«В понимании Абая, любить Аллаха – значит уважать лучшие качества человека, сделать мораль главным принципом, и для этого, прежде всего, нужно очистить себя.»
(Гарифолла Есим)
Когда мы слышим имя Абая, мы знаем, что на ум приходит не только его поэзия. Если есть какие-то другие аспекты, давайте ответим следующим образом:
Мухтар Ауэзов, великий казахский мыслитель и писатель, в своей статье 1934 года «Поэзия Абая» писал, что «Ислам является источником произведений Абая с Востока» и должен быть основным ориентиром для всех последующих ученых Абая. Это можно увидеть в эпическом романе «Путь Абая». Большинство читателей знают, что книга начинается с его возвращения из медресе. Следующему поколению известно, что великий Абай полностью впитал в себя исламские ценности. Один из особых вкладов Абая в духовный мир казахского народа сознательно представлен в его «черных словах».
В мировоззрении Абая Бог является создателем бесчисленных вселенных. Тридцать восьмой стих содержит глубокий религиозный и философский анализ атрибутов и имен Бога. «Мы сказали, что Аллах существует, мы сказали, что Он один, и мы описали силу науки как одну», - сказал он, подтверждая единство Бога.
Аллах Всемогущий – Создатель миров и не имеет спутника. Создатель характеризуется только Его совершенными качествами. Абай говорит о совершенных атрибутах Бога - знании, творении, слухе, силе, вечности, речи: «Зрение и слух Бога - это один из атрибутов науки, которая знает, как мы видим и слышим, а не глазами и ушами».
Бог истинен, как и его словоИстина никогда не может быть ложной.
Многие книги пришли от Аллаха, четыре из них,
Нет разницы между раскрытием Аллаха.
Есть ли кто-нибудь, кто не читал Аманту?
Имеет ли значение Уактубихи?
Бог не меняется, человечество меняется каждый день,
Он приказал тебе говорить
В этом стихе поэт не критикует Творца. Его слова являются основой "Калима Шахада" в исламе. Он также упоминает о необходимости верить в книги Псалмов, Торы, Библии и Корана. Определяет принцип одиночества Всемогущего. В Священном Коране говорится: «В сотворении небес и земли и в чередовании дня и ночи есть ясные доказательства для людей понимания» (Али-Имран, 3: 190).
Абай растет, зная Бога и выпивая в соответствии с шариатом. Исламское воспитание Аллаха, полное милосердия и сострадания, школа Пророка (мир ему) и его учения из человеческого образа наполнили сердце Абая добротой и теплом. В результате:
Он создал человечество с любовью,
Любите его тоже, он сладок с Богом.
Любить все человечество как брата,
И путь истины справедлив, -
Родилась известная работа Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая побуждала людей познавать Бога и относиться к человечеству с милосердием.
Из таких слов веры мы видим, что Абай был религиозным мыслителем, который поддерживал ислам. Это показывает его истинную любовь к Богу и его самоотверженную преданность Ему. Искреннее поклонение Аллаху делает человека идеальным мусульманином.
Абай от души пел об исламе. Мысли опускаются на дно. В мировоззрении Абая полноценный человек - это тот, кто благодарен за милость Творца, который чувствует стыд. По его словам, «Вера обязательна для каждого мудрого человека. И для каждого верующего поклонение обязательно». Это показывает, что благоразумный человек верит в Творца, как правило, придерживается своего художественного характера и всегда поклоняется. Творческое наследие Абая отражено в его глубоких знаниях ислама, культуры и философии.
В своей тридцать шестой речи А. Кунанбаевич сказал: «Стыд - это человеческая натура. "Так это название давления, которое вы оказываете на шею своей собаки, ругаете ее и оказываете давление на себя ... В этом отношении хадис Святого Пророка Мухаммеда (мир ему) в книге известного имама Бухари «Стыд является частью веры» подтверждает слово Абая.
Абай является сочувствующим человечеством. Он был сострадательным человеком, который заботился о своей нации. Тем не менее, Абай руководство не только для казахов, но и для всех, кто ищет правду и ищет правильный путь.
Сегодня имя Абая известно во всем мире, и в его честь проводятся различные публичные мероприятия. И уровень этих событий так же велик, как слава и честь нашего деда Абая.
Абай – великий человек, родившийся в столетии. Имя Кунанбаевича, который по-настоящему заботился о человечестве, навсегда останется в умах человечества.
Мухамеди М.И.
Магистрант 1 курса Казахского национального университета имени аль-Фараби
Использованная литература:
1. «Қазақ ойшылдары дін туралы» оқу құралы / Бейсенов Б.Қ. – Алматы, «Көкжиек» баспасы, 2015. – 195 б.
2. Қара сөз / Абай. – Алматы: «MELOMAN Publishing», 2018. – 154 б.