Добавить свою статью
27 Июля 2020
Иногда я плачу – кажется, что этот круговорот никогда не закончится. История Марии из Каракола

Аиде (имя изменено) 26 лет. Она еще в детстве стала круглой сиротой. А в 17 лет ее похитил мужчина для вступления в брак. Он был старше ее на 11 лет. Но судьба женщины с похитителем не сложилась, он постоянно избивал ее, а в итоге, спустя несколько лет, она с двумя детьми оказалась на улице. Тогда Аида и нашла покровительство в Центре помощи и реабилитации женщин. Именно там она научилась шить и зарабатывать себе на жизнь.

Координатор этого реабилитационного центра Мария Личаню — общественный защитник. Она уже несколько лет помогает женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На постоянной основе Мария с коллегами изыскивают средства для своих подопечных. На собранные средства от неравнодушных граждан, различных организаций, она также как и другие активисты, развивает социальное предпринимательство в Караколе.

Так, реабилитационный центр, где работает Мария, участвовал в тендере и выиграл госсоцзаказ — в результате удалось запустить кондитерский цех, социальный магазин, швейный цех, а также социальное кафе, где людям предоставлена возможность зарабатывать. “Это все благодаря содействию нашего руководителя”, — скромничает Мария, — он всегда поддерживает мои инициативы.

Фото 1 предоставлено респондентом

Фото 2 предоставлено респондентом

Мария Личаню: “Важно не только прокормить людей, но и дать возможность самим заработать. Как говорится: “дай человеку рыбу, и ты накормишь его на целый день. Научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь”.

Обучение милиции

Мария оказывает поддержку не только женщинам, которые оказались жертвами семейного насилия, но и другим уязвимым слоям населения. Это люди, живущие с ВИЧ, наркопотребители, а также секс-работницы. “Важно с ними вести работу на постоянной основе, защищать их права, вместо того, чтобы осуждать их. Ведь от того, насколько качественно будет вестись работа с ними, будет зависеть уровень инфицирования ВИЧ среди населения в целом. К тому, же они такие же люди, как и все. Среди них есть те, кем ранее даже восхищались. Но в связи с разными жизненными обстоятельствами, они выбрали свой путь. Каждый ведь проходит свой путь по жизни. Но это не значит, что у него прав должно быть меньше”, — говорит Мария.

Она вместе с другими активистами проводит обучение для сотрудников правоохранительных органов по профилактике ВИЧ-инфекций, а также по правам человека. “Вы, возможно, не поверите, но, к сожалению, милиция входит в зону риска заражения ВИЧ, поскольку, например, при задержании ВИЧ-инфицированных и проведении обыска, они могут уколоться иглой и подвергнутся заражению. Практика показывает, что, многие, к сожалению, не соблюдают правила безопасности.”, — делится она. При этом важно, чтобы правоохранительные органы в работе с уязвимыми группами были осведомлены о правах последних и соблюдали их. Для этого и в том числе проводится обучение.

Фото 3 предоставлено респондентом

Работа в условиях ЧС

Как только объявили режим ЧС в Караколе, многие заведения закрылись. Люди остались без работы, без еды. В такое время уязвимым слоям населения стало еще сложнее. Мария написала письмо мэрии и организациям с просьбой предоставить гуманитарную помощь. “В этом письме я указала, что отказ в помощи теоретически может сказаться на общественной безопасности”.

А получение государственной помощи по короткому номеру «1227» для уязвимых групп оказалось непосильной задачей, ведь нужно было раскрывать свои персональные данные, к тому, же у некоторых из них и вовсе не было документов. Марие пришлось приложить максимум усилий, вести долгие переговоры со штабом по борьбе с COVID-19 и местными органами власти. Она писала письма, организовывала встречи, в итоге все же достучалсь до властей. В результате 49 нуждающихся смогли получить гумпомощь.

“Будь я в Бишкеке, могла бы лично ходить во все инстанции и адвокатировать права моих подопечных. В Караколе, конечно, другие масштабы, меньший охват бенефициаров. Но мы активно сотрудничаем с местной властью и всегда находим точки соприкосновения”, — гвоорит она.

Фото 4 предоставлено респондентом

Женщины же, которые работали в швейном цехе, во время ЧС начали шить маски. За время карантина они сшили около 3-х тыс. масок, половину которых они реализовали, тем самым, получили возможность заработать. А вторую половину масок раздали бесплатно. Маски раздали представителям госорганов, волонтерам, пенсионерам и др.

...Общественная работа, которая занимает бОльшую часть времени, отнимает много сил и энергии у активистов. История каждого подопечного — трогательна и пронзительна. По долгу своей работы Марие важно не только выслушать человека, но и всеми силами помочь ему. “Иногда я плачу, кажется, что этот круговорот никогда не закончится. Однако, обратная связь от тех, кому мы уже смогли помочь очень сильно вдохновляет и дает силы работать дальше”, — говорит она.

Мария Личаню. Фото 5 предоставлено респондентом

Часть своей работы Мария проделывает в рамках проекта “Уличные юристы”. Он направлен на защиту прав уязвимых слоев населения. Данный проект реализует Фонд "Сорос - Кыргызстан" при поддержке Глобального фонда/ПРООН.

“Общественных защитников или как еще мы их называем уличных юристов, мы обучаем уже на протяжении 4-х лет. Их работа достаточна сложна. Она нацелена, в первую очередь, на защиту прав человека, несмотря на социальный статус, положение в обществе. А во-вторых, эффективная работа в данном направлении, несомненно, содействует реализации госпрограммы по противодействию эпидемии ВИЧ в КР", — сообщает Эркинбек Ирискулбеков, ментор проекта "Уличные юристы".

Фото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×