Уже почти месяц идут споры, порой очень жаркие, о том, как складывающаяся обстановка в многострадальном Афганистане влияет на безопасность у нас дома. При этом споры идут вокруг политического движения Талибов, чья деятельность у нас официально запрещена. Сегодня в городах Афганистана идут бои, довольно ожесточенные, и пока с переменным успехом для сторон.
Как будет складываться ситуация в последующем? Талибы тихо-тихо, медленным сапом займут, если не всю территорию страны, то ключевые провинции точно, в недалеком будущем. И если они не взяли еще всю территорию, то это не их недоработка, а больше пока еще их «добрая воля» в отношении центральной власти в Кабуле. Флаги Талибана развеваются на всех границах страны, заняты ключевые переходы, стратегические дороги и развязки. Их действия четки и точны, как будто «кто-то» незримый и сильный рулит сверху, как большевики в 17-м брали «вокзалы, телеграф, почту, банк….».
Нравятся кому-то талибы или не нравятся, это уже реальность, и с ней придется считаться. Проблема в другом. На самом деле, когда эксперты посмеиваются над американцами, что мол они за 20 лет попыток установления демократии в Афганистане и укрепления местной власти не достигли ровным счетом ничего, на самом деле не должно быть смешно. Вы действительно считаете, что Вашингтон хотел установить в этой стране демократию, превратить эту страну в безопасное государство и в следствии этого навести всеобщую безопасность во всем нашем регионе? Вы считаете, что США, стиль которой «играть в долгую», не выполнила свои задачи, поставленные перед военным вмешательством в Афганистан, что они хотели провести эффективное военное строительство и помочь построить стране сильную армию? Вы действительно считаете, что они хотели уничтожить Талибан?
Американцы 20 лет давали нужные, в самые кризисные времена, объемы своему родному ВПК - распиливались огромные военные бюджеты, формировалось под себя «нужное» сознание окружающих Афганистан стран и выгодные военные союзы под предлогом борьбы с терроризмом, обкатывались современные военные системы реального боя и многие другие виды вооружения и в итоге ушли. Но «ушли», оставив тщательно подготовленную, огромную проблему Китаю, Индии, Ирану; странам Центральной Азии, что в конечном итоге, проблема России. Афганистан, как мощнейший транзитный сухопутный «хаб», выводящий на удобные морские порты с выгодным выходом торговли в страны богатой Европы, есть ключевое место где столкнулись геополитические интересы «счастливого» будущего между Китаем и Индией, Индией и Пакистаном, Ираном; Турцией и Россией (в борьбе доминирования в Средней Азии) - вопрос стоит даже жестче, «или, или». Все схлестнулось в одном месте. Если американцы (не только они, скорее интерес англичан не меньше, если не больше) чувствуют, что они не смогут сдерживать развитие этих стран через контроль транзита в Афганистане под собой, то здесь должен и будет полыхать «пожар».
В Курбан-байрам площадь Президентского дворца в Кабуле, где шла праздничная молитва, обстреляна реактивными снарядами. В важный и святой для мусульман день – ничего общего со святостью. Ответственность взяли на себя ИГИЛ, а откуда-таки он там взялся? Талибы официально осудили теракт ИГИЛ, но по своим неофициальным пропагандистским каналам как-то «одобрительно» отозвались о данном факте. Чем хуже в Афганистане, тем лучше адептам псевдо-Халифата. В Сирии, благодаря России движение ИГИЛ в основном разгромлено. А в сегодняшнем Афганистане США дарят ИГИЛ необходимую и выгодную ситуацию анархии. Джекпот! Так какими были реальные цели Вашингтона в этой стране?
К сожалению, хотим или не хотим мы этого, это касается и нашей страны, Кыргызстана.
В глобальном «раскладе сил», кратко отраженном выше, Кыргызстан, не имел и не имеет каких-либо реальных собственных рычагов на изменение обстановки в свою пользу. Основной риск – повышение активности и выход на легальное поле спящих ячеек ИГИЛ и близких к ним радикальных течений в стране. Продолжающийся мировой кризис и «сложное» состояние национальной экономики, высокие темпы роста инфляционных процессов поддерживающие в напряженном состоянии социально-политическую ситуацию и зависший в «недореализации» у молодежи страны посыл о «великой Справедливости», приведший к событиям 4 октября 2020 года дает им шанс перехватить у власти полученный «кредит доверия» народа. Такое явление, как «Талибан», («ИГИЛ», «оранжевые революции» и подобные перевороты), есть не что иное, как гибридное оружие современных способов ведения войны в глобальном мире. И понятно, что оно и «пакистанское» и «афганское» и к сожалению «кыргызское» тоже. В чьих руках оно, кто им рулит и какие цели, вот в чем основной вопрос. Обострение межэтнических конфликтов на фоне активности националистических настроений периферии, резко увеличившийся интерес к стране и поток туристов (и «туристов») из стран Персидского залива, как случайность, перед началом наступления Талибов – не первые ли «ласточки», на фоне ухудшения экономического положения страны? Власти страны следует уделить особое внимание в контроле ситуации, особенно в религиозном поле, и не допустить риска потери контроля над страной. В случае же реализации такого сценария, то контроль в обязательном порядке будет возвращен жестким военно-силовым путем, будущей доминирующей внешней силой Центрально-азиатского региона, со всеми вытекающими последствиями для будущего любой власти и народа страны. Горький опыт населения Сирии нам в помощь.
История страны, если к ней обратиться, ход прошлых событий и чем они закончились, наглядно и справедливо должна показать национальным элитам, что нам - Кыргызстану, необходимо реально во всем возвращаться к вековым, историческим приоритетам уже сегодня, вдумчиво и комплексно наращивая совокупные военно-дипломатические усилия с Российской Федерацией. Пока еще не поздно.
Карыбеков Т.А.
эксперт по безопасности
(в статье использованы открытые источники информации)