Одна из важнейших проблем ОЭР — разница в структуре и принципах госрегулирования национальных энергетических рынков. В электроэнергетике Беларуси существует вертикально-интегрированная государственная монополия.
В Кыргызстане генерирующие, сетевые и сбытовые компании объединены в государственную «Национальную энергетическую холдинговую компанию». Тарифы регулируются государством. В Армении электроэнергия продается по схеме «продавец – единственный покупатель».
В России и в Казахстане действуют оптовые и розничные рынки, а также рынки электроэнергии и мощности.
Президенты государств-членов ЕАЭС (России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана) подписали протокол 29 мая 2019 года в Нур-Султане о доктрине энергетической безопасности, предполагающий формирование общего электроэнергетического рынка (ОЭР) ЕАЭС. В 2024 году Совет ЕЭК должен будет определить, выполнили ли страны условия, необходимые для того, чтобы энергокомпании могли работать на ОЭР.
Первого октября экс-министр экономического регулирования КР Женишбек Байгуттиев выразил мнение, что «Покупка электроэнергии правительством Кыргызстана в размере 3 млрд кВт/ч (из них 2 млрд кВт/ч в отопительный сезон) у России позволила бы поддержать экономику страны и избежать веерных отключений ... В денежном выражении на это потребуется порядка 210 млн долларов США или по текущему курсу 17,808 млрд сомов. После, обеспечения электроэнергией потребителей по существующей тарифной сетке как минимум 7,632 млрд сомов будет восполнено. Таким образом за 10 млрд сомов мы,… сохраним темпы восстановления экономики, .., что вода является товаром (как и газ с нефтью), подлежащим оплате».
По его словам, что решение вопроса покупки электроэнергии у России лежит в плоскости соответствия союзнических отношений с РФ. В тот день же на пресс-конференции в Бишкеке первый заместитель председателя кабинета министров КР Азиз Аалиев сообщил, что «Кыргызстан ведет переговоры с Россией об импорте 2-3 млрд кВт.ч электроэнергии».
Министр энергетики и промышленности Доскул Бекмурзаев добавил что «Это не секрет, но это не озвучивается, по какой цене проводятся переговоры с Россией об импорте электроэнергии и сколько может стоить транзит по территории Казахстана».
Восполнение затрат на импорт электроэнергии из России за счет существующих тарифной сетке 3 млрд кВт/час по средневыставленному тарифу по 1 сому 544 тыйына составит 4 млрд 632 млн сомов. Средневыставленный тариф ОАО «Северэлектро» составляет 154, 4 тыйына за 1 кВт/час с учетом повышения тарифов до конца 2021 года.
Экс-министр экономического развития КР выразил, что предполагаемая цена за 1 кВт/час составит 5 сома 936 тыйынов. В России средняя стоимость электроэнергии составляет 3,6 рубля или по курсу 4 сома 176 тыйына за 1 кВт/час. К этой цене добавляется цена за транзит по территории Казахстана. Протяженность страны с севера на юг составляет 1 тыс. 652 км. В этом случае прямого транзита через ЛЭП-500 АО «KEGOC» (НЭС Казахстана) даже и речи не может быть. Возможно, транзит осуществить путем замещения: электроэнергия передается Россией на границе Казахстаном, а РК переток энергоносителя производит на границе КР. При этом Казахстан должен изменить схему электроснабжения и электропотребления на границах передачи, транзита электроэнергии Кыргызстану. В зимние месяцы РК из-за загруженности ЛЭП-500 не имеет возможности передачи электроэнергии в объеме 2 млрд кВт/час. В начале РК должна по протоколу о взаимных поставках электроэнергии на период 2021-2023 годов произвести экспорт в объеме более 400 млн кВт/час. Возможно, импорт электроэнергии из России будет произведен в незначительных объемах до наступления холодов или после окончания отопительного периода.
При покупке электроэнергии из РФ в объеме 3 млрд кВт/час разница более 13 млрд сомов будет возлагаться на ОАО «НЭСК», ОАО «Электрические станции» и распредкомпании, у которых убытки за 2020 год составляют более 8 млрд сомов.
В крайнем случае кабинет министров признает эту задолженность суверенным и будет накладываться на республиканский бюджет КР. В целом импорт электроэнергии из России, будет экономически невыгодным и технически трудновыполнимым.
Но необходимо согласиться с Женишбеком Байгуттиновым, что вода является товаром (как и газ с нефтью), подлежащим оплате.
Эксперт ТЭК Расул Умбеталиев.