«… Наше общество, каждый человек живет
ныне в жанре трагедии.
И не только личной.
Её переживает всё человечество».
Ч.Айтматов
Трагичность женской судьбы – традиционный мотив кыргызской литературы. До Султана Раева мы возлюбили и сопереживали Ажар, патриарха кыргызской литературе К.Баялинова, Мунабие К.Акматова, грандиозным трагическим образам таких женщин Ч.Айтматова как Айман-ана, Толгонай, Сейде и т.д.
Немало ученых писателей и драматургов приложили свои усилия к раскрытию трагического образа «Алайской царицы» - Курманжан датки, ставшей символом исторической трагедии кыргызского народа в конце XIX и - начале XX вв. Однако, надо отдать должное Султану Раеву, ему удалось раскрыть читателям и зрителям трагедию Курманжан датки наиболее полно, глубоко и психологически тонко в своей пьесе «Плач царицы».
Трагедия Курманжан началась тогда, когда её совсем уже девочку, насильно выдали замуж за человека, которого она впервые увидела в день свадьбы. Муж оказался намного старше неё, который душил ее жизнь, душил все что было в ней живого и светлого. И она бросает решительный вызов традициям феодально – патриархального общества и возвращается к отцовскому дому. Это ли не трагедия? Вокруг Курманжан вырастает стена отчуждения: её осуждают все, даже те, которые в жизни поступали во сто крат хуже.
Как писал Ч. Айтматов «трагедия - горький спутник счастья».
Через три года самозаточения у отцовского очага, Курманжан была замечена самим Алымбек датка – фактическим правителем юга кыргызского горного края. На предложение датки свататься, она с присущей ей внутренним достоинством и аристократической гордыней ответила: «Датка, пока меня не освободят от брачных уз, по законам шариата, не то, что вы, даже Кокандский хан не может на мне жениться». Алымбек датка освободил её от брачных уз и женится на ней.
В пьесе С.Раева «плач царицы» раскрывается искренность, естественность чувств и поступков, чистота мыслей и глубокая трагичность её любви к мужу. Её любовь к Алымбеку датке была плодотворной, что исключает пассивность, стороннее наблюдение за жизнью любимого человека, она подразумевает труд, заботу, ответственность. Курманжан сразу же становится советником, правой рукой датки, на зависть его соперникам и врагам, народила ему аж пятерых сыновей. В пьесе С. Раева Курманжан вспоминая давно ушедшего из мира сего мужа сокрушается: «Соскучилась по тоскующему от разлуки со мной Алымбеку».
После смерти мужа Курманжан занимает его место, что опять-таки воспринято патриархальным обществом неодобрительно, что в пьесе «Плач Царицы» выражается устами Силуэта (символ рока, судьбы): «Ты (имеется в виду Алымбек датка) получил, что заслужил. Дав власть в ханской ставке мерзкой бабе, ты совсем ополоумел и сдурел».
В роли главы ханской ставки Курманжан продемонстрировала себя подлинным лидером, целиком посвятила себя консолидации общества, мобилизации сил и средств для самозащиты и самовыживания разрозненной нации. Обаятельная и красивая женщина, полная душевных сил и энергии, искусно сочетала личную дипломатию с умелым использованием сильных и слабых сторон каждого рода и племени, отдельных семейных кланов. Её железная воля, теплый характер, имидж «доброй матери», простая, но весьма эффективная риторика и чётко поставленные требования к каждому исполнителю её решений, обеспечила успех Курманжан на переговорах и с Кокандским ханом, и эмиром Бухары, и царскими генерал-губернаторами. Оценив эти лидерские и человеческие качества Курманжан, её огромное влияние и авторитет среди широких слоев народных масс, Бухарский эмир Музаффар присваивает ей почетное звание «датка», что равнозначно российскому званию «генерал».
