Прежде всего хочу искренне поздравить всех, кто имеет отношение к этой сфере. И все-таки именно издержки судебной системы наиболее болезненно воспринимает население. И как сегодня сказал Президент, успех реформ зависят от того, как кыргызстанцы доверяют судебной системе.
Все понимают, что успешное проведение судебной реформы - задача нелегкая, особенно в наших условиях. Потому что мы другие, мы ментально отличаемся от наших соседей, мы или все или ничего и никак иначе. Сегодня в нашей стране сразу отмечается два праздника: день «кыргызского калпака» и день «работников судебной системы». Может это просто совпадение, а может и нет. И калпак и суд объединяют весьма сакральные вещи, к которым всегда стремился наш народ: если первый олицетворяет духовную чистоту, честь и святость отечества, то второй - это источник правосудия, законности и справедливости. Согласитесь, их связывают вещи, без чего они не могут просто существовать. И если с кыргызским калпаком в нашей жизни более или менее все в порядке, то относительно судов этого сказать невозможно. К сожалению, все эти годы мы так и не выстроили независимую судебную систему- наши суды это, и слезы, и надежда наша.
Однако, ради справедливости надо сказать, что такая ситуация не только у нас. При реформировании своей судебной системы практически все постсоветские республики оказались не способны обеспечить главный принцип судебной системы - принцип независимости, который проистекает из принципа «разделения властей».
Если немного окунемся в предысторию данного вопроса, то сама концепция была предложена английским философом Джоном Локком (1632-704), а термин введен французом Шарлем-Луи де Монтескьё (1689-1755). Однако и до них существовали исторические примеры конституционного разделения властей, разработанные и внедрённые различные законы в Спарте Ликургом (VIII веке до н. э.), строго очерчивающие полномочия народа, аристократии и царей. Кстати, созданный им государственный строй просуществовал около тысячи лет. В истории имеются и другие примеры разделения властей, в частности, в империи Ахеменидов, в конституции Римской республики, во Французской Республике и других.
И все-таки более логично и последовательно принцип разделения властей был заложен в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» - А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей, развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть ввели разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов». Власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. Это означает, в частности, что для того, чтобы Верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.
Не буду глубоко углубляться в дебри судебного законодательства, но такие понятия как свобода, демократия, законность, экономическое процветание зависят именно от принципиальности и независимости судей. И пока граждане не научатся ценить и беречь суды, эффективно использовать этот институт государственной власти для защиты своих прав и интересов ситуация у нас не изменится. Преступность и коррупция будут доминировать в обществе. Сегодня быть судьей становится не просто опасно, а очень опасно, поэтому в стране должны быть разветвленная сеть неправительственных организаций по работе с судебной системой, сильный институт адвокатуры, институт прецедентного права и многое другое. Самое главное, само государство должно защищать честь и независимость судей. Только сильная и независимая судебная система может привести нас к процветанию.