Итак, вопрос с привлечением военнослужащих к мероприятиям по подавлению контрреволюционного переворота был решен, но вот незадача – их всего 200 человек. Этого не хватит даже для выставления жиденькой цепочки вокруг Дома Правительства. Нужно было срочно находить другое решение.
В свое время мне довелось служить командиром взвода Внутренних войск МВД СССР и принимать участие в подавлении бунтов заключенных в исправительных лагерях, коих в г. Петропавловске Казахской ССР было предостаточно. Затем во второй половине 90-х годов служил в Ошском погранотряде – сначала пограничным представителем, а затем начальником отдела Службы собственной безопасности. Начальником погранотряда был полковник А. Шабас – командир от Бога, великолепный стратег и тактик. Я старше Шабаса на 10 лет, но и мне было чему у него поучиться. А. Шабас своими бесконечными учебными тревогами довел до совершенства приемы и методы защиты военного городка от нападения извне. Он установил поочередность и порядок действий почти каждого военнослужащего, придумал оригинальный способ применения пожарной машины, боевой техники по блокированию ворот, периметра военного городка и многое другое. С таким командиром никакие нападения извне нам были не страшны. Наделенный природной смекалкой А. Шабас никогда не паниковал, в любой ситуации сохранял выдержку и хладнокровие, всегда находил выход из казалось бы безвыходного положения. Он был моим кумиром и я старался во всем на него походить.
И вот в тот день, 5 августа, я вспоминал своего молодого командира А. Шабаса и думал, чтобы он делал на моем месте – секретаря Совета безопасности республики. Я стал «догонять», что если тысячи людей соберутся на Старой площади, то они сразу поймут, что Дом Правительства практически беззащитен. Да и сам Дом Правительства, в котором окопались «ненавистные» чиновники, будет действовать на толпу, как красная тряпка на разъяренного быка! Следовательно любыми способами нужно было сделать так, чтобы люди не смогли попасть на Старую площадь!
Обращаюсь к министру обороны Кудайбердиеву:
- Абибулла, сколько у тебя БТРов?
- 2-3 штуки найдутся, остальные на Юге, много сломанных, проблема с запчастями…
Я уже держал в уме 45 военизированных джипов цвета хаки с открытыми кузовами, которые американцы недавно подогнали для Минобороны:
- Абибулла, у вас есть 45 американских джипов, посади в открытые кузова по три-четыре солдата в касках, с автоматами и холостыми патронами, там же в кузовах установи ствольные орудия: пулеметы, гранатометы, если есть возможность прицепи к джипам минометы, пушки и т.п. Пусть курсируют по улицам в центре города! На светофоры не обращайте внимания, демонстративно нарушайте ПДД, пусть от военных шарахаются в разные стороны – не только машины, но и люди! Поднимай в воздух вертолеты, пускай на предельно низкой высоте с ревом и грохотом проносятся над Старой площадью, над толпами людей – везде, где они собираются. Нам сейчас нужна акция устрашения! Пусть лучше мы, военные, будем всех пугать в городе, а не «барктабасовцы»! Других путей предотвратить госпереворот я не вижу!
И тут министр обороны огорошил меня признанием:
- Джипов у нас нет!?
- Как нет? - вопрошаю я. А где, ж они?
- Находятся на ж/д станции, еще не успели растаможить…
Связываюсь с руководителем республиканской таможни Кулматовым:
- Кубанычбек, слушай внимательно. Я секретарь Совета безопасности республики Алик Орозов! Сейчас готовится захват Дома Правительства! У тебя на ж/д стоят нерастаможенными 45 американских джипов, предназначенные для Минобороны. Дай команду, чтобы эти джипы были немедленно выпущены – у нас нет времени! Через час будет уже поздно!
Кулматов сработал оперативно и через 10 минут сообщает:
- Алик-байке, команду отдал, пусть военные приезжают на станцию и забирают свои джипы.
Молодец, все-таки, этот Кулматов! Понятливый и адекватный.
Затем звоню пресс-секретарю президента Розе Даудовой и прошу срочно прибыть в кабинет министра ВД. По прибытию ввожу ее в курс дела. Говорю, что сейчас в центре города появятся военные на бронемашинах, все время с грохотом будут кружить вертолеты и пугать горожан, возможно, начнется паника. Нужно поднять на ноги все СМИ и открыто сообщить жителям всю правду: некие деструктивные силы готовятся совершить госпереворот! Но люди не должны беспокоиться – силовики не бросят свой народ в беде и будут жестко пресекать любые противоправные действия.
Через некоторое время Роза Даудова звонит мне:
- Алик Карыбаевич, реакция у людей отличная! На фоне военных машин провели блиц-опрос: горожане с одобрением, пониманием и благодарностью относятся к проводимой акции, говорят: наконец-то власть не разбежалась и не спрятала головы в кусты, наконец-то она показала свои «зубы» и народ почувствовали, что есть сила, которая их защитит!
