Добавить свою статью
10 Августа 2020
Рациональное использование природных ресурсов - путь к обеспечению энергетической безопасности страны

Президент КР С.Ш. Жээнбеков в очередном интервью радиостанции «Биринчи радио» ОТРК, отвечая на вопрос о возможной нехватке электроэнергии в связи с маловодным периодом, отметил, что… население не останется без света и электричества… мы ведем расчеты…если мы будем испытывать трудности, будут приняты меры по привлечению э/энергии извне».

До этого в СМИ прошла информация о подготовке страны к отопительному сезону. По прогнозным данным ГКПЭН, затраты на покупку газа, мазута и угля в маловодном 2020-2021  составят 5,5…7..0 млрд сомов. Планируется также импорт э/энергии до 1 млрд кВт.ч, что обойдется стране - 3.2 млрд сомов. Итого придется потратиться до 8.7…10.2 млрд сомов на энергообеспечение страны. Затраты существенные, в этих условиях резонно возникают вопросы: каково будущее топливно-энергетического комплекса республики в целом, и перспективы развития угольной и нефтегазовой отраслей, в частности? Нельзя ли самим раз и навсегда решить вопрос импорта энергоносителей и обеспечить энергобезопасность страны? Рассмотрим эти вопросы и попробуем найти ответы.

Начнем с того, что часть импортируемого газа и мазута используется для генерации тепла в котельных установках, количество которых по республике достигает 1500 ед., из них 950 работают на угле, 500 на электричестве, 35 на газе и 15 на мазуте. Другая часть покупного топлива расходуется для функционирования Ошской ТЭС, а также подсветки при сжигании местного и покупного углей в Бишкекской ТЭЦ. В настоящее время нужды столичной ТЭЦ в угле достигают до 1.2 млн т., половина которой закрывается импортными поставками из Казахстана. Объем добычи местного угля по республике ежегодно не превышает 2 млн т. Причем 2/3 этого объема добычи приходится на южные регионы, тогда как потребность северных регионов достигает до 1.5 млн т.

Согласно статданным, республика располагает следующими утвержденными балансовыми запасами: нефти – 13 226 тыс. т, газа – 6348 млн м3 и угля 1376 млн т. Отсюда следует, что бедная на нефть и газ, наша страна располагает большими запасами угля. Помимо этого, у нас огромные запасы гидроресурсов, на чем функционирует почти вся энергетика страны.

Гидроэнергетика - это одновременно и сильная, и слабая сторона энергетики КР. Сильная потому что она не загрязняет окружающую среду и стоимость электроэнергии существенно ниже других возобновляемых источников энергии. Слабая – первоначальные высокие затраты на сооружение и длительный срок окупаемости, а также то, что в годы маловодья нуждается в поддержке от других более затратных источников энергии. И все же, несмотря на слабые стороны, гидроэнергетика является магистральным путем развития энергетических мощностей в будущем. По подсчету специалистов, в настоящее время гидроэнергетический потенциал страны освоен всего на 10%. Однако, такие факторы в ТЭК КР как: неравномерное распределение по потребителям; колебание объемов в разрезе календарного года; природно-климатические условия и тарифная политика, обуславливают поиск альтернативных источников энергии. Практика показывает, что чрезмерная ориентация на водные ресурсы в годы маловодья составляют одну из основных проблем, которые сдерживают дальнейшее развитие страны и влияет на энергетическую ее безопасность. Отдавая дань моде, идет попытка освоить возобновляемые источники солнечной и ветровой энергии, есть желания об использовании элементов «зеленой» энергетики, однако доля ВИЭ на практике не достигает даже 1 %.

