Добавить свою статью
5 Мая 2022
Айсберг творчества Казахстана

Размышляя, беседуя, выступая на конференциях на тему о личностях мирового масштаба, а в настоящий момент о живой легенде казахского театра и кино Асанали Ашимове, я вспоминаю и каждую минуту возвращаюсь к его прекрасной книге с мемуарами о его ярчайшей для меня жизни «С любовью ваш А.Ашимов».

Читая эту потрясающую меня книгу, я сразу же вспомнил книги «Феллини о Феллини», «Бергман о Бергмане», «Антониони и обо Антониони», многие произведения такого стиля, где автор раскрывает себя и окружающий его мир. Подробности, детали, правда и откровение автора книги Асанали Ашимова, масштабного, ярчайшего в интеллектуальном и чувственных мирах маэстро, для меня были отдыхом и трепетными часами, словно я вернулся в своё детство, в детство и молодость моих предков. Наши предки веками проходили схожую жизнь.

Одна из тем автора о шанырак – куполе юрты, главном символе и основании нашего кочевого дома упирающегося в небо словно указывает на тоннель тянущийся к нашему прошлому. Родившемуся от неба и возвращающегося к нему. Кочевые народы всегда параллельно со своим земным видимым караваном несли над собой по небу невидимые глазу духовные караваны. В которых жили истории их предков о которых не уставая веками вещали акыны и все потомки. Они сутками помнили и говорили о жизни исчезнувших, ныне невидимых людей их рода и других родственных родов. Как везут свои корабли жители приморий, так кочевники везли в головах и сердцах свои истории, которые сегодня мы видим в мемуарах наших аксакалов, в романах, пьесах, киносценариях. Прежде акыны несли нашу историю, а сегодня все художник-поэты, все творцы среди которых актеры словно главные реализаторы - рабочие их воплощений на сцене и пред камерой. Караван духовности продолжает идти неся прежние и нынешние души народа. Современные деятели продолжают создавать новый караван истории нового времени и народа. А народ сам продолжает создавать свой многообразный, многоконтактный с другими мирами мир, продолжая воспитывать свои будущие поколения.

Современные условно говоря «айти дети», что и есть продолжение наших народов находятся в среде взаимодействия с окружающим миром, учитывают многие тонкости, нюансы в разных областях современности. О переходах от поколения к поколению, изменении общества вижу в содержании глубине книги. Вижу упоминаемый обширный контакт Казахстана с огромным количеством наций, и это его особое геополитическое, историческое место в мире. Казахстан имеет сложный исторический путь среди многих государств, на огромной территории, где вечно надо было сохранять свою политику, культуру. Говоря о народе и личностях, рожденных народом хочется в первую очередь говорить не о политиках, экономистах, а о лидерах в области культуры, искусства, актерах, писателях, художниках всех творцах. Как и автора книги я вижу всех их поэтами рождающими новую духовную вселенную. Они опираясь на свои корни веками создают древо истории порождающее новые деревья, стволы, ветви, листья и плоды. Поэты это все деятели культуры и об их поэзии хочется упоминать дальше.

В столь понравившейся мне книге я видел мир не только творцов упоминаемых мной, как поэтами, но все слои общества, страны прежнего государства, что также очень близко мне и также кажется мне особым, дорогим миром. Тогда все мы болели за всю страну, ибо прошли школу октябрят, пионеров, комсомольцев, кто-то коммунистов. Ценность не в советской идеологии, а в нас любивших дисциплину, профессионализм, патриотизм. Каждое время индивидуально и по своему интересно. История судеб указанных автором описывает историю всего народа, создавшего его самого и стоящих за его спиной исторических личностей, также не забывавших свое прошлое тянувшееся корнями в прошлые века. В прошлое, которое не имеет конца и начала, как и будущее. У всех была жажда создать особый будущий мир для детей и потомков. Весь народ, не одни родственники, имели огромное значение для сыновей страны, заботившихся о будущем.

