Добавить свою статью
27 Апреля 2020
Как реанимировать «мертвую» статью 323 Уголовного кодекса о «незаконном обогащении»?

(о необходимости создания Комиссии по проверке имущества чиновников и гражданской конфискации)

«Новый» Уголовный кодекс КР 2017 года содержит статью 323 «Незаконное обогащение», которую многие называют «мертвой статьей», в первую очередь из-за отсутствия практики широкого применения и неясности механизма реализации на практике.

Незаконное обогащение - это приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого превышает его официальные доходы или передача им такого имущества близким родственникам.

Кыргызская Республика внесла в свой Уголовный кодекс статью 323 согласно положениям Конвенции ООН против коррупции, которая в статье 20 содержит прямую рекомендацию для всех стран мира ввести в свое законодательство понятие «незаконного обогащения».

При этом, сущность статьи 323 УК КР именно в преследовании коррупционеров, даже если нет возможности зафиксировать другие преступления, например, передачу денег при взятке.

К сожалению, можно констатировать, что в большинстве стран мира эта концепция так и не заработала в полную силу, и многие эксперты объясняют это «бюрократическим» саботажем со стороны государства и отсутствием политической воли ответственных лиц.

Статья о «незаконном обогащении» часто называется мертвой и из-за решений Конституционных судов разных стран, которые иногда выступают против данной концепции из-за принципа «презумпции невиновности» (как это было в Украине, в Кыргызстане, и в других странах), т.к. чиновник, обвиненный в «незаконном обогащении» фактически имеет «презумпцию виновности» и должен сам дать разъяснения по своему имуществу.

К примеру, в Кыргызстане 25 июня 2014 года было вынесено решение Конституционной палаты Верховного суда КР, где судьи заняли двоякую позицию по вопросу «незаконного обогащения», то есть с одной стороны признали конституционность статьи в УК, но тут же сузили возможности применения статьи на практике, жестко связав механизм его реализации с принципом «презумпции невиновности» (более подробная информация дана в конце статьи).

Таким образом, хотя многие страны и отразили в своих законах уголовную ответственность за «незаконное обогащение», все же механизм практической имплементации до сих пор не очень активен и может существенно отличаться от страны к стране (в зависимости от особенной правовой системы, от наличия воли к борьбе с коррупцией и политической обстановки).

ПРЕДЛАГАЕТСЯ для реализации статьи 323 Уголовного кодекса КР и для создания механизма конфискации коррупционного имущества создать:

I) Комиссию для проверки имущества к ст.323 УК КР (незаконное обогащение).

Предлагается внедрить в Кыргызстане практичный механизм реализации ст.323 УК КР через создание специальной Комиссии и оперативное изучение имущества высших должностных лиц государства (бывших и действующих), с последующим голосованием и возможной передачей материалов (по которым у комиссии будут оставаться сомнения) в органы прокуратуры КР для включения в Единый реестр проступков и преступлений (ЕРПП) и проведения полноценных следственных действий в рамках ст.323 УК КР.

II) Механизм гражданской конфискации (конфискация вне уголовного дела).

Если принять соответствующие поправки в ряд законов, то можно создать (по украинскому примеру) механизм конфискации коррупционного имущества через гражданский процесс, то есть вне уголовного производства, что является намного более быстрым подходом и может помочь вернуть украденные активы, когда невозможно применить конфискацию в уголовном порядке. Например, когда есть нехватка доказательств для уголовного преследования, когда преступник скрывается или умер до вынесения приговора, имеет правовой иммунитет или же просто наделен такой властью, что уголовное расследование/преследование невозможны, и др.

I) Комиссия по проверке фактов возможного незаконного обогащения.

Предлагается создать Комиссию и провести поэтапное изучение имущества (бывших и действующих) высших должностных лиц государства, с последующей передачей материалов (по которым будут сомнения) в органы прокуратуры КР для проведения следствия.

При этом:

• если гос.служащий может разумно объяснить происхождение имущества (к примеру, консультационная работа, бизнес, наследство), то Комиссия голосованием (2/3 голосов) принимает решения о НЕ направлении материалов по данному лицу в Прокуратуру;

• в обратном случае, когда гос.служащий (или бывший гос.служащий) НЕ смог разумно объяснить происхождение имущества, то Комиссия направляет вопрос в прокуратуру.

Предлагаемый механизм включает 3 ключевых элемента:

1) Комиссия по проверке фактов возможного обогащения(голосование - направить в прокуратуру или нет.

Этап №1 - ускоренно проверяется имущество всех высших должностных лиц, указанных в Конституции КР.

Этап №2 - проверка бывших высших должностных лиц, указанных в Конституции КР.

Этап №3 - проверка по материалам СМИ/граждан и т.д.

2) Прокуратура изучает материалы Комиссии решение о направлении в суд или о прекращении).

Прокуратура принимает решение о прекращении преследования, о полноценном уголовном преследовании и передаче дела в суд или же начинается процесс гражданской конфискации без уголовного наказания (если речь идет о недоказанности, но есть оспариваемое имущество).

3) СМИ, гражданское общество и ветви власти (совместный мониторинг и взаимный контроль невмешательства).

Важно обеспечить доступ граждан к всем материалам, проведение онлайн заседаний, видео фиксация работы Комиссии, онлайн разъяснения гос.служащих, ежемесячный отчет Генерального прокурора о проводимых проверках в Жогорку Кенеше КР, и т.д.

