После бурных и кровавых событий начала апреля 2010 года, Кыргызстан не прекращают сотрясать волнения. И теперь, пожалуй, до самых выборов, до которых осталось теперь уже меньше полугода, не оставит нашу страну тревожное ожидание: кто следующий? Кто возглавит Кыргызстан в это, самое сложное для социальной и политической ситуации время? Какие силы сформируют новое правительство, парламент, местное самоуправление? Появится ли у народа возможность, наконец, честно и открыто, без подтасовок и махинаций, выразить свое мнение о собственном будущем?
Пока еще есть надежда, что жертвы нашего народа, свергнувшего коррумпированный режим Бакиева, были не напрасны, и новые революционеры, составившие временное правительство страны, не воспользуются своим преимуществом для того, чтобы узурпировать доставшиеся им полномочия. А это значит, что нашему народу к предстоящим выборам необходимо подойти как никогда серьезно и ответственно – ведь впервые за долгие годы решение о составе будущего парламента и системы управления будет приниматься не кем-то «сверху», а действительно – каждым из нас.
Есть ли у Кыргызстана шанс привести во власть – достойных? Добиться того, чтобы выражение «политическая элита Кыргызстана» вызывало не насмешку, а гордость? Думается, что такое возможно только в том случае, если нашими избранниками станут люди состоявшиеся. Состоявшиеся в самых различных сферах: коммерческой, общественно-политической, духовно-интеллектуальной. Достигшие такого уровня саморазвития, при котором наступает пора думать не только о себе и своем благосостоянии, но и принять как первоочередные заботы – то что происходит с людьми вокруг него.
Самое страшное на нынешнем этапе – отдать власть какой-нибудь кучке нищих горлопанов, умеющих завести толпу популистскими лозунгами, но не имеющими за душой ни опыта хоть какого-нибудь управления, ни интеллектуального базиса, ни глубинного понимания политических и экономических процессов современного мира. Пора осознать: приводя во власть человека из так называемых «низов», мы вряд ли добьемся от него ожидаемого «понимания нужд простого народа», особых симпатий к обездоленным и малообеспеченным. С наибольшей вероятностью, как свидетельствует и наша, и зарубежная история, мы получим следующий результат:
- человека, который, захлебнувшись от впервые полученных возможностей, немедленно начнет «тащить» все, что «плохо лежит»;
- орду голодных родственников, расставленных по любым более-менее «хлебным» должностям, и тоже – не считающих нужным ограничивать свои потребности;
- и планы – успеть выехать из страны и вывезти все награбленное до того, как истечет срок полномочий и неприкосновенности. В то время как на выполнение своих предвыборных обещаний и улучшение жизни в стране – времени и сил у него уже не останется.
И какой есть выход? Как избежать повторения этой, увы, типичной для нас истории? Логичный вывод: выбирать из тех, кто не будет с первого же дня на новой должности думать только о том, как бы набить свои пустые карманы. Кто уже давно удовлетворил свои первичные, сугубо материальные потребности, и потому не впадает в неконтролируемое состояние от возможности управлять финансовыми потоками. Для такого человека на первое место выходят потребности иного плана: общественное уважение, духовное совершенствование, желание оставить после себя добрую память в истории, стремление к созиданию и творчеству.
Можно ли найти таких людей сейчас, в современном Кыргызстане? К сожалению, их крайне мало – социальная обстановка в нашем небогатом государстве не способствует формированию класса «аристократов», готовых взять на себя реальную, не на словах, ответственность за происходящее в стране. Но в этих обстоятельствах – тем более недопустимо «разбрасываться» столь ценными кадрами, препятствовать вхождению во власть людей, принадлежащих к истинной элите нашей страны, только из-за того, что они, к примеру, являются представителями «не того» региона, «не того» клана, не той партии. Пора отказаться от порочной, устаревшей клановой системы, и начать думать о Кыргызстане как о едином, целостном государственном образовании, народ которого – един в своем стремлении преодолеть вековое отставание и от соседних стран, и от более отдаленных наших международных партнеров. Занять достойное место среди цивилизованных развивающихся стран Кыргызстан сможет только когда во власть придут по-настоящему лучшие – те, кто будет поднимать, а не опускать страну до своего уровня.
