Существует особый мир кратких рассказов...
Есть такое мнение, что в век высоких скоростей не читаются объёмные романы, толстые книги. Какие бы времена не настали, хорошая литература измеряется не числом страниц, не массивностью издания, а прежде всего внутренним содержанием, квинтэссенцией, темпераментом, посылом.
Мастера краткого жанра А.Чехов, М.Твен, В.Шукшин сумели посредством коротких рассказов передать такое разнообразие человеческой жизни, характера и поведения! Изречение “Краткость – сестра таланта” стало главным писательским кредо А.П. Чехова.
В чём отличие кратких рассказов?
Лаконичность, своеобразная стилистика и построение, неожиданность развязки, часто оставленная на суд читателя, субъективная интерпретация и считанное число героев определяют природу этого жанра. Бесспорно, способность донести картину события чётким штрихом и раскрыть значимые вещи жизни, напрямую зависят от художественных возможностей писателя. У писателей Кубатбека Жусубалиева, Мурзы Гапарова, также Абдиламита Матисакова в его сельской прозе можно видеть эти литературные приёмы, стилистику и удивительные особенные писательские штрихи. Рассказ Кубатбека Жусубалиева “Улакчы” считаю эталоном короткого жанра. Написавший портрет состязателя игры в “козлодрание” контрастными красками, писатель, передаёт великий дух впитавшийся в кровь, благородство, характер, многогранный спектр души кыргыза и по праву является высшим “пилотажем” жанра. В коротких рассказах и Мурзы Гапарова, и Абдиламита Матисакова прослеживается столько лиризма, драмы, красок, коллизий судьбы, сожалений, столько граней жизни!
Пишущих в коротком жанре сегодня немного, и среди них можно выделить, особым образом творчество Гульнар Эмиль, распознающую в простых жизненных ситуациях глубокое содержание и с искусным мастерством выуживающая из обычного быта содержательную идею: “Казан”, “ Трактат о носках” и др. Одной щепоткой слов породить тысячу мыслей, метко и реалистично передать глубину внутреннего мира человека, одним верным штрихом написать большой портрет способна Гульнар.
Душевный мир Гульнар близок с современной русской писательницей Виктории Токаревой своим художественным видением, умеющая также передать жизненный фон и атмосферу в своих рассказах, и на этом фоне, как на свежей штукатурке рисовать свои неповторимые фрески жизни. Вместе с этим, её острый язык, афоризмы, сарказмы придают рассказам впечатление твоего участия.
Писательская манера Гульнары, иной раз перекликается с приёмами Шукшина, есть у них и духовная близость. Передающие природный русский характер персонажи - будь это врач, алкоголик, старушка, гулящая, разгильдяй – все они герои шукшинской творческой галереи – “Чудики” Шукшина.
У Гульнар же, присутствует исконно этнический колорит, переданный неожиданными штрихами, а лиричные и трагические общечеловеческие темы преподносятся через призму национальных традиций, характера, ментальности.
Сюжеты “Чердак”, “Шапка”, ”Шайбек ата”, “Семя”, “Ыдырыс байке”, “Шприцы нужны?” взяты из повседневной жизни простых людей, но еле уловимыми тонкими творческими мазками высвечиваются скрытая глубокая философия и жёсткий стержень настоящих, непридуманных героев.
Целая галерея образов...
“От простоты к величию – один шаг.” Гульнар на голом поле находит зерно жизни и ядрышко глубокого смысла, в чём и рациональность её художественных произведений. В современности, литературный процесс характеризуется жанровым синтезом и усложнением. Понятие жанра – это универсальная категория, отличающаяся многообразием стилей и художественными приёмами. Жанр понятие полисемантическое и не должно ограничиваться догмами. К счастью, свобода, неординарное мышление характеризуют произведения Гульнар Эмиль.
Рассказ “Кармен-Сюита” – ностальгическое воспоминание, где автор не просто рассказывает сюжет из жизни, но и отмечает неповторимость жизни и незабвенность исключительного момента. Простота рассказов Гульнар не в заурядности её мыслей, наоборот, в умении из любых жизненных коллизий вынести загадку жизни. Что остаётся от нашей жизни? Воспоминания... Сама драгоценная Жизнь становится всего лишь, благодатной пищей для человеческой Памяти.
“Философия бешбармака” Гульнар Эмиль вызвала интерес у читателей разных стран. Это эссе я назвал бы философским трактатом про особенность национального блюда. Это новая грань Гульнары, которая через национальное блюдо, смогла раскрыть жизненную философию, духовные ценности, психологические тонкости, колорит и дух кыргызского народа. Это можно назвать и классикой жанра. До этого, вроде было написано немало трудов про это национальное достояние, но Гульнар преподнесла совершенно иную интерпретацию, повернув весь процесс подачи еды в особое творческое русло культуры. В каждом национальном явлении, прежде всего, живёт душа народа. Если посмотреть с этой точки зрения, этот труд расширил границы рассмотрения жизненной философии и сфокусировал внимание читателей на глубокую смысловую наполненность даже трапезы кыргызов.
Читательский круг Гульнар Эмиль в последние три-четыре года расширил свою географию. В Великобритании, Франции, Германии, России, Казахстане, Бельгии и в других странах теперь читают её произведения. О творчестве Гульнар в кыргызской литературе в будущем будет много разговоров, потому что её художественные произведения являются ярким проявлением эволюционного развития, свежего взгляда, новых находок.
Краткость и содержательность – это её творческое кредо, эстетический вкус. Восторженность даже ежедневной рутиной жизни – характерно для неё, и не знаешь порой “из какого сора растут” её рассказы и стихи, воспевая романтизм жизни.
Султан Раев, Народный писатель Кыргызстана, драматург.