Добавить свою статью
9 Ноября 2020
Проблема институционального внедрения кыргызских эпических ценностей в систему образования
На суд читателей мы предлагаем осмыслить тему возможностей внедрения в дошкольную и школьную образовательную систему Кыргызской Республики эпического «обряда посвящения» как институционально-воспитательных сообществ (дошкольное общество «Эр Төштүк» (4-6 лет), детское общество «Сейтек» (1-4 кл.), подростковое общество «Семетей» (5-8 кл.), юношеское общество «Манас» (9-11 кл.)). Актуальность данной инициативы заключается в придании современной дошкольной и школьной системе образования Кыргызской Республики национально-этническую идентичность в условиях отсутствия национальной идеологии.

Задумываясь о подрастающем поколении, порой удивляешься тому факту, как в разные времена негативно воспринимались их нравы со стороны старших. Великие философы и древние памятники прошлого оставили нам в наследство целый «цветник» своих впечатлений о молодежи. Сократ еще в V веке до н.э. негодовал относительно того, что молодежь, которая его окружала, привыкла к роскоши, отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, а дети спорят со взрослыми, жадно глотая пищу и изводя учителей. На глиняном горшке, хранившемся 3000 лет в развалинах Вавилона, имеется надпись относительно древнеегипетской молодежи, которая растлена до глубины души и не похожа на молодежь былых времен, поскольку не может сохранить великую египетскую культуру. Более того, в египетских папирусах от II века до н.э. также осталось одно назидательное изречение о том, что мир достиг критической стадии, ибо дети больше не слушаются своих родителей, а значит, конец мира уже наступил. Чуть позже греческий поэт и рапсод Гесиод в 720 году до н.э. сокрушался оттого, что если невыносимая, невыдержанная, ужасная молодежь, которую он знал, в грядущем сможет взять власть в свои руки, то он утратит всякие надежды касательно будущего своей страны.

Мы эти мысли привели не для аппликации, хотя, по правде говоря, они скорее несут частный характер. К примеру, если взять греков, то они, разумеется, этнически никуда не делись, поскольку существуют и сегодня. Но на наш взгляд, здесь есть два аспекта, на которые следует обратить внимание. С одной стороны, несмотря на опасения умных греческих философов, великая греческая культура, философия, наука, медицина, демократия, искусство, литература, театр, архитектура были сохранены. Более того, мы считаем, что где-то негативные отзывы древних мыслителей-эллинов о своей молодежи, возможно, были напрасны, поскольку они не знали о том, как опережали свое время и от действий их потомков фактически ничего не зависило. Ведь в сохранении огромного духовного и интеллектуального наследия греков приняло участие все человечество, которое по сей день применяет непревзойденный их опыт. И в этом плане факт остается фактом: от древних греков в цивилизационном плане мы получили всё! Но с другой стороны, на рубеже веков произошли большие изменения в сознании и менталитете самих греков, ибо если в древние времена греки (ионийцы, эолийцы, ахейцы, дорийцы, стоявшие во главе десятков других этнических групп) в основном придерживались традиционных форм мышления с развитой и богатой мифологией, а в средние века – пережили «темное время», то в наши дни они идентифицируются в основном в качестве христианских православных, гораздо меньше – католиков. Сегодня есть и тюркизированные греки (ислам), как след от Османской экспансии, длившейся почти четыре столетия. Этот момент, относящийся к тюркократии, с нашей точки зрения, имеет важный смысл при осмыслении последующего развития греческого сознания. Ибо затем греков особо не коснулись успехи эпохи Возрождения и науки Просвещения, западные промышленные революции, хотя до этого буквально все было подготовлено именно эллинами. В итоге, как пишет А.Фиада, почти выброшенные из современности греки, вот уже более ста лет пытаются догнать Запад [13]. Судя по публикациям в прессе, даже вхождение в Европейскую семью (в основном в валютную, а не политическую зону) грекам ничего хорошего не дало, поскольку оно привело их к финансовому кризису и почти к потере национального суверенитета [1, 9]. И это происходит сегодня на родине некогда великих мудрых греков, которые с высоты цивилизованных людей смели говорить: «кто не грек, тот варвар»!

