Добавить свою статью
3 Февраля 2014
Кыргызстан - страна религиозных конфессий
Данная статья была подготовлена еще два-три года назад, но, к сожалению, не была опубликована своевременно. Мне кажется проблема, поднятая в данной статье, не потеряла своей актуальности и сегодня. Поэтому в преддверии, когда Совет безопасности нашей страны в начале февраля рассмотрит вопросы религиозной ситуации, думаю, публикация в СМИ данной статьи не будет лишней.

Научной сфере нынешних дней, как и общественно-политической жизни стран СНГ, по нашему мнению, часто стали свойственны крайности. Зачастую, в рассмотрении отдельных проблем, фактов общественных наук преобладает субъективность. Оценки даются неточно, поверхностно, исходя из сиюминутных интересов, которые часто затеняют взгляды как других ученых и читателей собственной страны, так и своих коллег за рубежом. Следовательно, подобные авторы с недостоверными сведениями вводят в заблуждение и специалистов, и широкие массы населения. Последние временами получают через СМИ не совсем точную или некорректную информацию, что уводит их в сторону от сути происходящего. Полагаем, что подобные явления - это результат поверхностного знания авторами той или иной проблемы. В другом случае, это оторванность политической элиты, общественно-политических лидеров от народа, их нежелание решать повседневные заботы и чаяния простых людей. Такое положение можно наблюдать и в Кыргызской Республике.

Дело в том, что в последнее время многие стали писать и размышлять на тему религиозной ситуации, религиозных конфессий в нашей стране. Причем, пишут часто однобоко, тенденциозно, иногда крайне недоброжелательно. Такое отношение можно понять, когда речь идет о конфессиях экстремистского, фундаменталистского и террористического толка. Но даже в этом случае находятся люди, пытающиеся не только защитить, но и оправдать их деятельность, показать их положительные стороны, апеллируя к свободе слова и вероисповедания.

Сегодня на первый план выходят конкретные вопросы: когда и как появились, какого состояния достигли религиозные конфессии в независимом Кыргызстане? Можно ли установить их количество и основные направления деятельности? Является ли Кыргызстан страной религиозных конфессий? Каковы их состояние и перспективы?

Данная статья предполагает серьезно разобраться с настоящим положением дел в религиозной жизни Кыргызстана, проанализировать деятельность и состояние религиозных конфессий республики и их перспективы. Для этого необходимо совершить маленький экскурс в историческое прошлое Кыргызстана. Известно, что Кыргызстан как часть Ферганской долины (где расположена южная часть республики) - это один из редких регионов мира, где сохранились пласты различных культур и цивилизаций с древнейших времен до сегодняшнего дня. По территории страны проходил Великий Шелковый путь, что давало возможность обмениваться не только политическими, социально-экономическими, торгово-материальными, но и культурными ценностями различных цивилизаций, стран и народов. Здесь на протяжении многих веков тесно переплетались интересы и культуры таких крупных этносов как персы, китайцы, тюрки, монголы, кыргызы, русские и другие. Здесь мирно сосуществовали, а временами жестко противостояли друг другу четыре мировых религии: зороастризм, буддизм, христианство и ислам.

Кыргызстан, как раньше, так и ныне является одной из густонаселенных, мультиэтнических стран мира. Наиболее крупными этническими объединениями здесь были и остаются кыргызы, узбеки, русские, украинцы, татары, уйгуры, дунгане, казахи. Помимо них в республике представлены еще около 80 различных этнических групп и общностей. Большинство из них мусульманского вероисповедания. История этих народов испокон веков тесно взаимосвязана, что обусловлено территориально-региональной общностью, экономическими и культурными связями, схожим образом жизни. Более того, история свидетельствует, что часто несколько этнических общностей оказывались под властью одного государства или наоборот одна этническая общность в составе нескольких государств.

Ислам, как и в общественно-политической, культурной и духовной жизни многих народов, стран средних веков, нового и новейшего периода играл значительную роль и на территории Кыргызстана. Следует напомнить, что ислам - самая молодая и вторая по количеству приверженцев мировая конфессия. В общественную жизнь Кыргызстана, как и в других регионах мусульманского мира, ислам вошел как своеобразный синтез религии, политических и правовых норм, нравственно-моральных, бытовых предписаний. Не секрет, что для многих истинных мусульман ислам – и вера, и образ жизни. Более того, история свидетельствуют, что многие государства на территории Кыргызстана в прошлом ислам объявляли государственной религией.