Механизм реализации может быть внедрен актом на любом уровне (закон, указ Президента, постановление или распоряжение Правительства, постановление Жогорку Кенеша, распоряжение Премьер-министра), НО в зависимости от уровня нормативного акта будет меняться и формат механизма реализации (и состав комиссии).

II) Гражданская конфискация нацелена на преследование не только самих коррупционеров, но также отдельно и их имущество, приобретенное незаконным путем.

ВАЖНО - гражданская конфискация не зависит от уголовного дела, может быть проведена быстро, и это важный инструмент изъятия имущества, полученного в результате коррупции.

Гражданская конфискация становится все популярнее за рубежом , где она используется, если уголовную конфискацию применять не получается — например, когда активы переписываются на родственников/друзей/третьих лиц или когда возникают спорные вопросы о презумпции невиновности лица, а у следствия нет инструментов доказать вину по УПК и УК.

В связи с тем, что при гражданской конфискации, суд идет по правилам Гражданского процессуального кодекса (ГПК), то и ограничения, связанные с презумпцией невиновности, не применяются. Для реализации этого подхода будет необходимо внести пакет изменений в ряд законов и Кодексов, чтобы предусмотреть как материальные основания прекращения права собственности (к примеру, в главе 14 Гражданского кодекса КР), такк и процедурные моменты (к примеру, положения Гражданско-процессуального кодекса КР и Закона КР «О прокуратуре КР» и т.д.).

В ситуации экономического кризиса после эпидемии COVID-19 такая инициатива помогла бы аккумулировать дополнительные средства и также снизить коррупцию в стране.

В настоящее время инициируется работа по разработке проекта НПА по внедрению в законодательство Кыргызской Республики соответствующих изменений и поправок к созданию условий по практической реализации статьи 323 УК КР «Незаконное обогащение» (включая механизм гражданской конфискации) на практике.

Заинтересованные юристы и эксперты приглашаются к сотрудничеству.

В настоящем мнении соответствующие правовые положения по данным инициативам изложены в обобщенном виде (в соответствии с стилистикой информационного ресурса), и в случае необходимости детализированные информационно-аналитические справки с правовым анализом (в установленном формате и с требуемой аргументацией) могут быть представлены дополнительно.

Карабаев Т.Э.
к.ю.н., адвокат, эксперт платформы "Права и аналитика"

Для справки:

По «незаконному обогащению».

31.101.2003 года на 58 сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята Конвенции ООН против коррупции, в которой было дано понимание незаконному обогащению, как приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого превышает его официальные доходы или передача им такого имущества близким родственникам. Кыргызская Республика, ратифицировала данную Конвенцию Законом № 128 от 6 августа 2005 года. Статьей 20 Конвенции ООН против коррупции странам, ратифицировавшим конвенцию, давалась рекомендация о введении в национальное законодательство такого понятия как «незаконного обогащения».

В этой связи в «старом» Уголовном кодексе КР (от 1 октября 1997 года № 68) была внесена статья 308-1 «Незаконное обогащение», как факт «значительного увеличения активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Данная формулировка стала предметом рассмотрения в Конституционной палате Верховного суда КР, которая в своем Решении от 25 июня 2014 года №35-р указало, что человек при поступлении на гос.службу добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый публично-правовой статус должностного лица.

Механизм реализации ст.323 УК КР, в позиции Палаты привязан к механизму предоставления гос.служащим ежегодной декларации и сведений о своих доходах .

Вместе с тем, Конституционная палата заняла двоякую позицию, фактически сильно сузив возможности уголовного преследования должностных лиц по указанной статье УК КР.

С одной стороны, Палата заявила, что «…состав данного преступления возникает тогда, когда должностное лицо не может обосновать значительное увеличение своих активов, превышающее его законные доходы. Процесс обоснования или доказывания происхождения таких активов должен осуществляться вне уголовного судопроизводства».

С другой стороны, отмечено, что «…действия органов расследования должны учитывать принцип презумпции невиновности... В этом смысле бремя доказывания лежит на органах расследования, а дача показаний - это право, а не обязанность обвиняемого».

По «гражданской конфискации».

Гражданская конфискация, осуществляемая в Соединенных Штатах, называется «гражданская судебная конфискация», которая начинается тогда, когда правительство подозревает, что собственность связана с незаконной деятельностью. В такой ситуации правительство просто подает гражданский иск против самой собственности. Для того, чтобы вернуть конфискованное имущество, владельцы должны доказать, что он не был вовлечен в преступную деятельность. Гражданская конфискация не зависит от какого - либо уголовного дела, и из-за этого, процедура конфискации может быть начата до обвинительного заключения, после обвинительного заключения, или даже если нет обвинительного заключения. Кроме того, гражданская конфискация может быть запрошена в тех случаях, когда владелец оправдан по основному уголовному преступлению (к примеру, за недоказанностью).

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

01-06-2020
Паралич госслужбы Кыргызстана и причем здесь силовики
7078

11-05-2020
Актуальность «гражданской конфискации» в Кыргызстане (вне уголовного процесса)
3783

04-05-2020
Идет скоординированная атака на парламентаризм в Кыргызстане
6856

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×