В то же время независящий от влияния природно-климатических условий, альтернативный источник энергии в виде ископаемого угля остается далеко невостребованным, а целая отрасль влечет нищенское существование. Уголь является естественным природным энергоносителем, размещенным в недрах, его можно добывать, перевозить почти без потерь, хранить с минимальными затратами, можно на какое-то время прекратить использовать. В мире нет другого вида энергии, который можно хранить так же легко, а вопрос хранения энергии является ключевым при ее выработке и передаче, на это тратится много средств. Уголь будет трудно полностью заменить из-за отсутствия других запасов энергоносителей, а также востребованностью, помимо энергетики, в металлургии, химической промышленности и стройиндустрии, которые играют важную роль в развитии экономики стран.

Сейчас за счет угля вырабатывается 40% электроэнергии в мире. Потребление этого топлива растет в среднем на 4% ежегодно. При этом Европа постепенно отказывается от угольной генерации, а Азия, наоборот, предпочитает строить электростанции на угле. В 2017 г. 80% потребления энергетических углей пришлось на Азию. Сегодня в мире насчитывается большое количество инноваций по углю прорывного и продолжительного характера, связанные с эффективностью использования углей и экологией.

Так, Южная Корея, бедная на уголь, построила современную ТЭС на угле по мощности, равной половине энергии, генерируемые всеми ГЭС и ТЭС нашей республики. Основное внимание уделено очистке загрязнений, выбрасываемых в окружающую среду, они добились 98% очистки уходящих в атмосферу газов. В Японии добывают до 1,3 млн тонн угля в год, а 200 млн тонн угля импортируют. Потребление угля в стране еще растет, они освоили технологию получения беззольного угля, помимо энергии, из минеральной части выделяют различные ценные металлы. В Китае добывает условно 2,5 млрд тонн угля в год, При этом в Поднебесной 80% энергии вырабатывают ТЭС, примерно 520 млн тонн угля конвертируют в синтетический природный газ, производят жидкое топливо и многое другое.

По данным анализа Евразийского банка развития, добыча угля является одной из значимых отраслей промышленности в России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Добыча угля в этих странах составляет 385, 100, 1,8 и 1,4 млн тонн соответственно. Из 120 электростанций, размешенных в странах ЦА, количество ТЭС составляет 25%. В то же время в структуре мощностей доля ТЭС составляет 72,3%, доля ГЭС - 25,7%, ВЭС - 0,4% и СЭС - 1,6%. Эти цифры убедительно подтверждают, что генерация энергии в странах ЦА (за исключением нас и таджиков) и в соседнем Китае, в основном осуществляется за счет использования угля и газа.

Соседние страны, резко наращивая угледобычу, решают крупные проблемы, связанные с применением новых экологически «чистых» угольных технологий, не только в энергетике, но и в других отраслях промышленности. Эксперты отмечают, что в ближайшие годы в угольной отрасли сохранится возможность для осуществления масштабных новых проектов, что подтверждается принятием и расширением различных программ и проектов технологического назначения в этой отрасли во многих странах. Угольные страны рассматривают стратегию реформирования отрасли в виде глубокой переработки угля с производством продукции с высокой добавленной стоимостью. Сюда относят и обогащение экспортируемого угля, замещение экспорта концентратов экспортом кокса. Кроме того, проводится работы по использованию угольного газа и метана для выработки электроэнергии, которая значительно уменьшает выбросы парниковых газов. Приведем некоторые примеры.

В Казахстане, как уже было отмечено выше, в среднем в год добывают 100 млн т угля, 30% от всего объема поставляется на экспорт в Россию. Производители находят новые рынки угля в Японии и Польше, осуществляются большие поставки в Китай. Только потребности рынка Китая достигают более 200 млн т угля в год. Принята Концепция по переходу РК к «зеленой» экономике, согласно которой уже в ближайшее время ожидается модернизация существующих ТЭС, освоено производство экологически чистых продуктов (газа и кокса) с новыми потребительскими свойствами на основе глубокой переработки угля.