Думая об этом, невольно осознаешь, что это касается и нас – кыргызов, сумевших не только выжить в суровых условиях кочевья и горного рельефа, но и сотворить большое множество эпических произведений с сохранением сказительского искусства, которое многими народами утеряно. В этом плане, следует сказать огромное «спасибо» нашим предкам, совершившим большой творческий подвиг, устно передав великолепную поэзию сказового жанра последующим поколениям. И здесь мы хотели бы особо выделить мотив преемственности, поскольку в эпосах данный сегмент относится к ключевым, если исходить с точки зрения воспитания потомков в духе эпической инициации. Как известно, кыргызы своих детей воспитывали строго, с ранних лет вовлекая их во взрослую жизнь, делая ставку на приобретение самостоятельности, умения, навыков и твердости характера своих чад в качестве транзита собственного опыта, который себя оправдывал. Из мифоэпической формы воспитания неофита, включающего схему «рождение-инициация-обретение семьи-смерть», точь в точь воплощающую архетип самой жизни, мы особую интонацию делаем на втором отрезке – инициации, так как именно на этом поворотном пункте осуществляется обряд посвящения неофита по тетраде «ребенок-дитя-подросток-юноша». Кстати, в советское время социальные формы его эпической инициации (социализация-созревание-возмужание-зрелость) хорошо ложились на почву коллективно-социалистических форм посвящения (октябренок-пионер-комсомолец-коммунист), которые даже совпадали в возрастном плане (от 6 до 9, от 9 до 12, от 12 до 16 лет и далее). Тут самое главное заключается в том, что такая форма давала качество и результат, притом очень эффективный. Поэтому в поствоенное время у кыргызов появилась по-настоящему великолепная интеллектуальная (научная, художественная, политическая) элита (вершиной стало явление Ч. Айтматова), на которую дети и молодежь считали за честь равняться. И нужно особо подчеркнуть, что это была заслуга многовековых кыргызских поколений «кнута», которые сумели выдержать жесткие, а порой авторитарные требования к ним, как в номадическое время, так и в советский период. Однако после распада СССР и в наши дни ситуация изменилась, поскольку на замену жестких методов воспитания наших «отцов и дедов» пришло другое время, которое преподносит нам появление новых неофитов – поколения «пряников», которые вырастают уже на «тепличных» ценностях глобализма и либерализма, акцентирующих свое внимание на индивидуализм и материальный достаток, при отрицании традиций и обычаев этноса.

Говоря о них, следует обратить внимание на некоторые современные исследования. В них утверждается, что утрата ценностных ориентаций, глубинных элементов традиционной культуры обладает трагическим характером, так как в таких случаях обрывается связь между поколениями, их мировосприятием и мировидением [12, с. 97]. Применительно к молодым кыргызам под влиянием глобализации происходит процесс отказа от старого. Притом он идет быстро, решительно, зримо, который относится как традициям, так и к смене ценностных, культурно-ориентационных, нравственных идентичностей молодежи [11, с. 100, 102]. Сюда также следует отнести то, что социально-экономическая трансформация общества предъявляет новые требования к образованию молодежи, которых трудно удовлетворить в ухудшающейся ситуации учреждений системы образования и при слабой структуре общества [10, с. 191]. По мнению экспертов, уровень преступности среди молодежи остается стабильно высоким. Молодые граждане не посещают культурные мероприятия, светские школы, уходят в мечеть, а их ценности не складываются в системную иерархию. При этом они очень амбициозны и хотят получать высокую зарплату. К примеру, на 2015 год 35% молодежи не знают, что будет с ними завтра. По официальным данным, около 100 тысяч молодых граждан являются безработными, многие из них вовлечены в теневые сферы заработка. Большинство трудовых мигрантов – это лица до 28 лет. Слабость государства приводит их к миграции из Кыргызстана. Были случаи, когда некоторые уезжали в Сирию, и число таких граждан (по данным МВД), превышало 150 человек. Негативной тенденцией стало то, что 43% молодежи очень много времени проводят в Интернете и социальных сетях [6].

