Нынешний император Японии Его Величество Нарухито, как известно, вступил в должность 22 октября 2019 года и 23 февраля он впервые отметил свой день рождения в качестве главы своего государства. И хотя Император в современной Японии лишь символ национального единства, а вся государственная власть сосредоточена в парламенте и правительстве, тем не менее он является отцом японской нации.
Японцы давно покорили сердца народов мира не только своей выдающейся культурой и историей, но и своей огромной внутренней силой, которая позволяет им тысячелетиями отстаивать свою честь и достоинство.
Поворотным этапом японской истории является не драматическое окончание двух мировых войн, а период реставрации Императора Мэйдзи, который начиная с 1868 года взял курс на модернизацию страны и начал политику «открытых дверей».
Тогда, как и Петр Первый, побривший бояр, молодой японский император Мэйдзи запретил носить самурайские мечи и традиционные причёски в виде заплетённых в косу волос и уложенных в тугой узел длинные волосы, что вызвало череду самурайских восстаний.
Наверняка, многие смотрели потрясающий фильм американского режиссера Эдварда Цвика «Последний самурай», в котором производится художественная интерпретация событий, происходивших в Японии во второй половине девятнадцатого столетия, а именно в переломный для Японии момент введения всевозможных модернизаций по западному образцу, веяний из Европы и Америки как по части самого быта, так и по части тактики ведения войны.
Именно повсеместное массовое народное сопротивление новой политике, которая буквально разрушала традиционную культуру японцев, вынудило императора Мэйдзи выработать новые подходы к внедрению инноваций с учетом национальных особенностей и как показало время, эта стратегия оказалась верной.
Император Мэйдзи превратил отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира. С реставрацией Мэйдзи связывается формирование японского национального государства нового времени и японской национальной идентичности. Годы Мэйдзи характеризовались ломкой японского традиционного образа жизни и ускоренным внедрением в стране достижений западной цивилизации. Поэтому этот период истории справедливо называют «Революцией Мэйдзи».
Другой пример, заслуживший всемирное восхищение- это японское экономическое чудо. Феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 процентов ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Уже в 1969 г. Япония вышла на второе место в мире по объему ВВП, на первое место по производству судов, стали, некоторых электро и радиотоваров. Страна превзошла все страны по уровню накопления капитала. В 1968 г. инвестиции в основной капитал Японии составляли 34,7% ВВП по сравнению с 14% в США.
Стимулируя накопления, с последующим инвестированием в национальную экономику, правительство проводило политику «низких процентов» на основе регулирования цен и невысоких процентных ставок. Активное проведение политики протекционизма в автомобилестроении с одновременным облегчением доступа иностранных технологий привел к быстрому развитию отрасли. Если в 1946 г. в Японии было собрано 110 легковых автомобилей, в 1962 г. фирма «Тойота» экспортировала только 0,2% от общего импорта иностранных автомобилей в США, то в 1972 г. доля «Тойоты» составляла уже 16%.
Быстрому подъему экономики Японии также способствовало эффективное использование достижений НТР. Японцы умело применяли достижения мировой научной мысли, приобретая патенты, лицензии, ноу-хау и реализуя их на практике. Это позволило обеспечить экономию денежных средств и сделать на основе уже достигнутого другими странами научно-технического уровня колоссальный рывок в науке и технике.
Отсутствие собственных сырьевых ресурсов ограничивало возможности для экстенсивного роста и предопределило необходимость интенсивного пути развития. Япония вынуждена была импортировать 99% необходимых природных ресурсов. И именно это обстоятельство вынуждала страну Восходящего солнца не только постоянно проводить модернизацию производства, но и осуществлять разработку и внедрение материало- и энергосберегающих технологий. Обращает внимание, что японцы на начальном этапе работали на удовлетворение потребности внутреннего рынка, по сути, работая над импортозамещением, что позволило выработать национальные стандарты качества по широкому кругу потребительских товаров, которые оказались значительно выше международных. И только потом, перешли к стратегии развития экспортоориентированной экономики, что обеспечило финансовые средства для импорта сырьевых, энергетических и технологических ресурсов. Таким образом, национальная экономика Японии оказалась не только готовой к условиям жесткой конкуренции на внешних рынках, но и интегрировала страну во всемирную торговую систему, благодаря самым высоким национальным стандартам, конкурентоспособности японской продукции по таким параметрам как цена, качество, сервисное обслуживание и т. п.