Чего мы ожидаем от новой власти Кыргызстана – и от Временного правительства, и от будущих, еще не сформированных органов управления? В первую очередь – способности проявить историческую мудрость: отказаться от личных амбиций, от планов мести и реванша. Наиболее показательным это могло бы быть в сфере кадровой политики: кому будут раздаваться портфели в министерствах, регионах, госпредприятиях? Тем, кто представит разумную и обоснованную программу стратегического развития – или как обычно, по родственным связям и подковерным межпартийным сговорам? И готовы ли политические партии нести ответственность за своих представителей во власти, спрашивать каждого своего назначенного или избранного сопартийца: «Исполняешь ли ты на своей должности те обязательства, которые дала партия своим избирателям, и на основании которых ты занял свой высокий пост? Или ты уже не в нашей партии, а в «партии бюрократов», и выполняешь не свой долг, а приказы вездесущего Центра?»
Такой подход – пока непривычен для нашей страны, но без установления подобной схемы ответственности каждого должностного лица или государственного деятеля перед выдвинувшей его организацией – формирование полноценного гражданского общества невозможно.
И второй важнейший вопрос, который ставит сегодня перед Временным правительством общественность – это проект новой Конституции. И здесь остается актуальным тот же, изложенный выше принцип: при формировании основного закона страны особенно важно – вынести за скобки личные амбиции, задавить желание «подгрести под себя» как можно больше властных полномочий. Ключевым фактором должна стать – адекватность Основного Закона современной ситуации в стране и историческим интересам кыргызского народа. Не стоит спешить заимствовать принципы формирования Конституции ни у наших центральноазиатских соседей, ни у России, ни у Европы и Америки – необходимо в первую очередь учесть ту форму, которую имеет государство и общество Кыргызстана сегодня, и задуматься над тем – в каком направлении вообще возможно его преобразование. А в каком – невозможно, даже если очень хочется.
Пока же предлагаемый проект новой Конституции не удовлетворяет тем требованиям, которые ставит перед властью общество. Народ однозначно заявил о своем нежелании продолжать жить в условиях семейно-кланового «распределения ролей», и соответственно – ждет, что правовая система страны сможет гарантировать от повторения в Кыргызстане привычного сценария. Но пока, к сожалению, мы не видим – как новая Конституция сможет ограничить попытки очередного руководителя страны привести во власть очередную «Семью», как она обеспечит независимость судебной власти, как сделает парламент – самостоятельной и полноценной ветвью власти, а не формальным «отростком» то ли правительства, то ли президентской администрации.
В связи с этим возникает и закономерный вопрос: так чем же отличается новая, пусть временная власть, от прежней, свергнутой, если никаких кардинальных отличий между ними нам не видно, а разница только – в наборе фамилий? И не придется ли народу снова, через пару лет (а то и месяцев!) добиваться исправления ситуации «непарламентскими способами»?
Пока мы видим, что кредит доверия у новой власти не исчерпан. Но очевидно и то, что если не подкрепить это хрупкое доверие реальными делами – ситуация может резко превратиться в неуправляемую. В осознании этого – ответственность перед страной каждого из нас.
Окмотбек Алмакучуков, общественный деятель
Добавить свою статью
7 Мая 2010
Кто несет ответственность за новую Конституцию?
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
Последние
29.03.2024
Муканмедий Асанбеков
Ханафизм как один их главных духовных и мировоззренческих основ культуры кыргызов
83
29.03.2024
Муканмедий Асанбеков
Ханафизм как один их главных духовных и мировоззренческих основ культуры кыргызов
128
27.03.2024
Мурат Укушов
О защите основ кыргызского государства от деструктивной идеологии и деструктивной деятельности
1265
26.03.2024
Авазбек Атаханов
Уроки апрельской «горбачевской перестройки» и вопросы модернизации Кыргызстана
3140