Все эти сведения дают основание считать, что происходит существенная трансформация в сознании подрастающего поколения кыргызов, в котором сталкиваются традиционные, религиозные и глобалистские ориентации. Говоря иначе, современный неофит больше делает ставку на личный интерес и индивидуализм, в то время как наши предки – на общие коллективные нормы, отталкиваясь от морально-этических ценностей народного опыта. Но более всего нас не может не волновать тот факт, что в последнее время в школах обычным явлением становится подростковый рэкет, а профилактика самоубийств и суицидальное поведение среди школьников не прекращается, ставшее головной болью родителей и педагогов. Налицо психологические причины подросткого сознания, где основными мотивами аффективного поведения становятся неосознанные принципы «обратить на себя внимание», «испугать взрослых», «желание доказать свою исключительность», источниками которых являются обычные эмоции: обида, страх, одиночество, гнев, непонимание окружающих. Звучит странно, но в мифоэпической традиции кыргызов подобные формы поведения были бы оценены как бессмысленный и крайний побег от трудностей, поскольку в эпико-традиционной форме неофит, наоборот, успешно преодолевает их, выносит урок, становясь победителем как внешних, так и личных барьеров.

Исходя из этого, для более плавного воплощения в жизнь эпико-традиционной аксиологии кыргызов мы считаем возможным обсудить вопрос о внедрении в дошкольную и школьную образовательную систему республики институциональную форму эпической инициации (от лат. initiation – совершение таинства, здесь в качестве действия, позволяющего ребенку или подростку перейти на более высокую ступень развития в системе социальной группы) как воспитательно-образовательного, просветительского, объединяющего и стимулирующего инструмента современных неофитов. Этот взгляд предполагает также идею сохранения и развития эпико-традиционной и этнической идентичности кыргызов среди подрастающего поколения.

В этом смысле, эпопея «Манас» занимает ключевую позицию в духовной культуре кыргызского народа. На сегодняшний день в Кыргызстане имеется определенная историко-этнографическая, филологическая, фольклористическая, литературоведческая, лингвистическая теоретическая база, подтверждающая данный тезис. В недавнем прошлом в педагогическую и образовательную систему высшего образования республики был введен учебный предмет «Манасоведение». В разработку его методологии приняли участие манасоведы, филологи, фольклористы и ученые гуманитарного направления Кыргызстана [2, 3, 4, 7, 8, 14]. Вместе с тем, в наши дни определенную актуальность приобретает еще более расширенный вариант освоения «Манаса», который включал бы три этапа: дошкольный, школьный, вузовский. Именно первые два направления (дошкольный, школьный) являются объектами нашего внимания. Жизнеспособность этих проектов мы видим не только в преподавании «Манаса» в дошкольном и школьном образовании, но и во внедрении институциональных форм в целях воспитания подрастающего поколения. Это – дошкольное общество «Эр Төштүк» (4-6 лет), детское общество «Сейтек» (1-4 кл.), подростковое общество «Семетей» (5-8 кл.), юношеское общество «Манас» (9-11 кл.), которые будут функционировать на территории Кыргызской Республики. Эти проекты также востребованы двумя обстоятельствами. Во-первых, в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 31 января 2019 года. Там говорится, что «богатое культурное наследие давнего и недавнего исторического прошлого и сейчас, и в будущем должны составить духовную базу кыргызской национальной государственности, стать моральным стержнем и путеводной звездой в деле воспитания подрастающих поколений» [5]. Во-вторых, это исходит с предыстории вопроса. Как известно, в 1994 году Генеральная ассамблея ООН объявила 1995 год празднованием тысячелетия эпоса «Манас». В 2003 году Комитетом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО проект «Искусство акынов-сказителей эпосов как составная часть всемирного наследия человечества» был провозглашен Шедевром всемирного культурного наследия. В 2011 году был принят Закон Кыргызской Республики об эпосе «Манас», регулирующий вопросы, связанные с его сохранением, развитием и популяризацией. В 2012 году была принята Национальная программа по сохранению, изучению и популяризации эпоса «Манас» на период с 2012 по 2017 годы, одним из ожидаемых результатов которой явилась разработка и внедрение учебной программы «Манасоведение». В 2013 году трилогия «Манас», «Семетей», «Сейтек» была включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Следует отметить, что в школах с кыргызским языком обучения с 2011 года был введен курс «Манасоведение». Данный предмет проводится с 5 по 11 классы.

