Как известно, к депутатам парламента обратились представители 175 представителей НПО с просьбой не поддерживать поправку, обязывающую некоммерческие организации отчитываться об источниках финансирования. По мнению правозащитников, законопроект противоречит инициативам президента в сфере развития институтов гражданского общества, изложенных в Национальной стратегии устойчивого развития КР 2018-2040 годы и несет в себе угрозу безопасности нашей стране, так как противоречит Конституции Кыргызстана.
При рассмотрении данной непростой и достаточно резонансной общественной ситуации, мне кажется, мы должны быть далеки от “продавливания” своих взглядов, рассмотреть данный вопрос с разных сторон и максимально корректно отстаивать свою позицию, ибо деятельность неправительственных организаций касается не только статуса самих гражданских активистов, но и всех граждан, ряда конституционных норм, влияет на институциональные функции государственных структур, затрагивает определенные национальные интересы и даже вопросы национальной безопасности.
Речь ведь не идет о том, чтобы запретить или ограничить деятельность НКО, речь идет лишь о финансовой отчетности. Все знают, что в этой сфере крутятся не просто большие, а очень большие деньги. Ведь государство и граждане должны знать откуда, на какие цели и как израсходованы зарубежные финансовые средства?
Что же касается тезиса “организации, представляющие угрозу национальной безопасности, должны выявляться по факту нарушения Конституции Кыргызской Республики и соответствующего ей законодательства КР, а не путем установления бюрократических барьеров и тотальных проверок законопослушных НКО”, как говорится в Обращении, то вынужден констатировать, что понятие “национальной безопасности” основывается на нормах существующего законодательства, поэтому крайне важно четко прописать в законе об НКО все аспекты, которые связаны с их деятельностью, в том числе финансовые.
И вовсе странным кажется тезис о том, что “законопроект пронизан идеей о том, что «иностранная помощь для НКО — это дестабилизирующая сила, угрожающая Кыргызстану». Однако, отмечается в Обращении, самая большая часть иностранной помощи Кыргызстану предоставляется через государственные органы.
Все поставлено “с ног на голову”, а ведь всем известно, что государственный долг — это кредиты и займы, которые надо при любом случае возвращать. Конечно, государство является также и получателем иностранной помощи, в рамках международного права, которая учитывается в государственном бюджете и в финансовой деятельности страны. Все достаточно прозрачно и законно.
Передергивание столь очевидных вещей вызывают у меня смутные терзания и нехорошие внутренние чувства о том, что некоторые представители НКО стремятся любыми средствами, всеми правдами и неправдами провалить данный законопроект.И почему в столь “неурочный час” авторы законопроекта и представители НКО раскачивают ситуацию в стране? Кому это выгодно? Что за этим последует? А не лучше ли к данному вопросу возвратиться после “коронавирусного” кризиса и парламентских выборов?
По моему глубокому убеждению, демократия предполагает не только предоставление широких гражданских прав, но и строительство правового государства на основе законности и прозрачности деятельности не только государственных структур, но и граждан и гражданских институтов.