Добавить свою статью
4 Октября 2021
К вопросу о стабильности национальной валюты
Стабильность национальной валюты является благом, но у каждой медали есть и оборотная сторона. Незыблемость курса сома в Кыргызстане для многих чуть ли не стала какой-то священной мантрой, что препятствует гибкости обменного курса. Нужна ли такая стабильность, которая диктуется больше соображениями политической целесообразности, нежели экономическими реалиями.

Основными партнерами нашей страны в рамках ЕАЭС являются Россия, Казахстан, Беларусь, откуда ввозим и куда экспортируем большую часть продукции. А как дела обстоят у них по сравнению с нами? К примеру, если взять за отсчет предкризисное лето 2008 года, к доллару курс рубля составлял около 23, а доллар/тенге - 120, у нас около 35.

В данное время к доллару примерные курсы соответственно: рубля около 73, тенге – 425, сом – 85.

За прошедший период рубль девальвировался в 3,2 раза, тенге в 3,5 раза, белорусский рубль более чем в 10 раз, соседский узбекский сум примерно в 8 раз, а наш сом в 2,4 раза. Следует учесть, что до марта 2020 года сом к доллару несколько лет держался на отметке около 69,9, еще более существенно отставая в темпах девальвации. Разве у них экономика слабее нашей?

Они идут на это, чтобы дать своим производителям конкурентное преимущество, укрепить экспортный потенциал и повысить деловую активность. Например, если сом к доллару упал в 2,4, а тенге в 3,5 раза, получается, что только за счет валютной политики кыргызская продукция стала дороже казахской примерно на 46%, а удорожание по отношению к российским товарам составило около 33%. До марта 2020 эти цифры были еще более существенно выше. Россия при сегодняшних ценах на нефть в 70-80 за баррель долларов при желании могла бы значительно укрепить курс рубля, но ЦБ РФ не идет на это, предпочитая покупать доллары, наращивая золото-валютные резервы, заодно поддерживая экспорт. Сдерживая ослабление сома, Кыргызстан подрывает позиции своих экспортеров и поощряет увеличение импорта. К примеру, в периоды резкого ослабления тенге у нас на прилавках появлялся сыр из Казахстана, хотя это многолетняя традиционная статья экспорта наших молочных предприятий в эту страну. Временами в Алматы наш картофель не мог конкурировать по цене с белорусским или российским, несмотря на то, что географически мы находимся совсем рядом. Список можно продолжить. Из-за сложившегося обменного курса у нас нет баланса между экспортерами и импортерами: маржа у последних значительно выше; пока первые испытывают трудности с продвижением своей продукции, вторые расширяют номенклатуру и объем ввозимой продукции. Если подобная валютная КР продолжится в дальнейшем, она добьет остатки производств, производящих товары на экспорт, затруднит развитие нарождающейся легкой промышленности и ухудшит положение субъектов сельскохозяйственной деятельности.

Правительство может декларировать о стремлении развивать экспорт и уменьшить импорт, но экономические реалии не позволят этого добиться, пока мы сами себе создаем трудности. В темпах девальвации национальной валюты Кыргызстану необходимо хотя бы придерживаться усредненного графика наших основных партнеров и соседей. Другое дело, что это должно идти плавно и постепенно, из квартала в квартал, а не так, когда розничный курс в банках к доллару долгое время держали на отметке 69,9, а в марте 2020 года почти что рывком его передвинули на 84,9. Такие резкие скачки ослабления валюты приводят к панике и шоку у валютных заемщиков, создают атмосферу нестабильности и неопределенности для бизнеса. Если со временем удастся поступательно, без рывков, привести курс к требуемым соотношениям, значительно повысится конкурентоспособность многострадальных отечественных экспортеров, ускорится возникновение новых, это приведет к оживлению экономической деятельности, увеличению экспорта и уменьшению импорта. Объем валютных переводов мигрантов в пересчете на нашу валюту станет больше, а у НБКР будет больше возможности для наращивания золото-валютных резервов путем покупки излишков валюты.

Связанный с процессом плавного, многомесячного ослабления курса сома рост цен на импортные товары не будет прямо пропорционален его темпам, так как будет сдерживаться покупательной способностью населения, объем реализации импортных товаров уменьшится, вследствие чего усилится конкуренция между импортерами, снизится их маржа, потому что часть расходов из-за курсовой разницы рыночным способом будет возмещена из их прибыли. Таким образом произойдет выравнивание маржи экспортеров и импортеров, они окажутся в равных условиях. Конечно, в тактическом плане стране придется потерпеть, но стратегически это позволит не только сохранить, но и нарастить промышленный потенциал, улучшить отечественным бизнесменам и зарубежным инвесторам условия для создания новых производств, что приведет к увеличению количества рабочих мест и повышению их качества, вырастет заработная плата, в лучшую сторону изменится структура экономики.

Если оставить все как есть, сама жизнь рано или поздно заставит к этому прийти, только издержки будут совсем другие и останется к тому времени хоть какая-то значимая промышленность?

Талантбек Керимбаев, экономист.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×