Леонид Парфенов
Можно по разному относиться к Парфенову, но его характеристика места и времени - все больше напоминает правду.
Можно сколько угодно ностальгировать по поводу «булочек за 7 копеек, дружбу народов и беззаботные предсказуемые перспективы», но понимать, что это флер прошлого никак не сопоставимый с настоящим, все-таки придется.
Прошло почти четверть века попыток построить собственное суверенное государство. Есть вроде бы всё: атрибутика, институты, наживулинные границы, столица… Желание быть собой, естественное и оправданное.
Но время идет, мало что движется. Особенно сознание. Инертность, которую можно объяснить по-разному: страх одиночества и самостоятельности, желание жить под опекой, просто быть чьими-то. В разных интерпретациях: от – мы маленькие и что мы можем, до – мы маленькие и гордые.
Но совок в его самых серых красках вдруг вновь отчетливо проступает во всех ипостасях нашей жизни.
В стране:
Как никогда воспрял коллективизм. Не скажу что былой, но очень знакомый, тот самый махровый. Стенка на стенку, антимитинг на митинг. Одиночкам не место, индивидуальности вновь вошли в ранг «белых ворон».
Майдан и Крым стали водоразделом, хотя на самом деле это разное. Майдан - это место, это площадь Ала-Тоо, которую Бакиев застроил фонтанами. Может быть, если бы и Янукович успел …. Нет, не помогло бы. Майдан - это место протеста, место определений.
Скульптура, которая стоит сегодня там, как никогда актуальна. Это песнь о тех, кто пытается всеми силами оттолкнуть черное, защитить белое. Нет, не Белый Дом, а ценности. Кстати из окон Белого дома неплохо бы, иногда, выглядывать на эту метафору. Она поучительна.
Воскресшие коллективы. Некий бывалый парторг вдохнул жизнь в старые технологии, из истории советского ренессанса.
Оппозиция, ее нынешнее качество и количество отдельный предмет для анализа. Но то, что это нормальный атрибут в любом государстве, называемом себя демократическом, неоспоримо.
Однако сегодняшние методы борьбы с оппозицией на первые взгляд забавны, потому как архаичны, на второй – опасны. Почему? Давайте посмотрим:
В стране, вдруг активизировалась разноликая «общественность». Первыми, дали о себе знать аксакалы, почему-то Жалал-Аадской области и Кара-Суйского района Ошской области. С требованиями против оппозиции и «не повторения событий на Украине». Почему только на Украине? У нас собственный подобный опыт, та же скульптура тому свидетель, собственно как и сама нынешняя власть.
Их трель подхватила другая, проснувшаяся вдруг «общественность» с озабоченностью и требованиями «мер против оппозиции», от этнических организаций до воскресших академиков, как например Фонд политики тюркоязычных государств, русский центр «Гармония», Ассоциация дунган, деятели культуры и искусства…
Больше нет смысла перечислять, уже показательно.
Диссонанс очевиден. Как то, что нет общей политики у тюркоязычных государств ни региона, ни мира. Как то что «Гармония» так не создается. Как то, что вовлечение и новая манипуляция этническими организациями ведет ни много ни мало - к новым этническим же конфликтам, которые у нас и без того латентны. Как то, что академики …. уж лучше б молчали.
Как то, что коллективные «общественности» - такой нафталиновый советский атавизм. И воскрешение его – оскорбление, пощечина реальной адекватной общественной мысли. Мы же уже все это переживали. В последний раз политтехнологию ностальжи – апробировала в 2007 году партия «Ак-Жол», в своей агиткампании в парламент. Не от туда ли ушки?
Оппозицию уже и так вытолкнули из легитимного поля, соответственно вынуждая ее действовать в нелегитимном, а это и есть в первую очередь – протесты на площади. Если оппозиции не дают никакого легитимного инструмента, а также коллективно шельмуют подобной искусственной «общественностью», она просто вынуждена будет выйти на площадь. Считайте, вы сами ее туда загнали.
Инициативы новой дежурной «общественности» на самом деле готовит ситуацию – полную копирку предМайдана, которая была и у нас в 2005 и в 2010-ом. Этот конструируемый резонанс даст обратный эффект. Эффект реального общественного раздражения, вызванный в который раз уже и собственным, и украинским дежавю.
Уберите парторга! Советский синдром – раздражитель. Как и люди не быдло, советские имитации в Кыргызстане уже не проходят. Даже силой и кровью.
Уроки Украины: Майдан выиграть можно, но вот целостность потерять...
В мире:
Советский ренессанс напомнила и ситуация в международной сфере.
Мы вновь находимся в обострившемся международном, политическом противостоянии. Дивергенция расширяется и усиливается. Мир, как в былые времена, вновь раскололся на два лагеря. Вновь пришло время определений – Ты за кого: белых или красных? И ни куда не деться, среднего пока не дано.
Риторика «холодной войны» и двух полюсов разделила вчерашних союзников, друзей, да и братьев. Славяне – уже не аналогия, скорее вопрос.
Определились многие, и страны и игроки, даже «Большая семерка» встала в позу. Зависла Центральная Азия, Кыргызстан.
Заявление МИД по Януковичу можно читать по-разному. Попытка использовать Януковича, чтобы показать не легитимность новой власти в Киеве – это одно, а личная неприязнь к Бакиеву – это другое.
Носителем той или иной идеологии и культуры являются люди. Советское держит нас крепко в объятиях. Это уже не просто 70 лет, гораздо больше, плюс те четверть века, в которых живем мы, идеологией мальчишей-плохишей, где есть только белое и черное.
За каждым ренессансом идет его упадок. Диалектику никто не отменял. Тогда может быть это последние потуги, или судороги совка.
Чтобы появилось новое, должно разрушится старое. Советское – это тоже конструируемый проект, его разрушение процесс болезненный, не простой.
Но и это пройдет.