Самый короткий путь тот,
который знаешь (пословица)
Нашей стране необходима долгосрочная стратегия развития, которая бы опиралась на объективные потребности Кыргызстана сегодня и учитывала задачи, которые возникнут перед нами в будущем. У нас много нерешенных проблем, особенно в экономике и социальной сфере, однако, нет видения того как их решать. Зачастую и проблемы то наши не сформулированы достаточно четко, так что мы и сами не очень хорошо представляем, с чем и как бороться. Нам необходимо согласовать в общественном сознании ясные цели в форме долгосрочной стратегии, чтобы было понятно куда идти. Стратегия эта должна также расставить приоритеты, делегировать ответственность и, конечно же, подвести некоторую идеологическую основу под государственную политику.
В соседних с нами странах подобные программные стратегии уже давно разработаны и реализовываются на практике. Первая программа развития Казахстана до 2030 года, была озвучена президентом этой страны еще в 1997 году. Она сформулировала базовые принципы развития страны, определив единую общенациональную цель – войти в группу 30 самых развитых стран мира. На сегодняшний день этот документ продолжает оставаться основным ориентиром, куда в соответствие с велением времени, вносятся необходимые коррективы. Недавно Казахстан озвучил обновленную версию этой программы, названную Казахстанский путь-2050: Единая цель единые интересы, единое будущее. Это программный документ, который ставит цели развития на следующие 35 лет, и определят пути их достижения. Эта амбициозная программа, которая ставит целью достижения уровня экономического роста на уровне не ниже 4 процента ежегодно и увеличение показателя объема ВВП на душу населения в 4.5 раза, с нынешних 13 тысяч долларов до 60 тысяч. Стратегия охватывает все сферы жизни, включая образование, культуру и здравоохранение и ставит такие цели, как например увеличение средней продолжительности в стране до 80 лет.
Примечательно, что данное видение не просто декларирует цели, а планирует разработку конкретных планов действий по их реализации, которые будут разбиты на пятилетки. Таким образом, до 2050 г. сейчас остается 7 пятилеток, каждая из которых делает упор на какие-то секторы экономики и социальной сферы. Так в течение «первой» пятилетки планируется создание автомобиле- и авиа- строения, производства тепловозов и развитие современного железнодорожного транспорта и т.д.
Кыргызстан также когда-то, не без подачи мировых финансовых институтов, разрабатывал долгосрочную программу развития. Она называлась Комплексная основа развития до 2010 г.
Сегодня по многим актуальным и важным вопросам у нас в обществе наблюдается раскол во мнениях. Даже среди членов правительства нет единого мнения, например, о необходимости вступления в Таможенный союз, не говоря уже о парламенте, где традиционно набор мнений по всем вопросам чрезвычайно полярен, а накал дискуссий по ним зашкаливающе высок. Происходит это во многом потому, что мы не имеем ясных целей и не знаем точно, куда идти.
Лирическое отступление - Мечта:
Эх, нам бы разработать национальное видение, причем на экспертном уровне, да с конкретными цифрами и временными показателями их достижения, возможно с привлечением международных экономистов. Сделать бы в этом видении упор на наши традиционные секторы, как энергетика, сельское хозяйство и современный агропромышленный комплекс, переработку, туризм, золотодобычу, геологию и другие. Эх, был бы это еще не только экономический план, но и всеобъемлющее стратегическое видение, отвечающее на все вызовы, которые стоят перед нами и в области межэтнического и религиозного согласия, и национальной безопасности в условиях существующих внутренних и внешних угроз. Предусматривал бы он еще эффективные меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом, сепаратизмом, а в международных делах -решение основополагающих вопросов пограничного размежевания с соседними государствами и выстраивания отношений с ними на основе добрососедства и сотрудничества. Эх…
Возвращаясь к реальности, хотелось бы привести одну цитату, которая кажется, дает хороший ответ на вопрос, о том, зачем странам нужны долгосрочные программы развития: «Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия».
Ильяс Бекболотов