Добавить свою статью
11 Декабря 2013

Предлагаем подборку отзывов кинокритиков о фильме Темира Бирназарова «Кумар» (Страсть)

«Страсть»
Кыргызстан, 2013, 83 мин., цветной.
Кинокомпания «Тазар» и Национальная киностудия «Кыргызфильм» им.Т.Океева.
Автор сценария и режиссер-постановщик – Темир Бирназаров
Оператор-постановщик – Дастан Жапар уулу
Художник-постановщик – Байыш Исманов
Продюсеры – Темир Бирназаров и Эмир Сарпашев
В ролях – Артыкпай Суюндуков (Спонсор), Калипа Усенова (Айжан), Роза Абдуллаева (Мария), Дария Хусеинова (Мать)

дайыма эле ушинтип уруша бересиз

_________________________________________

Алла Борисовна Босарт
Кино вопреки
«Киношок» — территория нового кинопространства

Наконец, конкурсная «Страсть» Темира Бирназарова. Молоденькая девушка оказывается дочерью своего богатого любовника (в прошлом — любовника ее матери). Альмодовар отдыхает. «Хомо Фабер» в кыргызском исполнении, видимо, потряс жюри настолько, что фильму дали спецприз «За смелость гражданской и эстетической позиции в кино».

_________________________________________

"Коммерсантъ" - фильм "Страсть"
Из Анапы — ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА

Бишкек на Гудзоне

Киргизия сейчас переживает особенный подъем кинопроизводства, по мнению организаторов "Киношока", на котором можно будет увидеть и специальную программу "В фокусе — Кыргызстан", и патриотический фильм "Кыргызстан, я люблю тебя" в программе альманахов Omnibus. Уже в первый день фестиваля два киргизских фильма продемонстрировали, что у тамошних кинематографистов все нормально как с телевизионным кино для домохозяек (каким является "Салам, Нью-Йорк"), так и с авторским кинематографом для любителей тонкого, а то и чрезмерно утонченного минимализма (продемонстрированного в "Страсти")...

Предельная простота, хотя и немного другого рода, отличает и такой образчик киргизского артхауса, как "Страсть" Темира Бирназарова, снятая абсолютно неподвижной и, вопреки названию, совершенно бесстрастной камерой. Такое же обманчивое впечатление бесстрастного биоробота может произвести и главный герой картины — обладающий типичной невыразительной чиновничьей внешностью министр культуры, испытывающий страсть к 18-летней девушке, которая годится ему в дочери, и в финале этот расхожий речевой оборот приобретает буквальный инцестуозный смысл. Это открывшееся новое обстоятельство, впрочем, никак не меняет спокойное течение картины, визуально в основном состоящей из статичных планов двух людей, сидящих за столом или тихо лежащих на кровати и обменивающихся почти бессодержательными репликами: то герой ест суп с молодой любовницей, то пьет чай со старой женой, то юная героиня словно в каком-то оцепенении вытягивается под простыней рядом с парнем, которого она сняла на дискотеке только для того, чтобы окончательно убедиться, что старенький министр гораздо лучше, то мать забеременевшей девушки приходит в кабинет к чиновнику и просит материально помочь их общей дочери — но узнает ли герой, что сожительствует с собственной дочкой, остается так и не выясненным в этой лаконичной картине, напоминающей своей скрытой за примитивизмом хитростью классику японского кинематографа, в частности фильмы Ясудзиро Одзу...

_________________________________________

Талип Ибраимов
Кинодраматург, писатель, сценарист

«Кумар» - это один из выдающихся фильмов в кыргызском кинематографе за последнее время. Ожидаемо, что некоторые кинодеятели оценивают этот фильм критично по старым меркам, и не смогли уловить ее глубокую суть. Но Темир Бирназаров без кыргызбайских истеричных надрывов представил качественно сделанную картину, произведение киноискусства. Это реальное достижение. Не зря на фестивалях его отмечают. Фильм «Страсть» - сложная психологическая драма, которую автор продемонстрировал языком кино, игнорируя стереотипы о привлекательности и внешние стимуляторы интереса.

Бирназаров, в отличие от других отечественных режиссеров, заметно растет. Виден поиск новый формы. Эксперимент удался. Автор сумел выдержать до конца стиль картины в интеллектуальной манере. Можно сказать, что Темир снял фильм приближенный к европейскому уровню. Имеется несколько просто блестящих кадров! Немногословно, лаконично, на подтекстах он падал очень сложную тему. Чувствуется, что скупая подача продумана, ничего открытым текстом не говорится. Это заставляет зрителя думать и домысливать. Вначале кажется, что на экране события развиваются слишком медленно. Режиссер не стал угождать публике, не стал показывать интимные сцены открыто, зато потом втягиваешься и переживаешь за героев.

