Страшная трагедия Айзады потрясла не только Кыргызстан, но произвела по настоящему широкий резонанс и привлекла внимание региональной и мировой, в том числе британской прессы. Вопрос насилия против женщины и ее незащищенности является на сегодня одной из самых актуальных тем общественных дебатов большинства стран мира. Только две недели назад Англию потрясло похищение молодой женщины Сары Эверард, которая пропала поздно вечером по пути домой. Пару дней спустя ее тело нашли в лесу к югу от Лондона. Убийцей оказался бывший полицейский, намного старше ее по возрасту. Несмотря на жесткие карантинные ограничения, тысячи жителей британской столицы вышли на демонстрацию. Совсем, как у нас вчера. Только лондонский митинг, кстати, завершился задержаниями и арестами демонстрантов, большинство из арестованных были женщины.
At Clapham bandstand for the vigil. Police violently trying to shut down and stop people in bandstand speaking, shoving attendees and @blkprotestlegal legal observers and threatening fines. Several violent arrests by police pic.twitter.com/bG4xYP7DB5
— Griff Ferris (@g__ferris) March 13, 2021
Но я сегодня о другом. Если мы не хотим, чтобы дело закончилось очередным эмоциональным хайпом, ложным чувством национального позора и осознанием своей беспомощности, а действительно стремимся установить коренные источники возникновения таких случаев и остановить падение общества и государства, как кажется, во все более усиливающуюся деградацию, на мой взгляд, следует принять во внимание следующие соображения.
Прежде всего, абсолютно неправильно представлять убийство Айзады Канатбековой в качестве очередного проявления традиции «ала качуу». Преступное похищение человека не имеет ничего общего с нашими национальными традициями. О каком «ала качуу» может идти речь, если у «жениха» не было не то, что своего угла, он ночевал в машине?! Нельзя допустить экзотизации проблематики женского насилия в Кыргызстане. Это делают люди, не понимающие суть традиционного брачного ритуала. Насильственное похищение и удержание человека - есть преступление и точка.
Нет никакого оправдания убийце. Совершенно правы те комментаторы, которые обращают внимание на провалы сегодня кыргызского общества в деле воспитания и социализации наших молодых мужчин. С этим у нас, как и везде в современном мире, проблемы. Однако, в последние годы в Кыргызстане усилились радикальные и экстремистские религиозные учения, которые открыто ведут пропаганду мужского превосходства и шовинизма, просто при свете дня в нашем светском государстве отказывают женщине в равных правах и человеческом достоинстве.
Именно эти, чуждые традиционному мировозрению кочевых кыргызов, ложные учения дезориентируют молодых людей. При общей фрустрации своим неудовлетворительным материальном положением и низким социальным статусом, молодые мужчины могут повышать самооценку только за счет доступных и легкоуязвимых жертв - на беззащитных девушках. Именно этим объясняются, например, те случаи издевательства над девушками-трудовыми мигрантами несколько лет назад, когда их вывозили в лес и показательно "наказывали" на видео. Интересно было бы узнать, кстати, скольких тогдашних насильников по этим случаям по итогам привлекли к ответственности.
Убийца Айзады был сам трудовым мигрантом. Он выехал в Россию, еще в первую волну массовой миграции 15 лет назад, из за нищеты и отсутствия возможностей найти дома достойную работу. Говорят, что он был женат раньше и у него двое детей. Но что то не сложилось и у него были серьезные проблемы с правосудием. Трижды судим, провел за решеткой в российской тюрьме десять лет жизни. Мы можем тут долго рассуждать о провале государственной и социальной политики. Но я бы хотел обратить внимание нашей псевдолиберальной публики, которая, как заведенный однажды и навсегда попугай, уже который год повторяет только лозунг о дальнейшем сокращении государства и сворачивании социальных услуг - вы не должны удивляться результатам многолетнего слепого безумства по превращению Кыргызстана в Сомали. Каждый нормальный человек сейчас должен требовать как раз обратного. Государству дальше некуда сокращаться. Из одной крайности - веры в коммунизм - мы шагнули в другую - такую же идеологизированную неолиберальную веру в частный профит. Вместо этого, мы должны активно заниматься созданием новых возможностей для нашей молодежи, обеспечивать напрямую рабочими местами, укреплять качественное присутствие республиканской власти в каждом селе и на каждой улице, не оставлять общество на попечение криминала, местных феодалов и заезжих иностранцев- «благотворителей».
Не надо даже знать об азах физиогномики, чтобы увидеть на фотографиях этого страшного убийцы явные проблемы с психиатрией. То есть произошедшая трагедия - это не только проблемы нищеты, социального дна, жизненной фрустрации, трудовой миграции или же реинтеграции бывших заключенных. Каждый день в криминальных сводках можно видеть последствия практически полного сворачивания психиатрической медицины на местах. Явные олигофрены убивают своих матерей, или, как ни в чем не бывало, женятся на несчастных жертвах, калечат и насилуют кого попало, а мы читаем эти страшные новости и удивляемся: "о времена, о нравы". Или же, наоборот, вот недавний случай, когда мужчина повесил колеса на шею бедной женщине и ее избивал, а она его потом простила, - ну ведь явно же, с женщиной что то не то. Не надо списывать это на испорченность нравов или же складывать руки после каждого очередного резонансного случая. Давайте наконец развернем национальную программу психиатрической помощи. Я даже сейчас не говорю о таких проблемах ментального здоровья типа шизофрении или же обычной депрессии. Можно ли рассуждать о них, когда в стране полностью отсутствует профилактика даже самых тяжелых случаев.
Очень много слов сказано в адрес милиции. Если это правда, что ее сотрудники проявили преступную халатность, и даже позволили себе издевательские комментарии родственникам жертвы, то дело не должно закончиться одними отставками. Мы должны убедиться в том, что сотрудники милиции наконец сделают выводы из случаев с Бурулай и Айзадой. При безусловном профессионализме и всеобщем доверии к милиции, было бы уместно вывести еще один урок из произошедшей трагедии: если вы стали свидетелем какого то преступления, то сообщите об этом, прежде всего, правоохранительным органам, а не выкладывайте видео в социальные сети для всеобщего хайпа и развлечения. Если бы наше общество доверяло милиции, а она работала профессионально, то возможно мы могли спасти жертву, не загоняя психопата-убийцу в угол?! Очень жалко, что нам этого не удалось.
Глубокие соболезнования всем родным и близким, сопереживания всем пострадавшим, сочувствия всем нам, так же глубоко травмированным произошедшим. Поделился своим мнением, чтобы как то направить накал страстей в русло решения проблем.
Э.Байсалов