Темы, упомянутые автором в книге, разнообразны и многочисленны, потому упоминая о книге, начинаешь говорить на все темы страны созданной не одними большевиками, не в одном 1917 году, но Всевышним миллионы лет назад, когда появился первый человек. Темы упоминаемые автором далее затронут создателей нации, весь народ, творцов всех направлений, детей своего народа. Сопровождая сюжетику книги, также хочется возвращаться то в прошлое, то в будущее, в настоящее и вновь прошлое, перемещаясь во времени. В этой книге все краски человеческих чувств и битв души с разнообразием деяний человечества, пробуждают воображение, сопереживания за любимых и не любимых людей, за всё человечество. 

Погруженность в данную книгу вернула меня в то время, когда я увлеченно читал романы и повести, а ныне пьесы и киносценарии. Передо мной раскрылось многое, что я не видел в живущем рядом со мной мире. Читая истории времён моего отца и деда, я вдруг видел и радовался историям жившем на соседних горах и полях. Словно увидел тайны жизни моих отцов и моей личной жизни, так это всё мне близко. Истории Асанали Ашимова напоминают мне судьбы моего отца и моего деда. Отец моей матери родившийся в 1906 году уже в десять лет, т.е. в 1916 тяжелом для всех азиат году остался без отца и матери. Но в силу своего обаяния и трудоспособности мальчик Жукеш стал кладовщиком у байской семьи. Арестовывался НКВД, но остался в живых. Мой отец Жалил в пять лет потерял мать, а в 27 отца. И все их истории мне вспомнились при соприкосновении с мемуарами агая.

Истории напоминают биографии великих писателей и всех деятелей. Для меня эпизоды этой книги, то что я никогда не встречал, а это… Пятилетние малыши сидя на быках кружат у мельницы, падают на землю, попив чай снова едут на работу, оставшийся ночевать один в школе, видит ночью шайтанов, повзрослев за ночь. Видение весьма сверх реалистическое, мистическое, что я тоже прошёл во снах. Когда в село пригнали депортированных, в первую очередь помогали самым бедным и сиротливым вместе с чужаками, ибо колхоз был как одна родня. Впечатлителен случай повзрослевшего юноши, когда он бросив школу убегал по степи от преследовавшей матери. Не любя город нового бытия, автор желал вернуться в родное село. Затем вернувшись в город с бойким парнем напарником, стал посещать вечеринки с танцами, городские парки без девушек. Так приобщился к цивилизации. Интересно начал работать в театре, а в селах как и прежде не любили актеров и он это скрывал. Появился в массовках не зная, как себя вести дальше, встретил Мухтара Ауэзова пробудившего страсть к чтениям, интеллектуализму ставшими переломными моментами в жизни.

Удивительны названия глав-эпизодов и истории внутри них. Мне интересны ситуации рождаемые в сценарии жизни агая, их повороты, откаты, разрешения ситуаций, ведь они заканчиваются неожиданно и нестандартно. Это уже говорит о том что если человек видит необыкновенный, нестандартный мир вокруг себя, то естественно твое видение в жизни, в кино - театральных произведениях будут нестандартными. 

В одном из эпизодов агай упоминает Шакена Айманова, как играя малышом он рыдал среди односельчан и они удивлялись его натуре. Пожалуй так и есть половина талантов приходит от бога, половина завоевывает мир искусства ярым трудом.

Согласно биографии автора он прожил все человеческих страдания, как и все великие писатели, но превращая это в свою творческую силу, имел в душе миллионы непростых тяжело прожитых событий, травм сердца и головы, но и добрейших встреч с человечнейшими земляками. Это становится твоим творческим оружием и багажом в профессии. Потому кто из актеров не встретил в жизни море проблем, ему не иметь богатый багаж психопереживаний. Для меня это особо ясно и интересно, ибо я прожил не мало непростых ситуаций. Но даже если человек не стал писателем, актером, режиссером, профессиональным певцом, что тоже мог бы петь и сочинять песни о прожитом, этот багаж большое богатство для любой профессии и судьбы. 

