Добавить свою статью
24 Марта 2021
Там, где много бедных людей, много и беспорядков

В нашей стране есть ряд вопросов, которые нужно решать не откладывая, и желательно комплексно, потому что они висят над нами как «дамоклов меч», готовый в любое время упасть на наши головы. Среди них наша социально-экономическая бедность из-за повальной безработицы, нищенских заработных плат, низких доходов населения, воровства казенных денег, что деградирует нас и духовно, и нравственно.

Правда, эта проблема существовала всегда, даже в период социалистического строительства, а за тридцать предыдущих лет, после распада СССР, она настолько обострилась, что в пору кричать «караул», ибо все наши беды от нашей бедности. При этом в условиях пандемии коронавируса бедных в нашей стране стало не просто реально больше, а много.

И когда бедность быстро разрушает нравы, на улице откровенно начинает доминировать грубость, жестокость, нахальство, бытовой криминал, бескультурье, девальвация общественных ценностей, а самое главное — утверждается беззаконие, как у нас было уже в «лихие» девяностые. Если наше государство не предпримет в этом плане необходимые меры, то те скромные достижение, которые были у нас в этом направлении, будут сведены на нет и страна может надолго застрять в болоте социальной нищеты, коррупции и нестабильности.

Уже сейчас ясно, что экономические и социальные последствия пандемии коронавируса будут очень серьезными и долгосрочными. Во всем мире резко сократились доходы населения. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году из-за пандемии около 120 млн человек в мире оказались в условиях крайней нищеты, вынужденных жить не более чем на 1,9 долл. или 160 сомов в день. А у нас, мне кажется, большинство населения не дотягивает даже и до этого уровня. При этом, в 2021 году их число может вырасти до 150 млн человек в мире. Сообщения СМИ, опросы и исследования говорят о резком росте уровня бедности практически во всех странах мира, даже в богатых и развитых.

У нас, к сожалению, ситуация более чем удручающая, ведь многие семьи оказались настолько в тяжелом положении, что откровенно нуждаются в срочной социальной поддержке государства. Если ситуация продолжит ухудшаться, правительству будет трудно реализовать свои социально-экономические программы. При этом обращает внимание сложившаяся ситуация, когда людям просто не хватает денег на еду, лекарства, транспорт.

Поэтому нашему государству надо безотлагательно продумать новые механизмы по борьбе с бедностью, поскольку существующие не отвечают нынешним реалиям. Губительные последствия пандемии только усиливают актуальность этой задачи.

Сейчас в Кыргызстане те или иные виды социальной поддержки получает около 65% населения, при этом значительная часть бедных не охвачена социальными программами вообще. Сейчас важно, чтобы граждане были информированы о тех или иных возможностях для получения социальной помощи и льгот. Между тем возможности современных информационных технологий позволяют органам соцзащиты эффективно проводить работу в данном направлении, оперативно определять семьи, которые нуждаются в срочной поддержке, помочь им в оформлении положенных льгот и выплат, создавать обширный банк данных и с помощью математических моделей с большой точностью вычислять уровень уязвимости домохозяйств.

Но такая система будет работать, если в стране будут действовать стандарты социальной жизни, внедрены программы минимального дохода, что позволит объединять денежные выплаты получателям с другими инструментами, прежде всего обеспечивающими мотивацию к труду. При этом ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.

Состояние крайней бедности часто становится ловушкой, порочным кругом, поскольку не позволяет трудоспособным членам семьи поддерживать и тем более повышать свои профессиональные навыки. Поэтому нужно помочь бедной семье в составлении плана достижения самообеспечения. Отрадно, что некоторые благотворительные фонды в Кыргызстане, например, катарская благотворительная организация «Катар Чэрити», показывают хороший пример в этом плане, но, к сожалению, этот ценный и практический опыт не учитывается государственными органами.

Такую программу, основанную на оценке нуждаемости по доходам и активам семьи, можно достаточно быстро развернуть в национальном масштабе. Положительный опыт есть как в странах Западной Европы, так и в крупных растущих экономиках, таких как Китай. В Китае после кризиса 2008 года минимальным гарантированным доходом были дополнительно охвачены 62 млн человек. Стоимость такой программы может меняться в зависимости от национальных возможностей или уровня экономического развития.