Особое отношение не только к исламу, но другим религиозным конфессиям сложились в годы советской власти. Ряд историко-политических фактов свидетельствуют об ограниченности деятельности религиозных конфессий периода социализма. В годы советской власти и диктатуры коммунистической партии деятельность религиозных конфессий была строго ограничена, фактически запрещена. Велась целенаправленная работа по отношению к ним:

  • партия большевиков проводила последовательную политику деисламизации кыргызского общества, что делалось и в других республиках Средней Азии. Она проводилась посредством запрета всех традиционных религиозно-культовых мероприятий, повального «красного террора» по отношению к духовным лидерам, религиозным деятелям и богословам, гонений и арестов квалифицированных представителей мусульманского духовенства, повсеместного закрытия, ликвидации многих мечетей, окончательной и бесповоротной ликвидации духовных учебных заведений, отмены всех шариатских судов, смены алфавита и даже письменности;
  • из года в год усиливался воинственный атеизм, со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • до 1990 г. население Кыргызстана веровало в основном по двум религиозным конфессиям – суннитскому исламу и православному христианству. Кроме них были течения христианства - Свидетели Иеговы и католики, которые зарегистрированы органами государственной власти в 1956 г. и 1969 г., соответственно;
  • к моменту приобретения независимости в республике официально действовали всего 25 храмов и приходов Русской православной церкви (РПЦ) и 39 соборных мечетей ислама;
  • не было ни одного религиозного учебного заведения. В зарубежных религиозных учебных заведениях обучались только единицы, и то под пристальным присмотром соответствующих органов;
  • из-за отсутствия массового доступа к религиозному образованию, многие верующие обучались в единичных религиозных учебных заведениях - в Бухарском медресе «Мир-и Араб», деятельность которого была возобновлена в 1948 г., Ташкентском исламском институте имени Имама аль-Бухари, который был образован в 1969 г. и функционирует с октября 1971 г., а также в нелегальных исламских школах – худжрах на территории соседнего Узбекистана и Таджикистана;
  • наряду с полуофициальными и неофициальными религиозными структурами существовали, действовали неформальные имамы - религиозные лидеры. В последствии именно они стали неформальными авторитетами, которые проводили религиозные церемонии, проповеди на нейтральные темы, преподавали теологические дисциплины;
  • на территории республики не было и не издавалось религиозных периодических изданий и литературы;
  • благодаря возведению атеизма в ранг государственной политики, завоз религиозной литературы из-за рубежа был строго запрещен;
  • очень ограниченное число людей в редких случаях могло совершить паломничество по святым местам мировых религий;
  • посещение иностранных подданных по вопросам религиозных конфессий фактически было невозможным, а точнее запрещенным;
  • фактически было запрещено проведение религиозных обрядов и праздников;
  • государственные органы зорко следили и требовали неукоснительного выполнения устоев коммунистического атеизма и отхода от традиционных канонов ислама не только от государственных чиновников, интеллигенции, но и от рядовых тружеников. Почти все граждане в годы советской власти исполняли свой мусульманский долг тайно, нелегально;
  • последствия деисламизации общества привели не только к забвению веры людей, но и преданию забвению многих элементов собственной национальной культуры, традиций, многих обычаев, непосредственно связанных, так или иначе, с исламом. В результате всех этих мероприятий влияние религии на общественно-политическую жизнь народов Кыргызстана свелось к нулю. Казалось, что политика деисламизации советского общества достигла цели. К середине и во второй половине ХХ века многим представлялось, что вопрос относительно ислама и других религиозных конфессий в эпоху советов решен раз и навсегда. Отсюда и ограниченность в религиозных конфессиях. Да и мысли, чаяния людей тогда были заняты совершенно другими заботами.

