Добавить свою статью
13 Ноября 2020
Вопросы безопасности становятся как никогда актуальными

На глазах всего мира в последние полтора месяца разыгрывалась драма в Нагорном Карабахе, закончившаяся заключением соглашения о прекращении огня на линии соприкосновения между войсками Азербайджана с одной стороны, и объединенными армянскими вооруженными силами с другой. Вопрос интересен не только с точки зрения кто проиграл, а кто выиграл в этой войне, но более актуальным является определение глубинных причин неожиданного взрыва конфликта, благополучно «спавшего» около тридцати лет, после миротворческих усилий в начале 90-х спикера «легендарного» парламента Кыргызстана М.Шеримкулова.

Чисто визуально была видна определенная растерянность руководства Армении, не ожидавшего такого развития событий в Нагорном Карабахе. Премьер-министр Н.Пашинян явно не готовился к войне, в отличие от президента Азербайджана, который, по всей видимости, наверняка знал, когда она начнется и чем закончится. По телевизионной картинке можно судить, что он с огромным удовольствием подписал это соглашение. Возникает ощущение, что руководство Армении «прозевало» эту угрозу, несмотря на наличие соответствующих органов, ответственных за национальную безопасность, в первую очередь, Совета безопасности страны во главе с президентом. Возможно, что Совет безопасности и его аппарат, в котором, кстати, работают более 100 сотрудников, рассматривали угрозу возобновления войны в Карабахе, но ответственные руководители проигнорировали ее. Вообще, это весьма распространенная болезнь на всем постсоветском пространстве – забывать о принятых важнейших документах. Вот если бы их неукоснительно реализовывали как в свое время Директивы ЦК КПСС по той или иной проблеме, то и жизнь людей неуклонно повышалась, и безопасность была бы обеспечена.

Особенно актуально это для нашей республики, где внешние и внутренние угрозы безопасности страны буквально выстроились в очередь, которые были тщательно проанализированы в Концепции национальной безопасности (КНБ), принятой Советом обороны в 2012 году и утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики 9 июня того же года. Увы, и у нас этот важнейший государственный документ никто из руководства не то, что внимательно изучить, но даже не удосужился бегло просмотреть, чтобы не понаслышке знать, что же нам грозит в ближайшем будущем. А ведь там, среди внешних угроз, весьма обстоятельно была рассмотрена и такая, как «усиление противоречий между ведущими державами мира на глобальном уровне и в Центральной Азии, а также между некоторыми странами региона».

В связи с этим констатировалось, что «в перспективе следует ожидать, что Китай, опираясь на ШОС, и в партнерстве с Россией будет еще более активно участвовать в решении комплекса проблем безопасности в регионе, чтобы не допустить превращения его в «тыловую» базу уйгурских сепаратистов. Также он будет самостоятельно развивать тесные отношения со странами Центральной Азии, обеспечивая реализацию своих стратегических целей, прежде всего, касающихся освоения местных природных ресурсов».

Знай наше руководство об этом, разве оно допустило бы необдуманные заявления о том, что большее количество мечетей, чем школ в стране - это очень хорошо. И это заявлял глава государства, в конституции которого закреплен его светский характер. Возможно, в головах отдельных приближенных бывшего президента С. Ш. Жеенбекова уже зрело решение отменить это важнейшее положение главного закона страны через парламент нового созыва, где у них было бы абсолютное большинство после выборов 4 октября.

Трудно предположить, что и Россия и Китай, зная об этом, согласились бы терпеть у себя под боком теократическое государство, имея проблемы с мусульманским населением у себя в близлежащих регионах. Поэтому в октябрьских событиях в республике не последнюю роль, вне всякого сомнения, сыграло вопиющее игнорирование руководством республики вопросов безопасности, тем более в сферах, задевающих стратегические интересы соседних мировых держав.

Кризис безопасности становится очевидным не только у нас в республике, но и во всем мире. Главную роль здесь, конечно же, сыграл коронавирус, который положил на «лопатки» правительства всех развитых государств, что тут говорить о развивающихся странах, к числу которых принадлежит и Кыргызстан. Если даже органы власти и управления в США и Европейском Союзе не смогли как следует обеспечить безопасность своих граждан в период пандемии, то наше правительство на этом фоне показало просто абсолютную несостоятельность в области здравоохранения.

Ежегодно организациями здравоохранения по республике в целом регистрируется около 3 млн случаев заболевания, из них число заболеваний, зарегистрированных у больных с диагнозом, установленным впервые – 1,6 млн человек. Показатель распространенности заболеваний, таким образом, приблизился к 50% от наличного населения. А сколько еще людей ходят без врачебной помощи, даже не зная о своих болезнях. Что можно ждать от здравоохранения, если постоянно сокращается финансирование со стороны государства – например, в 2017 году из госбюджета на это было выделено 16,1 млрд сом, в 2018 - оно уменьшилось до 13,6 млрд сом. Среднемесячная номинальная зарплата в здравоохранении составляет всего 13,3 тыс сом (НСК, 2018). Сколько остается врачу на жизнь его семьи в течение месяца после уплаты налогов и коммунальных услуг, тем более, если из родителей он один работает?