В условиях рыночной экономики следует отметить активную экономическая роль государства, которое являлось крупным собственником и покупателем, воздействовало на экономическое развитие путем реализации стратегического планирования. При этом планы разрабатывались представителями финансовых групп и корпораций. Разрабатывались два вида планов - общегосударственные, реализация которых обеспечивалась частными инвестициями, и отраслевые, реализуемые финансовыми средствами государства.
Особую роль в быстром экономическом развитии Японии сыграла специфическая форма отношений между наемным трудом и капиталом. Сформировалась система патернализма (от значения «отцовская опека»), основанная на традиционных духовных ценностях японцев. Возникшая еще в период феодализма идея о том, что государство или хозяин обязан опекать подчиненных людей, создавать им условия для нормальной жизни и работы до конца дней, в модифицированной форме эта система существует и в настоящее время. Японские менеджеры установили прямую зависимость между эффективностью работы предприятия и состоянием трудовых ресурсов. Создавая условия для труда, жизни, отдыха человека и его семьи, предприниматели получают значительные экономические выгоды.
Основные причины, способствовавшие такому интенсивному развитию, представлены следующим рядом факторов:
• Низкое налогообложение, стимулирующее развитие бизнеса на всех уровнях деятельности;
• Активное внедрение новых технологий и зарубежного опыта в различных сферах экономики и производства;
• Развитие деятельности профсоюзов, которое обеспечило социальную защиту и поддержку населения;
• Земельная реформа, проведенная в 1947 году, благодаря которой крестьяне смогли получить ранее арендуемые земли в личное владение;
• Регулирование денежной массы;
• Масштабное образование структур по контролю качества выпускаемой продукции.
Все это позволило не только сделать большой шаг в технологическом развитии, но и обеспечило выгодные отношения между правительством и предпринимателями, поддержало национального производителя и гарантировало стабильные рабочие места.
Стремление японцев работать с максимальной отдачей кроется не в каких-то мистических чертах их национального характера, а в использовании продуманной до мелочей, четко организованной и в то же время гибкой и адаптивной системы управления трудовыми ресурсами, которая выступает как один из ключевых элементов японской системы управления производством в целом.
Важное место в этой цепи отводилось кадровой политике - повышение квалификации различных категорий работников, включая управляющих. Для этой цели широко используются различные курсы и программы обучения, ориентированные на самые различные категории работников. Для сравнения, квалифицированный японский рабочий расходует на профессиональную подготовку в шесть раз больше времени, чем рабочий американской компании. Практически каждый работник японской компании независимо от уровня образования и занимаемой должности участвует в деятельности различных курсов повышения квалификации.
В условиях, когда Кыргызстан стремится сделать качественный скачок в своем развитии было бы весьма полезным внимательно изучить «японский опыт» и внести существенные коррективы в Национальную Стратегию развития.
Как известно, в Кыргызстане мы искренне любим японцев, которые то ли всерьез, то ли в шутку, нам говорят, что когда-то много много лет тому назад мы были одним народом и даже на этот счет у них есть «научная гипотеза возникновения алтайских народов». Но больше всего нас поражает то, с какой легкостью они выучивают кыргызский язык. Ежегодно по линии «JICA» (Японская Ассоциация Международного Сотрудничества) в нашу страну приезжает несколько десятков японцев-волонтеров, которые едут в отдаленные населенные пункты на стажировки. Так вот, они через несколько месяцев начинают говорить на кыргызском языке, а через полгода по уровню владения им не только не уступают нам, но и даже порой превосходят. Вот такие они японцы, а ведь приезжают не зная ни одного кыргызского слова. И в этой связи уместно сказать, что Кыргызстан многонациональная страна, у нас проживает около ста национальностей, которые признают Кыргызстан своей родиной, но лишь небольшая их часть стремится выучить государственный язык страны своего проживания.
Хочется искренне поздравить Императора Японии Его Величество Нарухито и весь японский народ с этим знаменательным днем.