И вот с приобретением независимости республики, с пробуждением национального самосознания людей появилась и свобода вероисповеданий в открытом виде. Во многом обеспечение новых реальных условий демократизации общества, создание прочной основы свободы совести, согласно нормам прав человека, в первые годы независимости способствовали полноценному развитию религий и религиозных конфессий в республике. Практически только в 90-е годы ХХ века резко и существенно изменилась сама структура конфессиального пространства Кыргызстана. Как-то неожиданно, но прочно вошел в общественную жизнь кыргызстанцев ряд доселе неизвестных конфессий, во многом чуждого для местного населения.

В последние пятнадцать-двадцать лет суверенитета республики, с возникновением ряда религиозных течений, возникла в некоторой степени угроза самому исламу. Страна становится многоконфессиальной. Дело в том, что наблюдается отход определенного количества мусульман от ислама, причем не только молодежи, но и вполне зрелых людей. В чем причина отхода от веры отцов и дедов? Почему люди, чьи предки веками веровали в ислам, вдруг стали уходить из ислама?

Это связано с тем, что кардинальные изменения в общественно-политической и культурной жизни республик бывшего СССР внесли весомый вклад и в конфессиальные структуры стран. Парад суверенитетов, приобретение независимости, политические свободы в республиках, создавали необходимые условия и для смены религиозной ситуации. Свобода вероисповедания граждан привело и к неограниченной свободе веры. В результате чего на территории Кыргызстана появились очень много религиозных течений, учений, общин, и даже религиозные партии экстремистского и террористического толка. В течение короткого времени конца ХХ века в некогда тихой духовной жизни народов Кыргызстана сразу появился ряд неведомых доселе религиозных течений, которые повели активную борьбу за духовную жизнь людей. Так, за период независимости Кыргызская Республика стала многоконфессиальной страной. На сегодняшний день на территории Кыргызстана насчитывается более 30 религиозных конфессий1:

  1. Суннитский ислам;
  2. Православное христианство (Русская православная церковь);
  3. Храм покрова Божьей матери (сторонники старого православия);
  4. Евангельская церковь христиан-баптистов;
  5. Христиане Адвентисты седьмого дня;
  6. Христиане пятидесятники (представлены в двух ветвях «Союз церквей христиан Веры Евангельской и религиозное объединение «Кудай жамааты»);
  7. Евангелистско-лютеранская община;
  8. Евангело-христианские церкви;
  9. Евангельско-христианская пресвитерианская церковь;
  10. Религиозный центр «Свидетели Иеговы»;
  11. Христианская церковь полного Евангелия («Сун Богом»);
  12. Христиане Новоапостольцы (община);
  13. Поместная церковь Иисуса Христа;
  14. Союз церквей христиан Веры Евангельской;
  15. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней;
  16. Лютеране;
  17. Сайентологическая церковь;
  18. Лютеранская церковь «Конкордия»;
  19. Община бахаи;
  20. Общины католиков;
  21. Общины протестантов;
  22. Буддийская община;
  23. Иудейская община;
  24. Мессианская еврейская община «Бейт Ешуа»;
  25. Община русской православной церкви (не относящаяся к РПЦ);
  26. Община древнеправославных Христиан-поморцев (староверов-поморцев, не относящихся к РПЦ);
  27. Неденоминированные религиозные организации протестантского направления (представлены 13 церквями);
  28. Универсальная церковь (деятельность которой на сегодняшний день приостановлена);
  29. Ахмадийское общество мусульман и др.

Кроме вышеуказанных на территории Кыргызстана нелегально действует и ряд религиозных организаций и отдельных ячеек религиозно-экстремистских партий. Следуют отметить, что экстремизм и незаконность их действий определяли Верховный суд Кыргызской Республики, Духовное управления мусульман Кыргызстана и Узбекистана и силовые структуры двух республик. В их числе2:

  1. Хизб ут-Тахрир аль Ислами («Исламская партия освобождения», в Кыргызстане появилась в середине 90-х годов ХХ в.);
  2. Группа «Акромия» (откололась от партии Хизб ут-Тахрир в 1997 г.);
  3. Группа «Хизб ан Нусра» («Партия победы», откололась от партии Хизб ут-Тахрир в 1999 г.);
  4. Вахабиты (ортодоксальные мусульмане);
  5. Фалунгунь;
  6. Церковь объединения Сен Мен Муна;
  7. Белое братство;
  8. Синий лотос;
  9. Сатанизм;
  10. Учения культа Шри Чинмоя;
  11. Международное общество сознания Кришны;
  12. Школа менеджмента Махариши.