Внедрение подобного механизма реально снизит риск того, что граждане окажутся уязвимыми во время экономического кризиса. Кроме того, как показывают исследования экономистов, расходы по таким программам имеют высокий мультипликативный эффект, что позволяет рассматривать минимальный доход как антикризисную меру, способствующую восстановлению экономического роста.

Например, после глобального кризиса 2008-2009 годов стало ясно, что поддержка бедных семей и их возвращение на рынок труда могут эффективно стимулировать внутреннее потребление. Большая часть полученных домохозяйствами социальных выплат остается в местной экономике, создавая дополнительные рабочие места и доходы и уменьшая уровень безработицы. Понятно, что бедные семьи тратят полученные выплаты на продукцию местного производства. Исследования показали, что, например, в Мексике один доллар адресных социальных выплат генерировал 2,7 долл. доходов для экономики депрессивных штатов.

Одним из важных механизмов снижения бедности должно стать развитие системы государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. Необходимо в целом по Кыргызстану увеличить долю малоимущих граждан, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта. Как показывает практика, система социального контракта является наиболее эффективным механизмом преодоления бедности, так как стимулирует граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения. Соцконтракт означает взаимные обязательства государства и малоимущего гражданина по выходу последнего на самообеспечение, то есть практически его целью является снижение бедности. При этом следует иметь в виду, что регионы сильно различаются друг от друга.

Наиболее многочисленной группой нуждающихся в социальной поддержке является сельское население, которое в большинстве случаев получает свой доход от приусадебного хозяйства. Помимо соцконтракта, адресность соцподдержки означает постепенный отход от категориального принципа оказания помощи. Переход от категориальности соцподдержки к принципу нуждаемости. Сама идея перехода к принципу нуждаемости - верная и здравая, но именно здесь чистый монетарный принцип неприменим, его надо корректировать.

Поиск верных критериев определения нуждаемости населения и грамотный переход к адресной поддержке от категориальной - одна из задач нового министерства. Необходимо изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки и развития социальных программ, ориентированных прежде всего на поддержку малоимущих семей.

Проблема нищеты - это сложная и многоплановая задача, причины возникновения бедности имеют как национальный, так и международный характер. Невозможно найти универсального решения этой проблемы, которое можно было бы применить на национальном уровне. Для ее решения имеет важное значение наличие интегрированной национальной программы по борьбе с бедностью, которая должна объединить все усилия по решению этой проблемы. Для нас сейчас крайне важно искоренить нищету и голод, обеспечить прозрачное и более справедливое распределение государственных доходов в этом направлении.

Во всем мире, только не у нас, борьба с бедностью на фоне последствий пандемии выходит на передний план. «Самой ожесточенной из битв» называет борьбу с бедностью Председатель Госсовета КНР Си Цзиньпин.

В 2015 году на смену Целям развития тысячелетия в качестве набора целей для международного сотрудничества пришли Цели в области устойчивого развития, которые были приняты всеми государствами, членами ООН и направлены на повышение качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. Первой из поставленных 17 целей является «повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах» к 2030 году. В связи с этим возникает вопрос, а сможем ли мы выполнить свои обязательства перед мировым сообществом?

Эффективность любых мер, стратегий программ в конечном счете полностью зависит от тех, кто их реализует на практике. Без привлечения в бедные села и регионы кадров с современным мышлением, обладающих необходимыми знаниями и навыками, эффективных управленцев, невозможно будет решить проблему бедности в стране. Мы не должны забывать, простую народную мудрость: «Там, где много бедных людей, много и беспорядков».

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

18-03-2024
Почему надо переходить к 12-летнему школьному образованию?
1641

21-02-2024
Что ждет экономику Кыргызстана и нас в 2024 году и будущем?
6581

19-02-2024
Муниципалитеты и «чистые» технологии могут стать мощным драйвером развития
5091

07-02-2024
Могут ли пригодиться «малайзийские лаборатории» Кыргызстану?
8351

06-02-2024
Инвестиции в Кыргызстан- это не только привлекаемые иностранные деньги
8530

26-01-2024
О нашем поражении в Катаре, внезапной проверке и нашем будущем
7070

21-12-2023
Современные экономические вызовы глобализации и их влияние на Кыргызстан
10097

16-12-2023
Что показал Народный курултай?
10052

08-12-2023
Мы ждали вас, инвесторов, тридцать лет, а теперь сами пришли к вам, — Акылбек Жапаров
10628

06-06-2023
Ушел большой кыргызовед, оставив нам свою любовь
18776

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×