Добавить свою статью
30 Мая 2022
Одиночество Жусупа Абдрахманова 

Люди изменчивы так же, как и явления природы.

Друзей много, но по-существу, каждый из нас в отдельности одинок. Но более одинокого, чем я, пожалуй, не найти. 

Ж. Абдрахманов 

Знаменитые «Дневники» Ж. Абдрахманова – это воистину учебник по политическому лидерству, где центральное место занимает феномен одиночества власти. Почему лидер такого общенационального масштаба как Ж. Абдрахманов (правда, очень редкие) оказываются в состоянии одиночества в своей общественно-государственной деятельности? 

Вот один из ответов, который сформулировал великий дипломат современности Генри Киссинджер: «Лидер, приспосабливающийся в период потрясений к опыту народа, может приобрести временную популярность ценой осуждения в будущем. Если же лидер значительно опережает свое общество, то становится не понимаем. Лидер должен быть педагогом, заполняющим пропасть между своими предвидениями и обыденностью. Но он должен также быть готов двигаться в одиночку, чтобы общество затем последовало по избранному пути». 

Заветной целью Абдрахманова было создание кыргызской национальной государственности в качестве союзной республики. К сожалению, его не понимали ни в Москве, ни в Ташкенте, да и у себя на Родине. В десятках своих письмах Сталину он добивается его понимания проблемы, выдвигая все мыслимые и немыслимые аргументы. Достаточно привести здесь лишь одно его письмо Сталину, которое сыграло решающую роль в создании кыргызской союзной республики, особенно его внешне-политические аргументы, доказывающие необходимость создания Киргизской ССР: «Наконец, о внешнеполитическом значении преобразования Киргизии в Союзную Республику. Киргизия не только граничит с Западным Китаем на протяжении свыше 800 километров, но она граничит с таким участком Западного Китая, который может стать плацдармом английского империализма для наступления на Советскую Среднюю Азию. Я имею в виду Кашгаро-Уч-Турфанскую провинцию Китая, населенную главным образом уйгурами и киргизами, куда английский империализм пробирается, по недавнему сообщению «Правды», через Тибет, чтобы превратить эту провинцию в свой плацдарм для наступления на Советский Союз...».

Такое письмо в те времена мог написать только человек, обладающий не только исключительным умом, но и политическом опытом, по крайней мере, как у некоторых видных соратников Сталина. Редко, когда мужеством и умом судьба награждает одного человека. Ум, не пропитанный мужеством, храбростью, подобен луне, которая светит, но не греет. Лишь органическая слитность ума и мужества порождает такую личность, как Жусуп Абдрахманов, который отличается не только глубоком аналитическим умом, но и беспрецедентной смелостью в постановке и решении судьбоносных для нации проблем. 

Ж. Абдрахманов в роли председателя СНК шел одиноко и в годы коллективизации, которая обильно пропитана кровью и потом миллионов кочевников – дехкан. Это было время, когда большевистское правительство Сталина отбрасывало на свалку истории НЭП (Ленинскую новую экономическую политику), которая в 20 годы спасла страну от катастрофы, разумно сочетая рыночную и плановую экономику. Был избран путь крутого поворота в сторону принудительной мобилизационной экономики, где балом правил только план как инструмент жёстко централизованной хозяйственной жизни на базе только государственной собственности. Ж. Абдрахманов писал с горечью: «Что будет весной? В своем заготовительном усердии мы не оставим у значительной части дехкан даже семенника. Ташкент сошел с ума. Опять новый план хлопкового посева. Это уже 5-й. Сколько еще будет до начала посева? Планируем самым безобразным образом, что можно подумать, что мы стоим перед крахом... 

... Начался массовый убой овец. Вес овцы не превышает 20 кг. Безобразный образец бесхозяйственности. Убиваем в основном маточный материал. ...Новый метод товароснабжения не означает ли новый курс к экономполитике. На лицо одно развязывание рыночных отношений? Не идем ли от НЭПа к «НЭПу» с её проведением в жизнь методами работы в период «военного коммунизма»? 

Глубоко убежденный в ошибочности проводимой экономической политики большевиков, неслыханно отважный Ж.Абдрахманов отказывается выполнять многие необоснованные планы и директивы сверху. «Везде и всюду, - писал он, - где я бывал, проводил одну линию, - не особенно нажимать на план, а все силы на вспашку и засев. Лучше больше засеять, чем больше законтрактовать». 