Объём неожиданных событий, резких поворотом, глубины переживаний автора, моих со- переживаний рожденных во мне автором, напоминали мне яркие сценарии и фильмы, романы и повести на которых сложилось не только моё, наше сознание. Мне подумалось, эта яркая личная жизнь, судьба великого человека скромно называющего себя простым человеком помогают тебе увидеть многое скрытое за стенами твоей личной жизни, жизни без ярких явлений. В душе и личной истории каждого человека много невидимых историй. Все они невидимые окружающим миром, можно образно говоря назвать нереализованными творческими островами, кораблями судьбы, невидимыми караванами проживаний, спрятанными в глубине твоей душе. И пока ты не реализуешь собравшиеся внутри тебя годы страданий и мучений в ярких произведениях, таких как повести, сценарии, пока не сыграешь исходящие оттуда роли в спектаклях, фильмах тебя будет вечно теребить прошлое. Но как нам известно мир вокруг может быть и чрезмерно жесток и мягок, но он формирует тебя, а ты помогаешь его изменениям. Исходя из мыслей, идей книги хочу много раз повторять – все твоих успехи, развитие личности, непростая судьба рождаются от контакта с интереснейшими людьми, путешествия по жизни в сложнейших обстоятельствах времени. Об этом и говорится дальше.

Автор со студенческих лет писал дневники, что важно для творческого человека и что надо рекомендовать всем студентам творческого направления. Воспоминания – это прошлое, успехи с провалами сегодня – это настоящее, наши дети – это будущее. Описывая такое, мы как и наш автор в своих судьбах проходим многократно и ежедневно схожее или же прямо противоположное, что зависит от социального положения и родителей. Восхищаясь сильной памятью автора, а она важна, необходима для творческого человека, предлагаю всем иметь дневники и записи прошлого, где зафиксированы все события, чувства – эмоции, пройденные драмы. Таким образом автор будит меня, заставляет проснуться, сопереживать, сострадать за людей, думая не только о себе. 

Как и автор я начал писать дневники в студенческие годы, перечитывая их через месяцы и годы хотел не повторять ошибки и пройденный путь. Стоит чистить следующе шаги жизни на следующей ступени жизни. Совершенствуя взгляды на мир, на себя, уходя из мира эгоизма в мир добра, любви к окружающим. 

Любому человеку есть что вспоминать, рассказывать о своем прошлом. Они могут быть не яркими и сочными, но главное чтобы твоя личная история была связана с историей народа. История автора, как и многих личностей связана со своим с народом. Яркий индивидуализм не может быть сформирован, если не набрать опыт и черты характеров от окружающего тебя народа. Выросший среди народа автор мемуаров, вышедший из него, но не из изолированной городской среды, опирается на свои национальные традиции, исторические мораль и табу. Вспоминая кочевые истории предков автора переместившихся из западного Казахстан до Тараза сразу вспомнилось, как большевики потребовали в 1930 годах от наших народов прекратить кочевать, став оседлыми народами вошедшими в жизнь колхозов. Но новая сфера внешнего обряда, стиля жизни не может поменять внутреннее содержание народа и народ сохранил, передал своим детям черты своих предков. Предки автора прошли 1916 год, 1930 годы и всё это сохранилось в генах потомков. Это именуется психоколодцем нации, где заложена вся пережитая им история. Психоколодец автора со всем его жизненным багажом мне хочется также именовать в творческом параллельном образе – «принцип айсберга». Айсберг человека виден в его характере, поведении живущем в глубине души, он создан прожитыми травмами, всесторонним контактом со всем миром. Человек всегда хранит во всех клетках, как айсберг под водой свои огромные жизненные страдания и радости прожитого прошлого мира. Человек с яркой судьбой, яркими событиями жизни легко может стать творцом, плыть по океану мирового творчества. Подобно острову-айсбергу хранящему под водой шесть гигантских частей, он хранит шесть подземных этажей своей яркой истории. Но вспоминая философию буддизма приходит мысль о том, что чем глубже у человека подвал его прожитых тяжестей и страданий, то параллельно этому у него столько же высоко в небо поднимается его душевный, духовный рост. Возвышенные чувства, высокодуховная связь с миром и небом. Таким образом я вижу не только переживания автора в глубине души, как у айсберга, но и невидимую парящую у облаков личную душевную вселенную. Если сравнивать с образами и символами мне это напоминает парящий в небе летающий шар – аэростат соприкасающийся с мировой духовностью и цивилизацией. Все эти образы рождаются, появляются, когда ты читаешь сочный, насыщенный яркими событиями материал как эти прекрасные мемуары.

