, а мы все еще будем оставаться среди слаборазвитых стран. Мы должны сделать все, чтобы ежегодно увеличивать рост ВВП минимум на 10%, что позволит в ближайшее десятилетие увеличить ВВП страны в несколько раз. Даже тогда, мы войдем лишь в группу среднестатистических среднеразвитых стран. Конечно, вы скажете это утопия. Но, простите, после Великой октябрьской социалистической революции Кыргызстан и другие советские республики за несколько десятилетий увеличили объемы своих экономик в сотни раз. Мне могут возразить, что это было при социализме и прочее, прочее. А как объяснить экономическое чудо в послевоенной Европе, Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Китае? Нужна лишь правильная стратегия и политическая воля.
Что мы имеем по итогам 2019 года:
Экономический рост КР составил 4,5%, а ВВП достиг 590 млрд. сомов (8,5 млрд. долл. США или около 1300 долл. на душу населения, для сравнения в РФ этот показатель в 2018 году равнялся 11 289 долл.США). Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор объем ВВП сложился в размере 543 млрд. сомов и возрос лишь на 3,8%.
Между тем наши соседи стабильно дают экономический рост на уровне 7-8%, при этом темпы их развития не снижаются, а их экономики, по мнению международных экспертов, являются перспективными, о чем не могут сказать о нашем развитии.
Как известно, в последнее десятилетие экономика Узбекистана активно развивается и показывает высокие результаты. По сравнению с 2007 годом, ВВП страны в 2016 году вырос более чем в 6 раз. С экономической точки зрения Узбекистан относят к промышленно ориентированной стране, хотя и с крепким сельским хозяйством. Основными драйверами национальной экономики являются промышленность, газовая отрасль, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и сфера услуг. Узбекистан занимает 11 место в мире по количеству добываемых объемов природного газа, что вносит немалый вклад в ВВП государства. Однако, и промышленность в лице крупнейших машиностроительных заводов по производству грузовых транспортных средств, автобусов, легковых автомобилей, тракторов, минеральных удобрений, вносит большой вклад в ВВП. Легкая промышленность в Узбекистане развивается огромными темпами. В основу электроэнергетического развития положено функционирование нескольких десятков водных электростанций, а также теплоэлектростанции. Сфера туризма в Узбекистане стала развиваться только в последние 10 лет, но количество туристов, которые ежегодно посещают страну, с каждым годом увеличивается. И это связано не только с тем, что на территории есть отличные природные условия для отдыха, но есть и очень много исторических и архитектурных достопримечательностей. По количеству памятников республика занимает девятое место во всём мире. И этот фактор узбекская сторона будет активно развивать и в скором времени Узбекистан может стать одним из мировых лидеров в сфере туризма. Но самое главное, со времён независимости, в Узбекистане удалось ввести в эксплуатацию десятки новых крупнейших производственных предприятий, которые, на данный момент, дают значительный доход государству. По мнению экспертов, в Узбекистане созданы более лояльные и комфортные условия для роста иностранных инвестиций и макроэкономического развития.
Другой наш сосед, Таджикистан, хотя и отстает от нас чуть-чуть по показателю ВВП на душу населения, но также ушел в отрыв по многим экономическим показателям, например, в последние 10 лет ежегодный рост ВВП составлял в среднем около 7,5%.
Недавно, выступая перед работниками промышленности, таджикский лидер озвучил достижения в этой сфере в последние годы советского периода и достижений в период независимости. Так вот, в 1991-м на промышленных предприятиях Таджикистана работали 215 тысяч сотрудников, или 13% населения, занятых в экономике, и объем производства данной отрасли составлял 25,4% ВВП. В 2018-м цифры соответственно составили 85,6 тысячи человек, или 3,5% населения в экономике, доля отрасли в валовом внутреннем продукте составила 17,3%.
Спад промышленного производства, по мнению таджикского Президента, был вызван двумя основными причинами: технологическая изношенность оборудования предприятий, построенных при СССР, и несоблюдение условий приватизации новыми собственниками выкупленных заводов. В качестве примера Э.Рахмон привел судьбу завода холодильников «Памир», выпускавшего ежегодно 176 тысяч единиц продукции. Владельцы распродали все оборудование, а производственные площади сдавали в аренду. Выход из создавшейся ситуации таджикский лидер видит в модернизации и развитии внутреннего производства не только путем привлечения иностранного капитала, но использования внутренних резервов. Залогом обеспечения устойчивого экономического роста в республике Президент Таджикистана назвал развитие перерабатывающей промышленности. В качестве основного примера он привел хлопковолокно, добавочная стоимость которого вырастает в 5-7 раз при условии его переработки в ткань.
Что же касается нашей экономики, то мы все еще сильно зависим от Кумтора, который, как показало время, не может стать по своей сути одним из локомотивов нашей национальной экономики. Мне кажется, самое слабое звено нашей экономики является то, что у нас нет определенного количества крупных предприятий, которые составили бы экономическую мощь нашей страны. Впору вновь возвратиться к вопросу, как можно резко увеличить объемы ВВП нашей страны. Не буду повторяться, ранее я уже писал несколько раз на эту тему, но пора Кыргызстану, хотя бы временно, отступить от принципов «либеральной экономики» и вновь вернуться к опыту «государственного капитализма». Не зря после кризиса 2008 – 2009 гг. многие исследователи отмечали возросшую роль крупных государственных корпораций в экономиках развитых стран. Появился даже термин «госкапитализм возвращается». Правительства, а не частные акционеры, уже владеют крупнейшими мировыми нефтяными компаниями и контролируют 75 % общемировых запасов энергоносителей. 13 крупнейших нефтяных компаний мира (по оценке их запасов) находятся в собственности государств и управляются государствами. К ним относятся Saudi Aramco (Саудовская Аравия), National Iranian Oil Company (Иран), Petroleos de Venezuela (Венесуэла), «Газпром» и «Роснефть» (Россия), China National Petroleum Corporation (Китай), Petronas (Малайзия) и Petrobras (Бразилия).
В некоторых развивающихся странах многие крупные компании, которые остаются в частном владении, зависят от покровительства государства, которое выражается в форме кредитов, контрактов и субсидий. Государство видит в них средство для ведения конкурентной борьбы с чисто коммерческими иностранными соперниками, позволяя таким компаниям играть доминирующую роль во внутренней экономике и на экспортных рынках.
Посмотрите, и в России государственные компании (Газпром, Роснефть, Сбербанк, ВТБ, Ростелеком и другие), по сути, составляют основной хребет национальной экономики и гарантом экономической независимости.
А у нас замкнутый круг, внутренний рынок основное производство отдали на откуп иностранным компаниям, но все же мелкий бизнес и мелкотоварный аграрный сектор оставили за населением, в результате у страны нет ни доходов, ни экономической мощи. Между тем, развитие государственных предприятий, в первую очередь в таких отраслях как энергетика, транспорт, инфраструктура, промышленность, при соблюдении рыночных законов, позволило бы выстроить нам эффективную макроэкономическую модель, увеличить доходы государства (практика показывает, что именно государственные предприятия добросовестно уплачивают налоги или наоборот успешно от них освобождаются), создать сотни тысяч рабочих мест и самое главное в разы увеличить объемы внутреннего валового продукта.