Но самое из ряда вон выходящее его мужество и отвага – это его отказ от выполнения плана заготовок и сдачи зерна. Как известно, в те 30-годы свирепствовал голод в Украине, в центральных областях России, в Казахстане. Ж. Абдрахманов понимал, что эти бедствия являются последствиями ошибочной экономической политики партии большевиков. «Около Фрунзе 2-год, - писал он, - город юрт казахских граждан, переселяющихся сюда от ... голода и нищеты. Это результат работы Филиппа (имеется ввиду Ф.Голощекин - первый секретарь казахского крайкома ВКП (б)... Так не показывает ли участь казахов и будущность киргиз? Трагический путь развития Ж.Абдрахманова показывает, что груз ответственности перед своим народом и необходимость личностного выбора определяют одиночество закономерным итогом деятельности. Т. Карлейль писал о Наполеоне: «Он шел своим путем, а природа своим. Отказавшись раз от действительности, он очутился в безнадежной пустоте. Для чего не было возврата. Ему оставалось уныло и печально погрузится в эту пустую пучину, с чем редко примиряется человек – разбить свое великое сердце и умереть». 

Еще более драматично и трагично выглядит одиночество Ж. Абдрахманова в любви. Вполне естественно, что между цветущим 29-летним председателем Совнаркома республики и еврейки редкой красоты Марией Натанзон, прикомандированной во Фрунзе по линии госплана на 9 месяцев вспыхнула любовь. Их встречи потом продолжаются в Москве, в семье Осипа и Лилии Брик. Здесь состоялась и укрепилась его большая дружба с великим пролетарским поэтом В.Маяковским. 

Из анализа взаимоотношений Ж.А. и М.Натанзон убеждаешься, что влюбленность, даже интимная близость между мужчиной и женщиной вовсе не означает настоящую, подлинную любовь. 

Из дневников Ж.А. видно, что он любит М.Натанзон искренне и глубоко. Он пишет: «Выехал из Ташкента в Москву. Провожала М.Н. Говорили с ней по многим вопросам, но большего по личным. Это единственный человек в моей жизни, которого я крепко полюбил и с которым крепко подружился. У меня нет и не было тайн от нее...» Далее он пишет: «Самое худшее наказание для человека – это разлука с любимым человеком». 

Но, чуть позже, в «дневниках» читаем: «Трагедия заключается в том, что я ошибался в выборе друга жизни и все ищу выхода из создавшегося нелепого положения в личной жизни... Я её искал и нашел, но вышло – «но». Это «но» и выбило меня на некоторый период времени из колеи нормальной жизни. Дальше читаем: «Между прочим, позвонил Лилечке. Она была поражена тем, что я в Москве. В ее голосе прозвучал тон огорчения, когда я ей сказал, что с М в больших друзьях и более ничего. 

Очевидно, что Ж.А. любил Марию безраздельно, всей силой свой души и сердца, но не встретил такую же любовь от неё. Остается нам лишь цитировать великого Достоевского: «Великая радость любить, но страдания так велики, что лучше не любить вовсе». 

Однако, нет худа без добра. Такого рода неразделенная любовь не только источник горя и печали, но и порождает могучих талантов науки и художественного творчества. Выдающийся советский писатель Валентин Катаев писал, что однажды Сергей Есенин сказал мне «что не знает более сильного двигателя творчества, чем зависть. Я бы согласился с этим, если бы не считал, что есть еще более могучая сила: любовь. Но не просто любовь, а любовь неразделенная, измена или просто неудачная, в особенности любовь ранняя, которая оставляет в сердце рубец на всю жизнь. В истоках, творчества гения ищите измену или неразделенную любовь. Чем опаснее нанесенная рана, тем гениальнее творение художника, приводящие его в конце концов к самоуничтожению». 

Ж.Абдрахманов не был образцом добродетели: любил женщин, веселые застолья, особенно «в семье троём» в Москве – Бриками, своим другом В. Маяковским, имел пылкий характер. И в чем же все-таки столь высокое уважение и любовь народа к этому человеку? Здесь прежде всего проглядывает тоска по масштабной личности. По политикам, которые приходя в коридоры власти, не утрачивали бы репутации честных, неподкупных людей. О людях, которые, попадая в ханские хоромы, не глохли бы от грома «медных труб» не слепли от блеска позолоты, не утрачивали бы связи с народом и не окружали бы себя политическими холуями и временщиками. 