Сегодня мы видим человека, что из-за глубины невероятных переживаний судьбы имеет свою гору духовного подъема. Поднявшись на Джомолунгму своего духовного пути, наш маэстро является особым гуру казахстанского мира искусства для молодёжи театра и кино. Гуру воспитывает своих учеников, что все тоже вырабатывают, растят свой индивидуализм. Индивидуализм в творчестве является главным инструментом и рычагом, фундаментом на чем строится структура будущих литературных, драматургических, театральных, кинопроизведений. Однако индивидуализм также основан на психоколодце нации, что исходит из его ген, национальной особенности рожденной прошедшими историями всестороннего развития нации. В психоколодце заложены все аспекты народа прошедшего непростой путь. Народ воспитывая друг друга складывает историю своей цивилизации, образно говоря выращивает национальные поля и горы своей нации живущей в бесконечном времени. Великие личности, лидеры этого народа помогают народу выточить из их «мира духовных скал» всевозможные экономические, политические, культурные скульптуры. Исторический портрет народа, его место в цивилизации планеты.

Говоря о книге ярчайшей личности театра и кино, я все равно вижу единство великих личностей любящих слово я. Об этом упоминает автор. Группы личностей - индивидуалистов все равно собираются в группы общей деятельности: писатели или художники собираются в союзы, кинематографисты постоянно входят в новые постановочные коллективы. Вижу в них гигантский национальный оркестр, где миллионы деятелей с разными инструментами и аппаратами. Писатели пишут для них текст, художники создают декорации и реквизиты, актеры и певцы реализуют наши сюжеты истории. Композиторы и аранжировщики дают нам свою музыку и трактовки. Мы словно гигантский оркестр, что организует все мероприятия и праздники, историю всех деяний и творений. Дирижером и худруком видим Министра культуры или госсекретаря. Вопрос в том какие они дирижёры.

Кого бы мы не упоминали в мире творчества, самые верха или низы, что в подтексте автора, всегда интерес вызывают не одни личности, но и идеи, ситуации, социальные конфликты, атмосфера складывающаяся вокруг них, их семей, групп, организаций.

В чем особенности визуальных искусств, их создателей, реализаторов? Мы сразу видим исходящие от них волны, атмосферу вокруг них, энергетику, как в атмосфере земли. Видно множество жизненных идейных, чувственных, исторических накоплений и это напоминает принцип айсберга. Они как люди-айсберги малы и крохотны пока не написали роман с планету или не сняли фильм для всего мира. Тогда мы видим, что этот крохотный с виду человек, изнутри как две вселенные. С короткой жизнью в 56 лет, как один день, он обхватывает весь мир словно исторический корабль, что несет наши острова культуры и цивилизации. Целый космос внутри такой личности несет свой загадочный гипноз. Писатель гипнотизирует затем романом, режиссер фильмом, актер кастингом и исполненной ролью. При встрече с автором книги которой я восхищен, с маэстро Асанали Ашимовым, любой кинорежиссер видит в нем силу гипнотической личности. Сразу хочет привлечь его на главные роли и в театре и в кино. Режиссеры знают, что для спектаклей и фильмов им нужен герой, что одним только часовым молчанием и взглядом интригует миллионы зрителей. И это приводит в залы весь мир, жаждущий сопереживания героям, взаимодействия с душой героя. Не важно «крестный отец» он или следователь. Зрителям хочется заглянуть всем в душу. И мастер театрального и киноремесла, гуру творчества стремится научить учеников этой тропе драматургических, режиссерских, актерских саспенсов.