Монголия ежегодно добывает до 30 млн тонн угля открытым способом, себестоимость добычи не превышает 2 $/т. Для сравнения, на месторождении Кара-Кече эта цифра достигает до 14 $/т. Для борьбы со смогом в зимнее время в Улан-Баторе запретили сжигать рядовой уголь, освоили технологию получения бездымного брикета. В масштабе страны решили вопрос цены на брикет, она не превышает стоимости угля. В ночное время обеспечили население столицы бесплатной электроэнергией для обогрева жилья. В результате вдвое были сокращены выбросы дымовых газов и пыли в атмосферу, удалился смог над городом.

Таджикистан активизировал разработку собственных запасов угля, на фоне сворачивания поставок природного газа из Узбекистана. Среднегодовые темпы роста составили примерно 44%. Начали получать газ из угля для обеспечения технологических потребностей промышленности. В среднесрочной перспективе планируют обеспечить не только внутренние потребности, но и экспорт угля и угольной продукции за рубеж.

Узбекистан в целях экономии природного газа для строительства новых ТЭС наложил запрет для использования газа в технологических целях на заводах стройиндустрии, металлургии и объектах теплоэнергетики. Наращивают производство угольного газа в г.Ангрене подземным способом, для чего создано предприятие совместно всемирно известной австралийской компанией, начали производить полукокс из угля.

В России сформирована и реализуется комплексная научно-технологическая программа «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», нацеленная на преодоление кризиса угольной отрасли. Идет широкомасштабное внедрение экологически чистых технологий получения из угля продуктов с высокой добавленной стоимостью. Созданы заделы для химической переработки угля в жидкие топлива и эффективного экологически чистого их сжигания, разработаны способы получения из угля бездымного топлива – полукокса, налажен выпуск углеродных нитей для композитных материалов, гуминовых удобрений и эффективных сорбентов. Угледобывающие предприятия планируют рост объема добычи угля к 2030 г на уровне 500 млн т, что позволить строить ТЭС новой угольной генерации.

Кыргызстан в этих условиях намного отстает от своих соседей по вводу новых мощностей и теряет свои позиции на энергетическом рынке. В текущий момент назрела необходимость пересмотра своих позиций к углю с учетом опыта зарубежных стран. Для дальнейшего экономического развития страны необходимы кардинальные решения, в первую очередь, потребуется формирование качественной инфраструктуры и форсирование строительства новых энергетических мощностей, в том числе, и угольной генерации с учетом нынешних экологических требований. Такая необходимость обусловлена еще и тем, что энергоемкость экономики КР, по данным Всемирного банка, в 1,8 раза выше среднемирового показателя и в 2,3 раза выше, чем в Евросоюзе. Использование 1 кг условного топлива дает экономике страны всего 5,1 долл. США в ВВП, тогда как в среднем по миру этот показатель выше в 2,2 раза. Все это свидетельствует о целесообразности наращивания объема добываемого угля для энергетических и технологических целей.

Итак, нужны пути выхода из ситуации и принятия мер, которые исключат импортозависмость энергетики, обеспечат увеличение объемов угледобычи. Качественное изменение потребительских свойств углей позволит производить расширенный ассортимент продукции с высокой добавленной стоимостью. Решение проблемы видится в инициировании ПКР в кратчайшие сроки процессов разработки и создания энерготехнологических комплексов, основанных не только на добыче, но и переработке углей всех сортов, в продукты улучшенного качества и угольной генерации энергии.

В сфере электроэнергетики Кыргызстан вполне может стать крупным производителем электроэнергии в регионе. Вышеизложенные аргументы подтверждают, что для этого есть все предпосылки. По сравнению с соседними странами мы располагаем достаточными запасами водных и топливно-энергетических ресурсов, имеется собственные нефть и газ. Это выигрышное положение позволяет рационально планировать строительство станций, как гидравлической, так и угольной генерации с учетом за-рубежного опыта, инвестиционных и собственных ресурсных возможностей.