Только на юге Кыргызстана, на территории Ошской области действуют и ведут свою агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения, в т.ч. молодежи, верующего в ислам, одновременно около 20 конфессиональных течений3: Храм Аристратига Божий Михаила (Русская православная церковь); Храм покрова Божей матери (сторонники старого православия); Евангельская церковь христиан-баптистов; Поместная церковь Адвентистов 7-го дня; Церковь огонь Божий (5-й десятники); Евангельско-лютеранское община; Евангело-христианская церковь Слово бога; Евангельско-христианская церковь «Ынтымак»; Евангельско-христианская церковь «Умут жыйыны»; Христианский церковь полного Евангелия («Сун Богом»); Поместная церковь Иисуса Христа; Община Бахаи; Ахмадийское общество мусульман и др. Это только те религиозные течения, которые прошли регистрацию в Ошском областном отделе Государственной комиссии по делам религии при правительстве Кыргызской Республики. В числе указанных только в первых двух течениях нет представителей коренного населения.

Во всех остальных большинство прихожан составляет молодежь, люди среднего и пожилого возраста. Примечательно, что они ранее веровали в ислам. В чем истинная причина смены вероисповедания? Нет никакого сомнения в том, что их количество в дальнейшем будет увеличиваться, если власти не предпримут соответствующих мер. На территории вышеуказанной области в 4-5 конфессиях богослужения ведутся на кыргызском языке.

Для традиционного общества Кыргызстана такие явления нетипичны. Реальное обеспечение государством прав человека, включая право на вероисповедание и религиозное убеждение, создало условия для развития многоконфессиальности в обществе и возникновения ряда новых, нетрадиционных и чуждых для населения Кыргызстана религий и религиозных течений разных мастей. Тем не менее, необходимо отметить, что многоконфессиальное пространство Кыргызской Республики за столь короткий срок сформировалось за счет следующих факторов: первый, новые возможности независимого Кыргызстана - демократизация общества и обеспечение реальных прав и свобод людей, обеспечение всех норм прав человека, в том числе и на вероисповедание. Второй, легализация ряда религиозных конфессий, ранее не получивших официального признания, более того, преследуемых органами государственной власти. Третий, это результат интеграционных процессов, благодаря которому на территорию Кыргызстана проникли ряд новых, ранее нам неизвестных религиозных конфессий. Четвертый, представленные свободы в области религии дали толчок и во многом способствовали формированию и развитию многоконфессиального пространства Кыргызстана. Все это создало благоприятную почву для возникновения, создания и развития в республике многочисленных конфессий.

Вышеприведенные аргументы дают нам право утверждать, что Кыргызстан сегодня – это многоконфессиальная страна. Разумеется, большинство конфессий в своей деятельности придерживается принципа мирного сосуществования. Однако не все стремятся к этому. Есть и такие, которые в борьбе за умы людей все чаще используют недопустимые, нелегальные методы и пути привлечения новых сторонников.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее активной и влиятельной является исламская конфессия. Согласно данным Государственной комиссии по делам религии в Кыргызской Республике, только за первые 15 лет независимости страны, насчитывалось более 1600 мечетей, из них зарегистрировано 1295 мечетей, причем 1020 на юге страны. Однако, по некоторым неофициальным источникам, только на юге Кыргызстана их насчитывался более двух тысяч зарегистрированных и незарегистрированных мечетей. За период независимости в республике стали действовать 9 благотворительных фондов и обществ, 8 мусульманских высших учебных заведений, 41 медресе, 1 детский приют, 2 редакции газет4.

Немало усилий в активизацию ислама в Кыргызстане внесли международные исламские фонды и центры. В настоящее время в стране функционируют 22 фонда и международных исламских организаций. Появилось много миссионеров из Египта, Турции, Алжира, Иордании, Саудовской Аравии, Пакистана, Ирака и других стран. Ныне активно работают 3 миссии зарубежных конфессий ислама: «Национальная миссия всемирной ахмадийской мусульманской общины», представительство «Аль вакф аль Ислами» и «Международная исламская организация «Спасение».