Юбилей Ж. Абдрахманова, и как восторженно проводил это народ, вновь и вновь поднимает болезненный для нас вопрос: почему на наших нивах не повторяются тот же Абдрахманов и Раззаков. Почему с приходом каждого нового поколения элиты, мы начинаем стройку в стране по новым чертежам, копаем новые национальные котлованы, сочиняем новые конституции? Почему энергии наших политических львов хватает лишь на то, чтобы побольше отпилить от госказны и выбить себе место на Ала-Арчинском кладбище? Несмотря на смену политического строя перемены в манерах нашей элиты коснулись разве что ритуалов. А с деяниями – по-прежнему плохо. 

Во многих странах цивилизованного мира уже давно не принято ставить скульптурных надгробий. Этичным считается простая именная плита с годами жизни. Никто не указывает, кем был покойный, какую должность занимал, какую битву выиграл или какую сочинил басню. Глядя на помпезные и часто безвкусные надгробия наших кладбищ, за редким исключением трудно вспомнить, чем прославился тот или иной элитный покойник. К большинству из них уже давно заросла народная тропа. А по сути дела – никогда не протаптывалась.

А мы в Кыргызстане едва заступив на путь «служения народу», тотчас же начинаем меряться земной славой. Кто у нас выше: президент или премьер, лидер «Ата Мекена» или «Ата Журта», генерал ГКНБ или генерал от прокуратуры, вор в законе или высокопоставленный мошенник? 

Погоня за земной славой, за рейтингами, за длительностью пребывания у власти, становится все более отвратительной. Мы живем в то время, когда похороны важнее покойника, когда свадьба важнее любви, а внешность важнее ума. Мы живем в культуре упаковки, презирающей содержание. 

Чем значимее, возникающие проблемы в обществе, тем сильнее массовое сознание жаждет обрести лидера, способного найти выход из кризиса. Как говорится, пророк появляется когда его ждут. Об этом свидетельствуют выборы президента С. Жапарова, которые впервые за прошедшие 30 лет, прошли поистине всенародно, в целом честно и прозрачно. И, надо честно признать, что избиратели в целом удовлетворены своим выбором, конечно, за дела президента, осуществленные после выборов, а именно: 

за установление более компактной, более эффективной, президентской системы государственного управления. Показательно, что Казахстан от суперпрезидентской власти переходит такой же системе как у нас. 

за воистину историческую победу над «третьим колониализмом», то есть за возвращение «Кумтора» в собственность национального государства и народа. 

за последовательное усиление функций социального государства, то есть неосоциализма. Примером тому является существенное повышение зарплаты широким слоям работников социальной сферы, что было забыто за прошедшие 30 лет. Президент и его весьма удачно подобранный глава Правительства своевременно осознали, что левый поворот, но уже не узконациональный и не региональный, а глобальный стал ответом мира на бушующий в мире системный кризис. 

Давно заржавевшие колёса хозяйственной жизни страны начали со скрипом вращаться и набирают обороты, строятся автомобильные и железные дороги, гидростанции, объекты соцкультбыта и т.д. 

Дай Бог, чтобы эти деяния расширялись и углублялись. Но следует помнить, что если успех распространяется на все окружение Жапарова, то неудачи персонифицируются и приписываются конкретно ему самому, что сопровождается фронтальной критикой со всех сторон. В этом особо усердствовать будет разномастная политическая шпана, которая подобна стае собак, отчаянно бегущая лаем за скачущим всадником. Не стоит отвечать на каждый их фейк, что их раззадоривает и толкает на еще более подлые шаги, не надо оглядываться на них, а идти вперед и вперед.

Ж.Сааданбеков 

Общественный деятель

Почетная академик НАН КР

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-06-2024
Авторитет лидера – авторитет государства
1694

10-06-2024
Новый поворот в экономической политике Кыргызстана 
4774

12-03-2024
У каждого века есть свое средневековье
1098

28-02-2024
Скромное обаяние прирожденного трудоголика. Апасу Жумагулову 90 лет
5906

05-02-2024
Стратегия идеологической безопасности КР
3085

16-01-2024
О повышении эффективности общественно-гуманитарных наук Кыргызстана
1955

20-10-2023
Жаңы курулган президенттик резиденциянын аталышы боюнча
9762

13-10-2023
Демократия или Свобода?
2398

12-10-2023
«Кыргыз Ордо» болсун
1260

11-09-2023
Первые впечатления о книге президента С. Жапарова
1610

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×