У нашего народа есть отличная поговорка «Атаң мурап болбосун, эгиниң суунун башында болсун» (пер. Пусть твой отец не будет распределителем воды, но пусть твой посев будет у изголовья воды). И слава Богу, Кыргызстан не обделен водными ресурсами, более того, они являются главным богатством нашей страны. Но, как бы парадоксально не было, именно доступ к чистой воде является чуть ли не главной проблемой нашего государства. И уважаемый наш Президент вот уже третий год пытается мобилизовать регионы и государственные ресурсы на решение этой очень чувствительной проблемы.
Написать эту заметку меня подтолкнула информация о доходах и расходах нашего энергосектора за последние несколько лет. Так вот, в 2014 году наши энергетики заработали 12,343 млрд сом, а израсходовали 18,55 млрд сом, дефицит составил 6,21 млрд сом. В 2019 год энергосектор вступил уже с более обнадеживающими достижениями: доходы составили уже 20,222 млрд сом, расходы 20,661 млрд сом, а дефицит удалось снизить до 439 млн сом. Если учесть, что энергетики задолжали государству более 100 млрд сом, то данная тенденция весьма положительная.
И все же ситуация в этой отрасли остается катастрофической, потому наша Энергетика, основанная в основном на гидроэнергетике, все еще остается нерентабельной и не способствует развитию нашей страны. Даже очень грубый и приблизительный подсчет данной отрасли свидетельствует, что общий денежный оборот составляет всего лишь около 300 млн долл.США. А если учесть, что Кыргызстан в год в среднем производит около 14 млрд квт/ч., при цене 1 цент за киловатт, и вовсе получаем 140 млн долл. США.
Это много или мало? Это копейки, слезы, гроши, не знаю, как еще уничижительно назвать эту сумму.
К такому бедственному положению в энергосекторе мы пришли из-за непродуманной государственной политики за последние 30 лет. Вместо того, чтобы этот сектор держать в качестве одного из главных локомотивов национальной экономики, мы решили показать миру, что Кыргызстан лидер в либерализации своей экономики, торопливо провели непродуманные структурные реформы и разбили работающий единый госхолдинг на три самостоятельные компании- «электрические станции», «электрические сети» и «распределительные компании».
И как следствие, эту важную отрасль, хребет национальной экономики загнали в различные коррупционные сети, разграбили, превратили в кормушку особо избранных людей и сделали ее нерентабельной. Если и дальше будет сохраняться такое положение дел в данном секторе, то скоро с радостью отдадим «Кыргызэнерго» кому-то за символический «доллар» и переложим все хлопоты по развитию данной отрасли на плечи новому хозяину.
Между тем, мировой опыт показывает, что доходные и перспективные отрасли, которые являются основой государственного суверенитета, надо беречь, развивать и охранять, ибо это всенародное богатство принадлежит не государству, а народу в первую очередь, и его благами должны пользоваться не только нынешнее поколение, но и наши потомки. Это касается, и жемчужины Иссык-Куль (скоро даже местные не смогут бесплатно пользоваться пляжами), и золоторудных месторождений (скоро все выкопают, а мы лишь будем вспоминать, что у нас были огромные запасы золота), и многого другого.
Возвращаясь к вопросу энергосектора, мне кажется, все надо возвращать на круги своя, это пока еще можно сделать. Надо вновь создать «Кыргызскую государственную энергетическую компанию», собрать все активы в один кулак, сконцентрировать все финансовые ресурсы в одной компании, как «Газпром» в России, как национальные нефтяные компании в арабских странах и прочее, примеров много. Только так, мы можем реально капитализировать наши ресурсы в этой отрасли, самостоятельно развивать ее, решать важные государственные задачи. Не зря весь мир идет к концентрации капитала. Только так мы сможем сохранить это наше уникальное достояние, стать реально независимой страной и превратить эту отрасль в один из надежных локомотивов национальной экономики.
Кроме того, такая стратегия позволила бы нам самим изыскать финансовые средства для строительства новых ГЭСов, за счет их капитализации и навсегда решить проблему страны с «маловодьем».