Такая оценка горожан еще более вдохновила нас и придала нам решимости довести начатое дело до конца! Но опять случилось непредвиденное…
Вышел на несколько минут во внутренний дворик МВД перекурить, а затем что-нибудь перехватить в буфете. Возвращаюсь в кабинет. Оба министра смотрят на меня как-то обреченно и подавлено:
- Звонила Роза Исаковна, очень рассержена, говорит, что ей без конца звонят знакомые, выражают беспокойство по поводу появления в городе большого числа вооруженных людей, а низко летающие и грохочущие вертолеты распугали всех горожан. Президент возмущена: - что там у вас, война началась, что ли? Приказала немедленно убрать вертолеты и отправить солдат в казармы! Нам пришлось выполнить ее приказ…
Тут, уж, я прихожу в бешенство!
- Вы, что, оба сдурели! Кого Вы слушаете?! Она же женщина и ни черта не мыслит в военных делах!
Разворачиваюсь лицом к министру обороны:
- Абибулла, мы с тобой профессионалы и нам лучше знать, что нужно делать сейчас, когда готовится государственный переворот! Возвращай обратно вертолеты! За невыполнение приказа Президента буду отвечать я один! (позднее я узнал, что Розе Исаковне звонил знакомый человек, приближенный к Барыктабасову, но об этом она не могла знать).
Вертолеты снова поднялись в воздух… Должен отметить, что именно они, вертолеты, сыграли решающую роль в рассеивании толпы людей: в сквере имени Горького, парках и других точках города. Еще, бы! При виде пикирующего на тебя с невероятным грохотом боевого вертолета с грохотом с подвешенными под брюхом ракетами – немудрено наложить в штаны! Чтобы выдержать такую психическую атаку, нужно иметь «железные» нервы! А на Старую площадь, при виде большого числа круживших военных машин, в котором находились «вооруженные до зубов спецназовцы», никто так и не посмел сунуться…
Один вертолет мы направили в район «Киршелка» на подмогу полковнику Рысалиеву. Позже Зарылбек рассказывал: при виде ревущего геликоптера, спускающегося на головы «барктабасовцев», некоторые дрогнули и побежали, спровоцировав панику, все бросились в рассыпную. Тут уж бойцы сводного батальона не стали сдерживать своих чувств и эмоций и оттянулись по полной: догоняли и от всей души прикладывались дубинками к спинам убегающих горе-мятежников.
Устрашающее воздействие на участников «иссык-кульского десанта» оказал даже не вертолет, а служебные собаки, которые срывались с поводков, легко догоняли и набрасывались на убегающих. Многие спасались от свирепых собак, перепрыгивая через заборы и забегая в первые попавшиеся дома. Точными сведениями о количестве людей, искусанных собаками, не располагаем – никто с исками в судебные инстанции не обращался.
Позже на одном из тоев ко мне подошел один из дальних родственников моей супруги:
- Алик-аба, никогда и ни за какие деньги не буду участвовать в такого рода делах, получил урок на всю жизнь… Никогда в жизни меня так сильно не били, как тогда, 5 августа, в районе блок-поста ГАИ, лежал за забором одного дома, весь избитый, искусанный, думал, что там и помру… Но на Вас не обижаюсь, Вы выполняли свой долг…
Что касается Барктабасова, то ему ничего другого не оставалось, как уносить ноги – обратно на Иссык-Куль. Он со своими близкими соратниками уходил от погони на трех джипах и за ними был послан вертолет.
Все… Мы свою задачу выполнили: МВД, министерство обороны, республиканская таможня, СМИ, слаженными и согласованными действиями предотвратили попытку государственного переворота. Усталый, но с хорошим настроением и чувством исполненного долга я вернулся в свой кабинет на третьем этаже Дома Правительства.
Вечером, уже дома, смотрю новости по телевизору. Почти через каждый час по всем телеканалам показывают пресс-конференцию председателя ГКНБ генерала Кенешбека Дуйшебаева, на которой он живописно в деталях рассказывал как ему во главе спецназа пришлось на вертолете догонять и загнать Барктабасова на кукурузное поле в Иссык-Атинском районе, на котором и был осуществлен захват преступников. Генерала облепили журналисты, корреспонденты с микрофонами, камерами, каждый старался крупным планом показать телезрителям главного героя дня, предотвратившего государственный переворот и спасшего столицу от погромщиков и мародеров.
Звоню Байболову:
- Кубат, ты смотришь новости?
– Да, смотрю…
- Как, спрашиваю, получилось, что Дуйшебаев оказался на вертолете?
- Он звонил мне, говорит, что находится в «Киршелке» вместе с группой «Альфа». Дай, говорит, вертолет, я догоню и задержу Барктабасова. Ну, я и дал. Пускай хоть так обозначит свое участие в операции…
Я тоже, подумал, пускай – страна должна знать своего героя-спасителя – в лицо! Не будешь же из-за этого ссориться с председателем ГКНБ!
Теперь коротко о самом главном персонаже событий 5 августа 2010 года – Урмате Барктабасове. 17 июня 2005 года наш «герой» уже предпринимал попытку совершить контрреволюционный переворот, штурмовал Белый Дом и дошел почти до 7-го этажа здания. Но потерпел неудачу.
