Добавить свою статью
24 Января 2014
Граница: что дальше?

В Кыргызстане в 2013 году зафиксировано 34 пограничных инцидента. Из них, 19 конфликтов произошло на кыргызско-таджикской границе, а на границе с Узбекистаном – 15. В 2012 году произошло 44 столкновения, из них 3 – на кыргызско-казахской, 23 – на кыргызско-узбекской и 18 на кыргызско-таджикской границе.

Однако наиболее резонансным инцидентом является перестрелка между пограничниками Кыргызстана и Таджикистана произошедшая 11 января 2014 года. В тоже время, эмоциональный характер разных комментариев и заявлений грозит перевести имеющиеся пограничные проблемы в разряд новостного шума.

Складывается впечатление, что имеющиеся проблемы можно решить нагнетанием словесной истерии по принципу «кто громче крикнет, тот и прав». На самом деле их решение лежит в уважении достигнутых договоренностей и законов, как это происходит между Кыргызстаном и Китаем по факту убийства преступной группой, предположительно пришедший из Китая гражданина Кыргызстана и оказавшей вооруженное сопротивление кыргызстанскому пограннаряду 23 января 2014 года.

Возможно, что сегодня переговоры по делимитации и демаркации линии госграницы с Таджикистаном и Узбекистаном относятся к разряду благих пожеланий, но вести их надо.

Переговоры переговорами, но наряду со строительством новых застав, увеличением штатной численности, повышением окладов пограничников, следует усилить аналитическое и разведывательное подразделения в структуре Государственной пограничной службы КР (ГПС).

Коллеги кыргызстанских пограничников из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана служат в структуре службы национальной безопасности своей страны и регулярно получают аналитическую, разведывательную и иную информацию от них. В Кыргызстане ГПС была выделена из состава ГКНБ КР в сентябре 2012 года. Специфика обоих ведомств не предполагает наличия одинакового интереса к одной и той же информации.

Отслеживание ситуации на границах между соседями Кыргызстана даст пограничному ведомству страны возможность моделировать возможное поведение пограничников сопредельных стран на границе с Кыргызстаном и разработать сценарии и протоколы реагирования на них.

Также для прогнозирования ситуации вдоль линии государственной границы полезно проводить оперативные и разведывательные мероприятия в приграничной полосе.

В качестве иллюстрации необходимости укрепления подобных подразделений можно привести события на таджикско-узбекской границе. Действия таджикских пограничников, схожие с их действиями 11 января 2014 года на кыргызско-таджикской границе были отмечены на таджикско-узбекской границе.

Еще в сентябре 2012 года Комитет по охране государственной границы Службы национальной безопасности Республики Узбекистан (КОГГ СНБ РУз) в своем пресс-релизе отмечал, что агрессивное поведение пограничников Таджикистана становится системным и преднамеренным.

Так в сентябре 2012 года порядка 10 таджикских пограничников перешли согласованную на уровне глав государств и парламентов двух стран межгосударственным договором линию узбекско – таджикской государственной границы, углубились на 800 метров вглубь узбекской территории и обстреляли пограничный наряд Узбекистана вблизи населенного пункта Чилламазор в Джизакской области. После применения оружия таджикские пограничники отошли на свою территорию и заняли огневые позиции. Один узбекский пограничник был тяжело ранен.

При этом, согласно заявлению КОГГ СНБ РУз начальник Истаравшанского ПОГО полковник А.Мирзоев во время встречи пограничных представителей двух стран, «…проявил свою неосведомленность о межгосударственном договоре и заявил, что «данная территория принадлежит Таджикистану»».

Также, 13 ноября 2011 года в районе г.Бекабад Ташкентской области, при содействии контрабандистам в провозе наркотиков из Таджикистана в Узбекистан таджикскими пограничниками было совершено вооруженное нападение на узбекский пограннаряд. В результате тяжело ранен узбекский пограничник.

Официальный Душанбе воздержался от ответов на вопросы Ташкента.

Здесь уместно заметить, что анклав Ворух является идеальным естественным местом складирования контрабанды. Официальный Душанбе далеко, а кыргызстанцы не могут войти в него, как например, было при избиении жителями Воруха кыргызстанских дорожных строителей с последующим угоном их двух «Камазов» в Таджикистан.

Вышеперечисленные происшествия показывают, что действия пограничников Таджикистана и жителей Воруха можно было предугадать и внести корректировки в уставы и наставления.

В завершение следует отдать должное пограничникам Кыргызстана. Обзор обменов заявлениями в 2012-14 гг. после конфликтов показал, что они выступали и выступают как представители состоявшегося и ответственного государства, приверженного концепции мирного сосуществования с сопредельными странами.

Кыргызстан готов к конструктивным переговорам. Кто следующий?

Шерадил Бактыгулов, эксперт по госуправлению

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

26-01-2024
Три года президентства Садыра Жапарова
6347

30-11-2023
Народный Курултай – это одна из форм выражения народного суверенитета
1837

25-01-2023
О современных кыргызско-узбекских отношениях
2500

28-01-2022
Ставки агрессии Таджикистана
17043

24-12-2021
Новый Налоговой кодекс КР – рабочий инструмент, а не «пугалка»
3866

16-12-2021
Госприем в честь 30-летия независимости Кыргызстана стал знаковым событием
3410

28-11-2021
Это выборы, на которых есть выбор
2734

04-05-2021
Подготовка к конфликту шла более месяца, но было сложно представить, что соседи забудут обещания о дружбе
4802

12-02-2021
Будет ли уголовное дело на членов Конституционного совещания?
1723

11-12-2020
Новая Конституция КР – стало еще хуже
6862

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×