Отсюда, с нашей стороны предлагается не только изменение формата преподавания, но и практическое внедрение эпического мотива посвящения неофита в дошкольное общество «Эр Төштүк» (4-6 лет), детское общество «Сейтек» (1-4 кл.), подростковое общество «Семетей» (5-8 кл.), юношеское общество «Манас» (9-11 кл.). На наш взгляд, разработка этих проектов отвечает двум основным целям. Во-первых, способствует сохранению самобытности национально-этнических, культурно-исторических традиций кыргызского народа, дальнейшему развитию его эпического наследия, бережному отношению к наследию предков, преемственности поколений. Во-вторых, проекты преследуют духовное воспитание и объединение детей дошкольного возраста и учащихся средних учебных заведений Кыргызской Республики путем введения в действие воспитательно-нравственной, образовательно-просветительской программы «Эр Төштүк», «Сейтек», «Семетей» «Манас». И для их реализации требуется внедрение в воспитательно-идеологическую практику дошкольного и среднего образования этико-эстетических, нравственно-возвышенных, культурно-просветительских, доблестно-патриотических эпических ценностей кыргызского народа, связанных в основном с эпико-традиционной спецификой становления эпического героя как сложившегося духовного человека.

В реализацию проектов мы включаем разработку масштабного теоретического (интерактивные, академические, мультимедийные способы, изготовление аудиовизуальных, учебно-просветительских, познавательных материалов по сказительскому воплощению мотива рождения и посвящения эпического героя, анимационные ролики, научно-публицистические фильмы по сюжетно-эпическому обряду взросления) материала. Также требуется подготовка практического материала с изменением имеющегося возрастного формата. То есть, теоретическое и практическое освоение эпических мотивов со стороны детей дошкольного возраста начинается с 4-х лет, а учащихся школ – с 1 по 11 классы. Здесь мы предлагаем разработку внешних эпических символов (об этом ниже) дошкольного общества «Эр Төштүк (4-6 лет), детского общества «Сейтек» (1-4 кл.), подросткового общества «Семетей» (5-8 кл.), юношеского общества «Манас» (8-11 кл.) и создание комплексного учебного, учебно-методического курса с практическим применением.

С нашей точки зрения, новизна проектов и ожидаемый эффект от их внедрения заключается в том, что они (проекты) способствует позитивному восприятию эпического мотива инициации и обряда посвящения со стороны детей дошкольного возраста и учащихся школ, и позволяет воспитывать их в духе культурно-традиционалистских ценностей. Для этого мы инициируем предусмотреть подготовку трехступенчатой учебной и прикладной программы «Эр Төштүк» (4-6 лет), «Сейтек» (1-4 кл.), «Семетей» (5-8 кл.), «Манас» (9-11 кл.). Разработка первой ступени является начальной стадией, в которой через учебные программы преподается мотив биологического и физического становления эпического героя (от рождения до конца детства) с внедрением в дошкольное общество «Эр Төштүк (4-6 лет) и детское возрастное сообщество «Сейтек» (с 1 по 4 кл.). Вторая ступень представляет собой промежуточный этап, в котором посредством преподавания реализуется мотив взросления и социализации (от детства до отрочества) эпического героя с внедрением в подростковое возрастное общество «Семетей» (с 5 по 8 кл.) Третья ступень является завершающей стадией, в которой за счет учебных ресурсов осуществляется мотив био-физического, социального и духовного становления (от подростка до юноши) эпического героя с внедрением в юношеское общество «Манас» (с 9 по 11 кл.). При этом учебная часть проектов представляет собой академические (наглядные пособия, методички), интерактивные, мультимедийные занятия (аудио, видео). Они предназначаются для использования во время уроков, а также для самостоятельного обучения.

Разработка сюжетных сценариев, портретно-художественных форм эпических образов (детство, отрочество, юность эпического героя), предназначенных для анимационных роликов, научно-публицистических фильмов, будут применяться в отношении дошкольного и школьного возраста. Сюда входят съемки живого сказителя-манасчи, исполняющего мотивы рождения, взросления, формирования Манаса, Семетея, Сейтека, Эр Төштүка как фактор био-физического, социального и духовного становления личности, а также съемки интерактивного и мультимедийного видео с теоретическим и практическим учебным материалом. Прикладную часть проектов мы видим в разработке символов и атрибутов (значков, знамен, речевок, девизов, клятвенного текста, наименования классов именами эпических героев), соревновательных конкурсов (виды игр, имеющиеся в эпосах, сюжеты театрализованных представлений), предназначенных для практического внедрения.