Скрывался от правосудия в соседнем Казахстане, а затем в Арабских Эмиратах. Спустя 5 лет, весной 2010 года, общественно-политическая ситуация в Кыргызстане снова обострилась, не прекращались митинги, но уже с требованием: «Бакиев кетсин!». Кыргызское общество снова было беременно, но уже – Апрельской революцией.
Оппозиционные силы разделились на два лагеря: в одном – группа очень амбициозных деятелей, вынужденных заключить временный союз между собой (Атамбаев, Текебаев, Сариев, Исаков, Бекназаров, Отунбаева) – будущие «временщики». Другие оппозиционеры, чувствуя, что будут обделены и им ничего не достанется от государственного пирога, стали группироваться вокруг Урмата Барктабасова – человека не менее амбициозного и более бесстрашного, чем все остальные беловоротничковые оппозиционеры.
Эта, вторая группировка оппозиционеров верила в своего лидера и не сомневалась в том, что Урмат действительно не побоится штурмовать Белый Дом. Тем более, что он уже имел «боевое» крещение. Находясь вдали от Родины, Барктабасов основательно готовился к захвату власти. У него было много сторонников почти во всех структурах власти, особенно в органах милиции, в описываемый период времени на меня выходил выше упомянутый полковник милиции Бейшен Акун и «железно» обещал должность председателя ГКНБ, если я примкну к их «Движению». Говорил, что их лидер полностью осведомлен обо мне, читал в прессе мои анти-акаевские и анти-бакиевские статьи и очень хотел бы, чтобы я поддержал его. Из чего я заключил, что надежных людей в ГКНБ у Барктабасова нет.
В мае 2010 года уже после Апрельской революции, меня, все еще безработного, пригласил на приватную беседу экс-спикер ЖК Мукар Чолпонбаев, открывший частную адвокатскую контору и загадочно улыбаясь, произнес:
- Алик, тобой интересуется один человек…
Догадаться, кого имел ввиду Мукар Шалтакович, было не сложно: в июле 2010 года он вместе с Урматом Барктабасовым участвовал в захвате Белого Дома. Я ответил, что такой авантюрист с непомерными амбициями, как Урмат Барктабасов, вряд ли сможет вывести страну из глубочайшего кризиса, а дров наломать сможет очень много!
Готовясь к захвату Дома Правительства, Барктабасов, надо признать, удачно подобрал время и все правильно рассчитал: все силы и средства МВД, ГКНБ, Минобороны, МЧС, переброшены на Юг республики, слушатели Академии МВД и курсанты военных училищ – на каникулах. Столица практически осталась беззащитной! Достаточно собрать несколько тысяч человек и Дом Правительства будет легко взят. Барктабасов не мог не понимать, что взять власть – это пол-дела, труднее удержать ее в руках и, здесь, без поддержки южных кланов ему не обойтись. Уверен, что последние, зная, что первый лагерь оппозиционеров (будущие временщики) близко не подпустят их к власти, сделали ставку на северянина Урмата Барктабасова и оказали ему поддержку не только отправкой нескольких тысяч молодых ребят для участия в массовке, но и оказали солидную финансовую помощь. Урмат Барктабасов очень был близок к достижению намеченной цели, но у него снова получился облом…
P.S. Мой дорогой читатель, прошу не думать, что я занимаюсь самопиаром и домогаюсь какой-либо должности. Мне уже за 70 и я пребываю в таком возрасте, что мне уже ничего не нужно. Хочу только одного: чтобы наш опыт был использован на благо общества (а всякого рода ЧС у нас будет ой как много), но не так, как это было использовано во время «великой» октябрьской революции 2020 года!
Когда 5 октября митингующие за одну ночь захватили Белый Дом и президент Сооронбай Жээнбеков готов был уже отречься от престола, на него вышли люди и обнадежили его, сообщив ему, что есть человек, знающий как можно разогнать всех этих митингующих и восстановить порядок в столице, и назвали имя генерала Таалайбека Омуралиева, который 10 лет назад, 5 августа 2010 года, будучи еще начальником главного штаба МО, провел блестящую операцию по подавлению попытки государственного переворота! (не исключаю, что и сам Омуралиев каким-то образом мог выйти на президента Жээнбекова).
Отставной генерал, экс-министр обороны Т.Омуралиев немедленно был назначен начальником Генерального штаба Вооруженных сил Кыргызской Республики. Он сразу же вывел для устрашения на улицы Бишкека новенькие бронемашины.
Я был абсолютно уверен в том, что сколько бы не вывел на улицы столицы БТРов и танков генерал Омуралиев, Сооронбая Жээнбекова это бы никак уже не спасло!
Ситуации августа 2010 года и октября 2020 года принципиально отличались одна от другой! И эта акция устрашения, предпринятая начальником Генштаба, была абсолютно бесполезной! Не БТРы бы разогнали митингующих, а люди, готовые идти «До конца!», заставили бы военных ретироваться обратно в казармы!
Это я к тому, что нельзя применять один и тот же шаблон на все случаи жизни! Каждый раз нужно думать головой.
Алик Орозов
экс-секретарь Совбеза, ветеран спецслужб Кыргызской Республики