Благодаря зарубежным миссионерам, более 600 молодых кыргызстанцев обучаются и получают религиозное образование за рубежом. Причем большинство из них обучались и обучаются в Египетском университете «Аль Азхар», далее в Турции, Пакистане, Сирии. Надо отметить, что с 1991 по 2005 гг. около 20 тысяч граждан Кыргызстана совершили паломничество по святым местам мусульман – в Мекку и Медину. Если учесть, что до 1990 г. всего этого не было вообще, то вышеприведенные данные свидетельствуют об очень активной позиции исламской конфессии.

Не меньший интерес представляет состояние и количество других религиозных конфессий. Их организации, объекты, молельные дома, филиалы, фонды, центры, учебные заведения. Проследить все это можно в следующей таблице5:

140203relig

Как видно из вышеприведенной таблицы, многие конфессии нетрадиционны для Кыргызстана, и, казалось бы, население Кыргызстана не воспримет их. Однако именно новые религиозные течения с каждым годом набирают силу, находят своих сторонников, привлекая на свою сторону всеми возможными и доступными мерами и средствами.

Долгие годы нам казалось, что устои, каноны и основы ислама незыблемы. Сложилось такое впечатление, что мусульмане Центральной Азии, в т.ч. и Кыргызстана - это фанатично преданные верующие, которые никогда не предадут свою веру. Однако события последних лет подтвердили обратного. Несмотря на все ожидания, количество местного населения, принявшего другие религии или конфессии, увеличивается, как говорится, как на дрожжах. Многочисленные новоявленные конфессиональные течения открыто проводят пропаганду среди населения, с целью привлечь на свою сторону приверженцев из числа верующих в ислам. При этом находят очень много способов привлечения их на свою сторону, не жалея ни денег и сил.

Религиозные конфессии, согласно традиционному делению, должны выполнять ряд функций. В частности, религиозно-мировоззренческие; иллюзорно-компенсаторные; коммуникативные, интегрирующие, регулятивные. Наряду с этим они несут в себе и нерелигиозные функции: политические (например Иран), социально-экономические (например многие страны Аравийского полуострова), культурно-просветительские и воспитательные (во всех странах мира). Новоявленные конфессии к выполнению последней функции особо не стремятся. Отдельные пытаются повлиять на общественно-политическую жизнь страны.

В основном направления деятельности новоиспеченных конфессиональных религиозных течений сводятся к следующему: привлечение и организация духовной жизни своих сторонников; сохранение незыблемости основ веры и правильности выбора своих верующих; стремление к постоянному количественному увеличению своих приверженцев и строгий контроль за их поведением; разработка, совершенствование и внедрение все новых и новых средств воздействия на души, умы и сознание людей. В последнем случае используются всевозможные средства и меры, какие только есть или придумываются новые, их разнообразие зависит от богатства фантазии и предприимчивости организаторов конфессий.

Обычно это организация бесплатных концертов, благотворительных вечеров, оказание гуманитарной помощи, раздача специальной литературы, аудио-видео материалов, организация бесплатного питания и пр. Главным образом, все эти конфессии стремятся внедрить в сознание своих прихожан или верующих только своих религиозные учения, взгляды и представления, утвердить твердую дисциплину. Для этого широко применяют различные, жесткие наказания верующих, нарушивших религиозные предписания данной секты, конфессии или же разочаровавшихся и отступивших от них. Поддержание хотя бы видимой связи с другими течениями или религиями не приветствуются. Их задача - глубоко внедриться в повседневный быт и жизнь людей. Особенно в среду социально уязвимых, менее обеспеченных и защищенных.

Следуют отметить, что новые религиозные течения обладают крупными финансовыми средствами, мощной материально-технической базой, огромным опытом миссионерской деятельности. Пришлые конфессии свободно закупают эфирное время на радио, коммерческих каналах телевидения, арендуют престижные залы, крупные и заметные здания для открытого проведения массовых миссионерских акций. Очень жаль, что местные власти допускают проведение таких мероприятий.