В нынешнем состоянии экономики после пандемии, рассчитывать на строительство крупных ГЭС и ТЭС в ближающие годы не стоит. В этих условиях более правомерен ориентир на развитие малой энергетики и создания сети малотоннажной индустрии на местах залежи ископаемых углей. Учитывая, что запасы твердого топлива и водные ресурсы имеются в большинстве регионов республики, на основе рационального их освоения собственными финансовыми возможностями, можно эффективно решать проблемы развития этих регионов. В текущий момент, отсутствие крупных потребителей и низкое качество угольного сырья на фоне сохранения сложившейся устойчивой ориентации предприятий и населения на сезонное использование угля в узком топливном сегменте, привело к снижению объемов добычи и простою шахт и карьеров. Отсутствие дорог, большие транспортные плечи до потребителей угля, связаны со значительными затратами на услуги, и увеличением стоимости угля. Все эти обозначенные проблемы можно успешно устранить, а также решить вопросы занятости населения работой, надежности снабжения теплом, сел и городов, особенно в районах с длительным холодным периодом в течение всего года.

Особого внимания и развития требует Кавакский буроугольный бассейн. Успешное освоение данного месторождения позволить не только решить важную общереспубликанскую задачу обеспечения углем Таласской, Чуйской и Нарынской областей, а также ТЭЦ г. Бишкек, но и создать предпосылки для промышленного освоения крупнейших залежей черных и цветных металлов, других ископаемых этого региона и строительства Каракечинской ТЭС. Запасы угля на этом месторождении для открытой отработки достигает 200 млн т, что позволяет увеличить объем добычи угля до 3 и более млн т/год, а также создать пилотный отечественный энерго-технологический комплекс по производству новых продуктов из угля.

Таким образом, можно отметить, что угледобывающая промышленность в экономике страны, хотя имеет подчиненное значение, она является стратегической отраслью в плане обеспечения, наряду с гидроэнергетикой, энергетической безопасности страны. Промышленная политика нынешнего периода в угольной отрасли должна быть направлена на создание базы для индустриализации республики за счет развития импортозамещающих технологий, в том числе экспортно-ориентированных. Технологическая политика должна определяться, прежде всего, поддержкой ввоза и адаптации зарубежных технологий, построением внутренней современной технологической базы. Велика роль в нем и науки, задачей которой должно стать содействие угольной промышленности в применении, изучении и адаптации и улучшении иностранных технологий.

Реализация такого подхода, будет стимулировать инновационное развитие отрасли на основе рационального использования углей за счет:

- сокращения сроков освоения и реализации новых технологий путем их адаптации применительно к местным условиям;

- повышения конкурентоспособности угольной отрасли на основе улучшения качественных параметров традиционной продукции и создания высокотехнологичных продуктов с новыми потребительскими свойствами;

- расширения существующих и формирования новых рынков сбыта, получения дополнительных инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства инновационного процесса в угольной отрасли, промышленной и коммунальной теплоэнергетике.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

01-07-2024
Редкоземельной сфере промышленности велено быть
1102

13-03-2023
О перспективах развития малой гидроэнергетики в свете последних решений Правительства КР
1681

24-08-2022
Водные ресурсы – во благо развития страны
1920

16-03-2022
О современном состоянии и перспективах развития сферы высшего технического образования и науки в КР
2293

18-01-2022
Развитие малой энергетики – основа выхода из энергодефицита в ближайшие годы
4155

04-10-2021
Пока не поздно, нужно развивать угольную энергетику Кыргызстана
2163

20-08-2021
Природные ресурсы - во благо развития экономики Кыргызстана
4895

09-08-2021
О железнодорожной и газотранзитной инфраструктуре Кыргызстана
3246

05-05-2021
Развитие топливной энергетики – единственный путь выхода из нынешнего кризиса
2798

10-03-2021
Настало время реализации мегопроектов в Кыргызстане
6720

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×