Вот откуда поборы с пациентов в больницах республики. Снижение финансирования здравоохранения стало результатом недостаточно продуманной реформы в здравоохранении и скоропалительного перехода от лечебной медицины (советской) к профилактической медицине западного образца. При таком «реформировании», несмотря на рост населения, уменьшилось количество учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь – с 172 в 2014 году до 146 в 2018 году, а также стало на 1000 больничных коек меньше. На 1811 сельских населенных пунктов приходилось немногим более 1 тыс ФАПов, то есть жители 800 сел и аилов не имеют доступа к первичной медицинской помощи.

Ситуация за последние два года здесь еще более ухудшилась, о чем свидетельствует массовая заболеваемость населения коронавирусом и значительная смертность по ее причине. Сеть республиканских медицинских центров де-факто приватизирована их руководством, медицинские услуги здесь оказываются исключительно за деньги больных, что противоречит конституционному положению о бесплатной медицине.

Такая катастрофическая ситуация в здравоохранении сложилась несмотря на то, что в указанной Концепции национальной безопасности, поставлена задача «повышения эффективности квалифицированной медико-санитарной помощи для обеспечения безопасности жизни людей и защиты их здоровья». Для ее решения не было сделано ровным счетом ничего реального. Таким образом, игнорирование главного государственного документа по безопасности страны органами исполнительной власти и привело к коллапсу всей системы здравоохранения республики в период пандемии. И только героизм врачей, медперсонала больниц и волонтеров в определенной степени смягчил удар коронавируса по жителям страны, за что многие из них отдали свои жизни.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну угрозу национальной безопасности республики, которая исходит из Ферганской долины, где смыкаются территории трех государств – Узбекистана, Таджикистана и Кыргызской Республики. Она также проанализирована в КНБ от 2012 года, где указывается, что неразвитость во всех трех частях Ферганской долины экономической инфраструктуры, ограниченность земельных и водных ресурсов, массовая безработица, а также усиленный рост религиозного экстремизма стали потенциальными источниками конфликтных ситуаций. Здесь в настоящее время проживает по ориентировочным оценкам 15-16 млн человек с учетом жителей таджикской и кыргызской частей, наблюдается самая высокая плотность населения на земле – 600-700 человек на 1 кв км (больше только на юге Китая и в Бангладеш). Уровень рождаемости чрезвычайно высок, в результате чего население долины в не столь отдаленной перспективе достигнет по различным оценкам 19-20 млн человек. Поэтому в КНБ делается вывод, что «демографическое давление в Ферганской долине с каждым будет только возрастать, и эта угроза будет постоянным источником нестабильности и сепаратизма для соседних республик. Периодически повторяющиеся межэтнические столкновения в этом регионе в основном обусловлены демографическим фактором и ограниченностью ресурсов для жизнедеятельности, прежде всего, земли». Поскольку эти факторы носят объективный характер, то одного желания руководства трех государств жить в мире и дружбе далеко недостаточно. В КНБ в связи с этим четко указано, что для решения ферганской проблемы необходимо «стимулирование вопроса о демографической ситуации в Ферганской долине на международном уровне».

К сожалению, в течение восьми лет правительством республики не предпринято никаких шагов по реализации этого решения Совета безопасности Кыргызской Республики. Между тем часы тикают, ферганский «котел» продолжает кипеть и может рвануть в любой момент, стоит только заинтересованным силам захотеть этого. Поэтому нужно не за портфели биться, а решать этот вопрос незамедлительно, чтобы потом по старой кыргызской привычке не бегать с криками «Кокуй!», когда на юге страны заполыхает очередной пожар межэтнических столкновений. Не случайно российские политологи на фоне карабахской войны уже пишут о Ферганской долине, как о возможном очередном театре военных действий между государствами СНГ.

Это только часть, причем малая, проблем безопасности, которые необходимо решать республике, чтобы завтра не встал вопрос о сохранении суверенитета и территориальной целостности нашей страны.

Безопасность – она как воздух – когда она обеспечена, ее не замечаешь, но также, как без воздуха все живое обречено на гибель, так и отсутствие безопасности ставит под вопрос само существование государства. Об этом не следует забывать нынешнему и будущему руководству республики.

Алымбек Биялинов, эксперт по экономике и безопасности

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

26-12-2023
Структурные преобразования в исполнительной власти: перестройка должна продолжаться
1044

04-02-2021
Что происходит, когда  болезнь Паркинсона поражает государство
3431

22-12-2020
Выборы 2021: Семнадцать разгневанных мужчин и одна девушка. Есть ли среди них кыргызский Хосе Мухика?
5643

05-12-2020
Можно ли построить демократию в безклассовом обществе?
4540

22-11-2020
Чей ребенок? Все отказываются от родительских прав на новорожденную Конституцию
3206

19-10-2020
Кыргызские племена совершили очередной набег на власть
8184

01-09-2020
Кыргызстан между молотом и наковальней глобализации
3609

28-08-2020
Выборы 2020: начало обнадеживающее
4823

24-07-2020
Нужно готовиться. В следующем году геополитическая обстановка вокруг Кыргызстана может резко измениться
13970

20-07-2020
Как победить коронавирус? Предложений всяких и разных много, но все они запоздалые
5211

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×