Идет самая настоящая борьба между конфессиями за умы и духовную жизнь населения, которая вполне может привести к межконфессиональным конфликтам. Уже сейчас многие представители духовенства и народов Кыргызстана выражают обеспокоенность и выступают против открытого проведения различных акций богатыми западными религиозными сектами и течениями, чтобы не допустить дальнейшего обострения межрелигиозных отношений. В то же время не видно должной озабоченности со стороны местных властей, при попустительстве которых религиозные конфессии действуют без каких-либо ограничений, тем самым оказывая негативное влияние на общую межконфессиальную стабильность в стране.

Сегодня нужна продуманная и последовательная политика государства, тактичные действия самих конфессий, распространение толерантных принципов, повышение общей духовной культуры, готовность к сотрудничеству и стремление к мирному сосуществованию в рамках закона. Необходимо вести целенаправленную разъяснительную работу и выработать четкую позицию классических конфессий, государственных органов по отношению к другим новым для Кыргызстана религиозным конфессиям. Отметим, что во главу угла должно быть поставлено конституционное положение о том, что в Кыргызской Республике не допускается создание политических партий на религиозной и этнической основе, религиозные организации не должны преследовать политические цели и задачи. Не допускается вмешательство религиозных организаций в деятельность государственных органов, а также деятельность иностранных политических партий, общественных и религиозных организаций, их представительств и филиалов, преследующих политические цели. Конституцией Кыргызской Республики также не допускается образование политических партий, общественных и религиозных организаций, наносящих ущерб конституционному строю, государственной и общенациональной безопасности. А действия способные нарушить мирную совместную жизнь народов, пропаганда и разжигание религиозной розни является противоконституционными. Строгое соблюдение конституционных требований поможет избежать всевозможных межконфессиональных конфликтов внутри республики.

Из вышеизложенного следует, что Кыргызстан ныне является объектом борьбы разных конфессий за духовную жизнь людей. Идет процесс религиозно-идейного соперничества разных конфессий. Страна превратилась в своеобразную арену противодействия двух полюсов: с одной стороны, традиционные, классические религии – ислам, христианство и буддизм. С другой стороны – новые, нетрадиционные, которых насчитывается уже более тридцати.

Другой вопрос, является ли все это угрозой исламу в Кыргызстане? Нам кажется, что сложившаяся религиозная ситуация, соотношения конфессий, а самое главное – религиозное принадлежность большинства населения и официальных властей позволяет нам утверждать, что исламу в Кыргызстане ничего серьезного не грозит. Тем более, что идет возрождение ислама. И Кыргызстан не является исключением. Однако следует отметить, что некоторые моменты, связанные с общей религиозной активностью, порождают в стране и другие не менее серьезные проблемы:

  • ухудшение социально-экономической ситуации в республике, духовный кризис, неспособность властей решать комплекс жизненно важных проблем толкают людей на то, что выходом из этого положения они видят лишь «уход» в религию;
  • геополитическое соперничество на почве религиозных воздействий, активная деятельность миссионеров, различных фондов и центров приводят людей, особенно социально уязвимую часть населения, в различные конфессии;
  • хотя Кыргызстан входит в так называемый исламский мир, его людские и природные ресурсы и удобное геостратегическое расположение в немалой степени привлекают многие религиозные конфессии, их лидеров, фонды и центры;
  • современный Кыргызстан - светское государство, однако это не исключает сотрудничества светских и духовных сил, создания приемлемых нравственно-религиозных норм, в рамках которых создаются предпосылки для культурного и духовного сближения людей.

Какова же перспектива религиозных конфессий Кыргызстана? Возможно ли появление новых? При существующем толерантном отношении, как со стороны мировых религий, так и со стороны государственных органов, появление новых конфессий в перспективе вполне возможно. Другой вопрос, как объяснить их количественный рост населению? Нам думается, что здесь очень важно вести широкую разъяснительную работу среди населения, а в учебных заведениях в рамках курсов истории, философии, социологии, политологии, культурологии, основ религиозного и научного мировоззрения вести специальные занятия для толкования целей и задачи религиозных конфессий.