_________________________________________

Гульбара Толомушова
СПРЯТАННАЯ ЖИЗНЬ

Темир Бирназаров завершил работу над своим новым фильмом «Страсть». Это история людей, которые не имеют намерений выставлять свою жизнь напоказ. Поэтому действие в большей части картины происходит в полумраке. Интерьеры лишены естественного освещения: окна плотно занавешены. Восемьдесят процентов ленты снято общими планами, в ней нет ни одной панорамы. Все мизанкадры статичны и длинны.

Герои живут в пределах жестких тисков определенных рамок. Они ведут тайную жизнь, скрытую от посторонних глаз. Нам показывают спрятанную жизнь прячущихся людей. А мы, зрители, являемся наблюдателями-экспертами этой жизни. Режиссер словно предоставляет нам возможность (или право) понаблюдать за героями, предлагая не совсем привычный формат подачи материала. Автор полагает, что эксперты, складывая в уме все нюансы имеющейся в наличии общей картины ситуации, смогут вынести точное заключение.

Темир Бирназаров применяет эффект дифференцированного «театрального пространства» с действом (на экране) и экспертами-наблюдателями (в зрительном зале). Действо уже снято, а зрители имеются в виду. Для сравнения вспомним, что в его же «Неизвестном маршруте» (Route of Hope, 2008) априори зрители-эксперты внедрялись в пространство автобуса, который являлся игровой площадкой открытого типа.

Содержательная часть «Спонсора» складывалась не сразу. Первоначальный замысел («Вечная невеста») претерпел значительные изменения в связи быстроменяющимися обстоятельствами в Кыргызстане. «Вечная невеста» была бы актуальна в 2009, когда автор написал ее. (Тема «…невесты»: безответственность родителей в отношениях с детьми приводит к необратимым последствиям.) Ныне режиссеру нужен был другой контент. Бирназаров понимал это, и продолжал отслеживать ситуацию, постоянно сканируя действительность, определяя болевые точки, чтобы, наконец, мастерски вскрыть язвы социума на срезе.

Первое появление Сагына, главного героя фильма, позиционирует его в качестве отличного домохозяина новенькой элитной квартиры. Вот он кладет продукты в холодильник, прибирается в спальне, повязывает фартук и начинает готовить ужин. Сагын все делает тщательно, аккуратно, словно ждет прихода дорогого гостя. Это - седой, но моложавый и подтянутый мужчина, весьма приятной наружности с внешностью профессора. В интродукции нет ни одного крупного плана героя, поэтому хочется поскорей узнать, кто же он и кого ждет?

Ответ на вопрос поступает в следующем эпизоде, который снят на натуре. Две девушки сидят и беседуют на скамейке. Одна из них говорит, что ее выбрали из множества претенденток, желающих поработать в Корее: «Теперь мне нужно найти 1000 долларов на дорогу! Спроси у своего спонсора».

Итак, понятно. Сагын имеет тайные, скрытые от всех посторонних глаз, отношения с юной прелестницей.

Когда я спросила режиссера: «Ваш герой – олигарх?» - то услышала в ответ: «Государственный чиновник. В нашей стране – чиновники – самые богатые люди. В недавнем прошлом, цена подписи одного из них доходила до 100.000 долларов. А чтобы просто попасть на прием к нему, нужно было заплатить 10.000 долларов».

В кыргызской прессе неоднократно появляются острые публикации на тему «Престижа госслужбы». Вот фрагмент одной такой статьи:

«…Это не преувеличение - среди кыргызских чиновников встречаются очень богатые люди. И что самое удивительное - среди чиновников, ни дня не занимавшихся бизнесом - по крайней мере, легальным...» («Дело №», 21.02.2013).

В роли Сагына снялся известный кыргызский кинорежиссер Артык Суюндуков. Этот выбор не случаен. В фильме «Влюбленный вор» (реж. Эрнест Абдыжапаров, 2010) Суюндуков также сыграл коррумпированного чиновника, которого все «за глаза» звали «Господин 10%», ибо за каждую поступающую в страну инвестицию, он отстегивал в собственный карман 10% от общей суммы.

Артык Суюндуков снимался в кино и впору своей кинематографической юности. Он обладает редкой для актерского цеха Кыргызстана харизмой стильного интеллигента, идущего в ногу со временем. Режиссерское «я» актера Суюндукова держит эмоции под контролем, позволяя ему мастерски перевоплощаться внутренне, практически не меняясь внешне. Образ Сагына демонстрирует «на срезе» скрытую от общества, не афишируемую частную жизнь недавно народившейся «национальной элиты».

Темир Бирназаров в том разговоре также заметил: «От людей с благообразной внешностью никогда не ждешь грязных поступков».