Сущность трагизма у Раева заключается в том, что свойства его героев раскрываются через трагические переживания, наталкиваясь в своих движениях к истине, к праведности, к справедливости на противодействие отрицательных сил действительности. Так, Курманжан датка оказалась в тяжелейшей ситуации, когда, с одной стороны, одряхлевший феодально – патриархальный строй, огрызаясь, уходил с исторической арены, с другой стороны, под флагом русского царизма наступала зарождающаяся молодая русская буржуазия, которая несла с собой еще худшие формы колонолиазма и порабощения человека, дух разнузданного хищничества, царство «чистогана». Кыргызская феодальная знать, вся правящая элита, в том числе сама Курманжан датка и все её сыновья открыто сражались против царских колонизаторских войск и терпят поражение. Вместе со своим народом она бежит в Кашгар, но туда их не пускают.
При возвращении Курманжан датка была взята в плен русскими войсками. Тогда она со слезами на глазах изрекла: «я теперь раба русских, которые могут делать со мною что угодно, такая, значит, воля Аллаха».
В преодолении трагической ситуации человек гибнет или выпрямляется. Не погибла она. Своей гениальной интуицией предощутила зарницы наступающей новой революционной эпохи, что в конечном счете выведет кыргызский народ на столбовую дорогу мировой цивилизации. И в течение всей остальной жизни она была и оставалась активной поборницей вхождения Киргизии в состав России. Она была внесена в реестр правящих фамилий двора Романовых, получила чин полковника, российская аристократия обращалась к ней «Ваша светлость».
Острые трагические проблемы современной молодежи постсоветского Кыргызстана отображены в драме С.Раева «О, кыздар!» (О, девушки!)».
Здесь речь идет о трагической жизни сельских кыргызских девушек, родившихся и возросших в конце 80-х годов прошлого века, когда принудительная демократизация и дикий капитализм разрушили устои кыргызского советского общества. За считанные годы народ потерял все, что было нажито за прошедшие 70 лет советской власти. Полная катастрофа аграрного сектора, безработица и нищета населения ускорили процесс урбанизации, что означает «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни. Достаточно, всмотреться на новые застройки и поселения вокруг Бишкека.
В пьесе С. Раева сельские девушки из разных районов где-то в городе нашли работу и поэтому им досталось это общежитие. Попали они в жуткую, запредельную ситуацию. С одной стороны, они порабощены уродливым бытом, лагерными условиями общежития. Не имея ни кола, ни двора, зарабатывая мизерные деньги, они страдают от постыдной бедности и убогости быта. С другой стороны, девушки еще далеки от подлинной мегаполисной культуры, отчуждены от коренных городских жителей, постоянно испытывая комплекс неполноценности. Таким образом, в городе сложились, по существу, две социальные группы, две культуры, далеко не симпатизирующие друг другу. Часть граждан, считающие себя коренными горожанами, обзывают сельских мигрантов обидным словом «мырк», а эти товарищи, в свою очередь, называют тех «киргизами».
Без угрызения совести и страдания невозможно слушать монолог каждой из этих девушек, что пронизан трагическими чувствами одиночества и заброшенности судьбой. Каждая из них несчастна и одинока по – своему и мечтает о достойной жизни, желает испытать светлое материнское счастье, добиться уважения и авторитета у общества.
И, действительно, в реальной жизни они, как и все их сотни подруг и ровесниц проявляют чудеса человеческой терпимости и непреклонности, неустанным трудом становятся городскими учеными, писателями, бизнесменами, инженерами, учителями и врачами. Как показали социологические исследования, более 90% выдающихся кыргызских женщин, которые находятся в сферах науки, творческих союзов, высших учебных заведений, журналистики, спорта, культуры являются выходцами из кыргызского аила. И это вполне понятно. Ведь, базовая сокровищница талантов, коренной нации зиждется в селах, где проживают более 70% кыргызов.
Эффект данной пьесы С. Раева в том, что она ярко показывает как препятствие, трагедии закаляют человека, добавляют человеческой жизни новую глубину и силу.
Наш земляк, талантливый писатель, драматург Султан Раев недавно избран Генеральным секретарем международной организации «Тюрксой». Дорогой иним Султан, от всей души поздравляю тебя с этой высокой должностью, желаю крепкого здоровья и счастья!
Почетный академик НАН КР
Лауреат международной Сократовской
Премии «Имя – в науке».