Он как и его ученики занят поиском актуальных проблем окружающего мира. И тогда учась у мастера, ученик не прошедший тяжелых путей в личной жизни, через травмы получаемые тяжелыми фильмами и спектаклями, обретает искусственную вторую душу сострадания миру, человечеству. Сострадание, апатия ко всему миру воспитывают в ученике новые чувства, тревогу о мире, заботу о нем. Со временем он будет сопереживать даже погибающим растениям, насекомым, птичкам и животным, первобытным людям в изолированной части мира.

Вспоминая, что многие талантливейшие люди разных творческих профессий не реализовали себя, вспоминаю эти эпизоды из книги маэстро. Разные обстоятельства и судьба, небо не помогли этим гениям. Люди разных профессий не смогли начать и не смогли дойти до конца. Для этого всем писателям, режиссерам, художникам, актерам стоило иметь качества друг друга. У всех них был огромный диапазон эмоциональной реакции на мир, все имели глубокое тонкое видение. Но и этого не хватило состояться в обществе. Проницательность, умение видеть невидимое, стремление найти свой третий глаз было у всех них. Умение слышать неслышимое, видеть невидимое, такие божественные данные оказались недостаточными, надо было уметь жить, как земные, практичные существа.

Эти таланты с данными присланными от бога – слышать не слышимое всеми и видеть не видимое всеми, не были толпой, которая не слышит чужие тихие плачи и рыдания, вздохи и шёпот, тревоги и бормотания, реагирует лишь на крики хозяина, рёв и плакания профессиональных плакальщиц на похоронах. Люди от неба может не имели земных, звериных качеств, как ярость и ненависть, бесконечная месть. Хотя животные сейчас удивляют обратной своей сутью. Все эти идеи исходят из меня после читки книги.

Напоследок хочется пожелать актерам и подумать о них, с них начался творческий путь книги. Имея мощнейшие интуиции и являясь рабочими творческих проектов, они не все видят невидимое. Их воображение не столь же мощное, как у художника и кинооператора, что заранее видят наснятый фильм, а сценограф видит не поставленный спектакль. 

Г.Товстоногов говорил о «романе жизни», тот моменте, когда актер на сцене видит проблемы трех кругов обстоятельств, верит в них, живет ими. Ты боишься отправить сына на войну, ты боишься сгорит твоя республика, ты боишься мир отвернется от вас, и ты живешь этим сутками, годами. Фантастическое воображение и вера в невероятное почему то не появляется у всех актеров. Многие актеры работают без модуляции и образно говоря в средних частотах, не преодолевая мир чувств от нижних до верхних частот, как величайшие певцы с невероятным голосовым диапазоном. Такой диапазон чувств необходим актерам. Об актёре невероятного чувственного диапазона указал маэстро. Это был Нурмухан Жантурин не ставший человеком В.Шекспира, и тоже весьма сильно гипнотизировавший меня. Здесь я чувствую мир человека не умевшего лгать и что то играть в жизни. Король правды, искренности и чистоты не вравший в жизни, ничего не играл на сцене. Кто не искренен в жизни, лгун, король фальши, какую правду ему играть на сцене?

Думаю главное для творца сохранить в сердце мир и душу, сердце ребёнка. Его чувственность и чистоту, искренность и наивность, отсутствие возрастной стариковской ярости, ненависти к миру с которым прощаешься. Но и вторая задача обрести навыки мужественного существа. Именно таким, сохранившим душу ребёнка, зерно искренности, набравшим качества воина, я вижу гуру театрального мира Казахстана Асанали Ашимова.

Мемуары А.Ашимова «С любовью ваш А.Ашимов»

Абдыкадыров Нурлан Джалилович,

режиссер-постановщик ГНРТД им.Ч.Айтматова

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

29-11-2018
Прошу рассмотреть возможность присвоения мне Почетного звания Народный артист КР
20019

24-12-2014
Обращение киногруппы «Свадебный марафон, или путешествие с бомбой» к президенту
17730

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×