Выводы. Таким образом, мы особый акцент делаем на светское понимание мотива «инициации» неофита, отбрасывая мистические, шаманские и религиозные аспекты кыргызских мифоэпосов. Говоря иначе, такой подход способствует обретению ребенком или юношей нового имиджа, открывающего завесу к адаптации в новой коллективной среде. При этом общеизвестно, что обряд посвящения (переход индивида из одного статуса в качественно другой статус) мифоэпического героя не только является спецификой кыргызских сказаний, но и широко распространен в мировой мифологической и эпической культуре («Гильгамеш», «Песнь о Нибелунгах» и т.д.). То есть данный мотив – явление не только национальное, но и общемировое, и может применяться в преподавательской и воспитательной практике. Отсюда, создание дошкольного общества «Эр Төштүк» (4-6 лет), детского общества «Сейтек» (1-4 кл.), подросткового общества «Семетей» (5-8 кл.), юношеского общества «Манас» (9-11 кл.) позволит поэтапному вовлечению и интегрированию школьников не только в эпический формат взросления, но и обрести чувство общего родства и близости между собой. Следует отметить, что при современном внедрении эпической формы институционального и коллективного воспитания неофита ставка делается не на «традиционно-маскулинный» тип («щит и меч», «разум и чувство»), а на его трансформацию в светский «цивилизованно-феминный» тип, приоритетом которого станут не «вера и религия», не «мистика и эзотеризм», а «книга и знание», «просвещение и наука»! Одним словом, «жребий брошен» – выбор за обществом!

 

Турсуналиев Султан Шаршабекович,

кандидат философских наук, зав.отделом айтматоведения

Национальной академии «Манас» и Ч. Айтматова

Литература

1. Асламова Д. Развалят ли греки Евросоюз изнутри. https://www.kp.kg/daily/24474.4/632085/. 15.04.2010

2. Бакчиев Т.А. Манасоведение: Курс лекций. – Б.: «Кут-Бер», 2012. – 176 с.

3. Бакчиев Т.А. Манасоведение: Учебное пособие для вузов. – Б.: «Текник», 2013. – 161 с.

4. Бакчиев Т.А. Манасоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений // Республиканский молодежный центр «Манас». – Б.: «Кут-Бер», 2012. – 164 с. (на кыргызском яз.)

5. Для воспитания подрастающего поколения // Слово Кыргызстана. Общенациональная газета Кыргызской Республики, 5 февраля 2019 г.

6. Кутуева А. В Кыргызстане определили проблемы молодежи: ей сложно сделать карьеру, у нее нет культурных ценностей, она проводит очень много времени в социальных сетях. https://24.kg/obschestvo/9626/. 27.03.2015

7. Манасоведение: учебное пособие // К. Иманалиев, Р. Кыдырбаева, А. Бакиров, Ж. Орозобекова, Т. Бакчиев, Н. Бекмухамедова. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 184 с.

8. Манасоведение: учебник для школ, специальных средних и высших учебных заведений. – Б.: 2013. – 384 с. (на кыргызском яз.)

9. Михаилидис Т. Что дало грекам членство в Евросоюзе. https://matveychev-oleg.livejournal.com/743729.html. 12.06.2013

10. Сальпиева Э.Б. Роль менталитета кыргызов в воспитании молодежи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – Новосибирск: «Капитал», 2018, № 3. – С. 189-192

11. Урумкулова Н.Т. Влияние процесса глобализации на идентичность кыргызской молодежи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – Новосибирск: «Капитал», 2017, № 10. – С. 100-103

12. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии, 2000. - №2.

13. Фиада А. Эти странные греки. – М.: Эгмонд Россия Лтд, 2000. – 72 с.

14. Хрестоматия по «Манасу» // Б. Турал, Г. Мурзахмедова, Т. Мүлкүбатов, Т. Тургуналиев. – Б.: 2013. – 260 с. (на кыргызском яз.)

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

27-01-2020
Чынгыз Айтматов: Мифический и реальный феномен прозы писателя
946

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×