А тем временем Сагын и юная девушка (Айжан) ужинают. Мы уже знаем, что именно их связывает друг с другом. Хотя со стороны кажется, что они, если не дед с внучкой, то отец с дочерью. Контент их разговора завязан на учебе, образовании, просвещении. Сагын пытается внушить девушке, что она должна хорошо учиться, быть передовой студенткой. Но Айжан не желает напрягаться. На вопрос о зачетах, она отвечает: «Деньги просят». – «Дай, и зачет будет сдан», учит ее Сагын, и вновь вопрошает: «На курсы английского записалась?» - «Дорого». – «Я же говорил – запишись». Айжан тут же просит отпустить ее завтра в село к матери, поздравить с днем рождения. Мужчина разрешает, и дает ей книгу: «Возьми, почитай, очень хорошая книга!».

Немереное количество денег позволяет Сагыну чувствовать себя хозяином жизни: попросил сын полмиллиона на оплату аренды дома в престижном районе Лондона – пожалуйста! Щедр спонсор не только в отношении содержанки Айжан, но и законной супруги Марии. Не в деньгах счастье гласит старая истина. Мария привыкла страдать с достоинством, без истерик. Что же ей еще остается делать? Жена Сагына элементарно не способна сама себя обеспечивать, ее удел терпеть систематические загулы мужа.

С Айжан не все так просто. Эта девушка с глазами рыси – отличный психолог. Ей удалось влюбить в себя Сагына, который пока еще это не осознает, но в критический момент, когда девушка бросит его, он начнет себя вести совершенно не адекватно. Очевидно, мужчина искренне к ней привязался. А страстями надо уметь управлять!

Сцена ухода Айжан одна из лучших сцен фильма.

Сагын сидит молча. Из ванной выходит Айжан. Тоже молчит. Сагын спрашивает: «Тот парень - кто?» Впервые нам показывают средний план Сагына. Мы всматриваемся в его лицо. Хотелось бы уже увидеть крупный план героя. Но режиссер пока не предоставляет нам такую возможность. Айжан начинает быстро собирать вещи. Сагын все это время сидит молча, опустив голову.

Айжан уходит. Сагын еще долго сидит, опустив голову. Он в шоке. Снимает очки. Поднимает голову. Он потрясен. Идет к окну. Ему хочется вдохнуть свежего воздуха. Открывает окно. Впервые в пространство Сагына вливается струя свежего ночного воздуха. Штора порывисто колышется, кажется, что в такт биению сердца героя. Впервые в пространстве фильма ритмичное движение, напоминающее волну. Антониониевский план!

Брошенный мужчина садится на пуфик, который расположен близко к окну. Сагын, потрясенный выходкой своей девушки-содержанки, за любовные ласки которой он очень дорого платил, медленно ложится на пуфик, ибо у него нет сил, чтобы сидеть. Кажется, что у нет сил, чтобы продолжать жить. Цинизм девушки сломал его.

Действительно девушка-рысь не так проста, какой сначала казалась Сагыну. Мать так и не смогла найти подход к дочери. Айжан в общении с ней скрытна, хотя и подкидывает немалые суммы денег. Мать берет и никогда не спрашивает об источнике их происхождения. Спонсор содержит целую армию халявщиков, которые привыкли получать дармовые деньги на чай-пай.

Пока Айжан весело проводит время с первым встречным парнем, Сагын – весь разбитый, глубоко уязвленный, просит прощения у жены. Этот сцену режиссер также решает нетрадиционно. Сагын все время сидит спиной к зрителям. Суюндуков играет страдание ни разу, не повернувшись к нам лицом. В какой-то момент он начинает плакать. Нагибает голову вниз и плачет навзрыд, не в силах остановиться.

Тем временем девушка-рысь наслаждается общением со своим новым избранником. Однако быстрое взаимопроникновение друг в друга принесло им разочарование. Айжан возвращается к Сагыну. На радостях мужчина посещает парикмахерский салон. Именно здесь впервые мы видим лицо Сагына крупным планом. Пока парикмахер укладывает ему волосы, мы можем хорошо разглядеть лицо этого человека.

Это красивый, рафинированный, седой мужчина, с правильными чертами лица, без единой морщинки.

Это – слабый, безнравственный и убогий человек, который не способен управлять своими страстями, ибо в минуты душевного кризиса он признается жене: «Меня к ней (Айжан – Г.Т.) тянет так, что не могу ничего с собой поделать!»

Это – мелкий, ничтожный человек, который ставил перед собой никчемную цель: любыми путями прорваться на государственную службу, чтобы ничего не делая, стать сказочно богатым. Низменная цель достигнута, Коррупционными деньгами покупаются ласки юных дев, приобретается движимое и недвижимое имущество, то есть удовлетворяются собственные прихоти.

Такая узкая канализация денежных потоков загоняет спонсора в тупик…

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×