Такой подход, несомненно, способствовал бы формированию представления о них, информированию о современной религиозной ситуации в республике и регионе, определению и самоопределению с их мировоззренческой позицией; ознакомлению студентов с основными понятиями, принципами построения религиозных конфессий, их деятельностью; ознакомление студентов основными характеристиками, системой, функциями, происхождением и формами религиозных конфессий как духовного и культурного явления. И, наконец, формированию навыков терпимого восприятия различных конфессий. Подобные занятия могли бы конкретизировать знания студентов применительно к анализу религиозных конфессий.

Таким образом, отметим, что Кыргызстан - традиционная исламская территория, несмотря на то, что степень исламизирования несколько иная. Однако явления последних лет свидетельствуют, что внутри государства ислам вполне толерантно относится и пытается мирно сосуществовать с другими религиозными конфессиями.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что в целом в среде как наших, так и зарубежных ученых, экспертов еще не сформировалась определенная точка зрения по данной проблематике. Вместе с тем, учитывая специфические особенности республики, большинство полагает, что Кыргызстан, во всяком случае, в настоящее время не является активным субъектом только одной исламской или какой-либо другой конфессии. В стране мирно сосуществуют сразу более 30 религиозных конфессий, течений и сообществ. Это есть исторический факт и реалии сегодняшнего дня многоконфессиального Кыргызстана.

Байболот Капарович Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ

Список использованных источников и литературы:

1. Список составлен в соответствии с материалами и научного доклада председателя Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по делам религии //Мамаюсупов О. Вопросы (проблемы) религии на переходном периоде (Научный доклад председателя Государственной комиссии при правительстве Кыргызской Республики по делам религии). - Бишкек, 2003. -С. 202-222; Ислам в Кыргызстане: тенденция развития. Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по делам религии. - Бишкек, 2004. -С.49-51; Слово Кыргызстана. 2006, 11 августа.

2. Ботобеков У. Внедрение идей партии «Хизб-ат Тахрираль Ислами» на юге Киргизии //Ислам в постсоветском пространстве: взглядь изнутри. -М., 2001. -С.142; Бабаджанов Б. Религиозно-оппозиционные группы в Узбекистане // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы. ОБСЕ. -Душанбе, 2002. -С.55-57; Мураталы ажы Жуманов Хизб-ут Тахрир деген ким. Центр изучения ислама. - Бишкек, 2002. –С.10-11; Вечерний Бишкек. 2003, 22 августа; Мирсайитов И.Э. Особенности формирования политического ислама в Ферганской долине. - Бишкек, 2004. -С.34, 43-66; Слово Кыргызстана. 2006, 11 августа.

3. Материалы получены из областной Комиссии по делам религии при Ошской областной государственной администрации.

4. Кыргызстан: кризис в отношениях между государством и духовенством усугубляется. Бюро по правам человека и соблюдению законности //Центральная Азия и Кавказ. 1997. №7. –С.45; Справочник по религиозным фондам, учебным заведением, прошедшим учетную регистрацию. Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по делам религии. - Бишкек, 2001.

5. Таблица составлено автором исходя из данных «Справочника по религиозным фондам, учебным заведением, прошедшим учетную регистрацию. Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по делам религии. - Бишкек, 2001; Научного доклада председателя Государственной комиссии при правительстве Кыргызской Республики по делам религии за 2003 г., Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по делам религии за 2004 г.; а также материалов областной Комиссии по делам религии при Ошской областной государственной администрации 2005 г.; Слово Кыргызстана.. 2006, 11 августа.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

24-08-2018
Всемирные игры кочевников – аналог олимпийских состязаний
2711

26-02-2018
Всемирные игры кочевников как важный этап развития аналогов олимпийских игр
2396

24-11-2016
Нынешняя Конституция не соответствует сложившейся общественно-политической жизни страны
2035

29-10-2014
Баткен 1999 год: события или война?
6796

17-02-2014
Еще раз о проблемах традиционных и нетрадиционных конфессий Кыргызстана
3659

10-12-2013
Исторические реалии Чингиза Айтматова или историзм в его творчестве
3574

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×