Сегодня мы с болью поминаем всех погибших и умерших, которые стали жертвами трагических июньских событий 2010 года. Весь глобальный мир пристально следил за развитием тех страшных событий в нашей стране. Те нескончаемые дни стали жестоким испытанием для наших народов.
Каждый из нас пережил внезапно возникшую злую ненависть, людское разочарование, душевные терзания, а наши сердца утонули в обидах и страданиях и все-таки в каждом из нас теплилась надежда, что все еще можно исправить, наладить этот жестокий мир, чтобы всё и вся вернулись на круги свои. Мир будто сошел с ума, мы мгновенно забыли, что: наши народы тысячелетиями жили бок о бок, все проблемы между собой решали сообща, делились куском хлеба, вместе боролись с внешними врагами, женили своих детей, вместе делили и радость и горе.
Тогда наш мир оказался на пороге непоправимого, большого Горя, на пороге большой войны, которая могла унести миллионы человеческих жизней, принести горе в каждую семью, сломать жизнь каждого человека.
Большой, очень большой ценой наши народы заплатили за то, чтобы остановить безумие и установить мир. И сегодня мы преклоняемся перед теми, кто принял тогда решительные меры, чтобы остановить братоубийственную войну и восстановить мир.
Но заслугу одной величайшей личности я хотел бы особо отметить - это заслугу покойного президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова, который, несмотря на всю неоднозначность и сложность ситуации, проявил тогда дальновидность, мудрость, хладнокровие, мужество и принял решение не вмешиваться в данный конфликт.
Когда я приезжаю в Ош, то первым делом еду к монументу склоненной Матери, кладу несколько цветов рядом с ней и читаю поминальные суры Священного Корана жертвам тех страшных событий.
Жизнь каждому из нас дарована Всевышним, но на свет мы появляемся из материнского чрева. И когда у матери отнимают жизнь ее дитя, то умирает и часть ее материнского сердца и души.
Сколько слез пролили матери в те дни и продолжают оплакивать погибших своих детей. У Чингиза Айтматова в «Ранних журавлях» есть слова: «Плач - это протест, бунт, несогласие; гораздо страшнее осмысление необратимости случившегося».
К сожалению, этот мир жесток и полон насилия и несправедливости. Во всем мире имели и продолжают иметь место кровопролитные конфликты на межрасовой, межнациональной и межрелигиозной основе, когда определенные силы, в том числе и геополитические, в угоду своих корыстных целей провоцируют различные войны, лбами сталкивают традиционно дружественные и братские народы. Для них человеческая жизнь не имеет никакой ценности, им важно лишь стремление править миром.
«Что за люди пошли, что за народ!- негодует Едигей в романе «И дольше века длится день». - Для них все важно на свете, кроме смерти!»
«Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?» - вопрошает устами своего героя Чингиз Айтматов.
Мы должны извлекать уроки из случившегося и сделать все, чтобы на нашей земле не лились материнские слезы, был мир. Мы должны «беречь как зеницу ока» наше единство и согласие в семье, обществе, государстве как наивысшую человеческую ценность.
Наша страна - страна многонациональная и каждый народ заслуживает почета и уважения. Мы все, живущие в нашей стране, независимо от наших национальностей, вероисповедания и политических взглядов считаем Кыргызстан своей Родиной.
Родина, категория непроходящая, и как говорит в «Плахе» великий Ч.Айтматов: «Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош».
Пусть всегда на нашей земле царят мир и благополучие, пусть Всевышний дарует всем людям мир и согласие, толерантность и благоразумие!