Высота солдата из Шоро-Башата
В начале нынешнего года я нашёл то, что искал так долго. В один прекрасный день открыл сайт, посвященный советским воинам Второй мировой войны, и увидел там скупые, но очень нужные сведения.
Дело в том, что младший брат моего дедушки, а звали его Назар, ушедший на фронт в 1941 году, в семье считался без вести пропавшим. Говорили, что он лишь раз дал о себе знать за все годы кровавой бойни в письме, составленном с его слов посторонним человеком. Ибо, потомственный рисовод не успел стать грамотным на заре Советской власти.
В сознании взрослых от чтения того послания тоже с помощью чужих людей оставались навсегда пару фактов: «Воюем в Сталинграде», «в одной руке хлеб, во второй – автомат».
В войну и после неё родственники сообщение о гибели солдата не получили. И пришли к заключению, что тот исчез на протяжении всенародного бедствия бесследно. Иной вариант был решительно исключен из головы близких.
Помню, как защемило на сердце, когда я впервые ознакомился со стихотворением замечательного казахского поэта Олжаса Сулейменова «Безымянная высота» дюжины лет тому назад. Наверняка, подобное произошло от неких осязаемых параллелей.
«Я, рядовой Садыков Хамит, из аила № 5 около города Ош, -цитирует автор между поэтическими строками документальные записи военных пор, -неграмотный по-русски и по-киргизски… Записано с моих слов…»
Правда, с выходом справочного издания «Книга памяти» в Кыргызстане об участниках ВОВ удалось узнать (к сожалению, уже без аксакала Сатыбалды, умершего намного раньше) о том, что младший брат дедушки, призванный Узгенским райвоенкоматом всё-таки погиб 16 декабря 1942 года и его тело захоронено в Воронежской области России. Интернет, в свою очередь, подтверждает, более того, дополняет имеющие в нашем распоряжении информации.
Итак, гвардии рядовой Эркебаев Назар 122-го Гвардейского полка 41-ой Гвардейской стрелковой дивизии, 1914 года рождения, погиб, значит, убит в ходе наступательных боев за высоту 158,0 на правом берегу Дона в трёх километрах от хутора Красное Орехово. В настоящее время 54 погибших гвардейцев покоятся в братской могиле №56, что находится в центре хутора Дядин Богучарского района упомянутой выше Воронежской области. Из них известны фамилии 39 бойцов, и они перечислены на четырёх гранитных плитах, размешенных на каркасах рядом с сооруженным в 2009 году памятником. Здесь под номером 10 значится Иркибаев Назар. Очевидно, допущена ошибка в правописании.
Кстати, имеет место и другая ошибка в правописании. В первичных документах писари полка «Ошскую область» перепутали с «Омской». Остальные данные сходятся: Узгенский район, Тортгольский сельсовет. Не потому ли не дошло известие о смерти фронтовика до адресата? Или дошло через «кругосветное путешествие» и не было вручено Сатыбалды надлежащим образом, как говорится, в установленном порядке?
Ведь такие моменты нередко случаются в жизни. Ныне покойный писатель Шабданбай Абдыраманов, написавший очерк о Герое Советского Союза Тукубае Тайгараеве рассказывает о том, каким образом соответствующие администрации республики отозвали копию решения центральных органов о награждении посмертно его персонажа высоким званием за проявленный героизм при штурме стратегической высоты в Прибалтике из Омска для публикации её в местных газетах.
Согласен, предстоит серьезная работа по изучению боевого пути героя, не пришедшего обратно с войны. Он того стоит, он заслужил право быть вечно живым. Ему предназначается благодарность внука в стихотворной форме:
В хуторе Дядин
похоронен дядя.
Нет,
не дядя,
а дед…
Наш настоящий герой
не умер,
не погиб,
не пропал без вести.
Убит
в бойне за холм,
за котором
в декабре
замерзает Дон.
Бывало,
брал за бугром бугор.
Сопки защищал
словно свою совесть,
стыд,
честь…
Абибилла Пазылов